Референдум как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Изучить особенности местного референдума как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Задачи работы:
Дать определение местного референдума.
Определить виды местного референдума и его правовое регулирование.
Перечислить принципы проведения местного референдума.
Изучить особенности назначения и проведения местного референдума.
Выделить особенности местного референдума в других странах.
Рассказать о случаях проведения местных референдумов в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Референдум как форма непосредственного осуществления
населением местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие местного референдума и его правовое регулирование 5
Виды местного референдума 11
Принципы проведения местных референдумов 13
Назначение местного референдума 15
Проведение местного референдума 18
Практика местных референдумов за рубежом и в Российской Федерации
Местные референдумы за рубежом 22
Опыт местных референдумов в Российской Федерации 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 73.42 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  3  

  1. Референдум  как форма  непосредственного осуществления

 населением местного  самоуправления в Российской Федерации

    1. Понятие местного референдума и его правовое регулирование       5                                                
    2. Виды местного референдума                                                                11                              
    3. Принципы проведения местных референдумов                              13            
    4. Назначение местного референдума                                                    15
    5. Проведение местного референдума                                                   18
  1. Практика местных референдумов за рубежом и   в Российской Федерации                                                                 
    1. Местные референдумы за рубежом                                                   22
    2. Опыт местных референдумов в Российской Федерации                27           

  Заключение                                                                                                          30

 Список использованной литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

Европейская  Хартия  местного  самоуправления, ратифицированная  Российской Федерацией в 1998 году (Федеральный Закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления¨ от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ), устанавливает, что право на местное самоуправление «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования», которые «могут иметь подотчетные им исполнительные органы», но «это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом» (п. 2 ст. 3).1

Конституция Российской Федерации (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления.2

Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Выбранная мною тема актуальна тем, что местное самоуправление  - самый близкий к населению уровень публичной власти, оно должно основываться на активном участии жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения.   Местный референдум - это уникальная возможность каждому внести свое предложение в решение той или иной проблемы своего муниципального образования.

Цель работы:

Изучить особенности местного референдума как формы  непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Задачи работы:

  1. Дать определение местного референдума.
  2. Определить виды местного референдума и его правовое регулирование.
  3. Перечислить принципы проведения местного референдума.
  4. Изучить особенности назначения и проведения местного референдума.
  5. Выделить особенности местного референдума в других странах.
  6. Рассказать о случаях  проведения местных референдумов в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Референдум  как  форма  непосредственного осуществления населением местного самоуправления в Российской Федерации

 

    1. Понятие местного референдума и его правовое  регулирование                                                    

Местный референдум является составной частью организационной основы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации ставит местный референдум на первое место среди всех остальных форм осуществления местного самоуправления. Тем самым он является высшей формой народовластия на муниципальном уровне.

Впервые  в нашей с гране термин «местный референдум», как элемент системы местного самоуправления, получил законодательное закрепления в ст. 2 Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства СССР». Затем он нашел закрепление в ст. 2 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации»3.

Понятие «референдум» (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни. Референдумы по масштабу бывают всенародные, охватывающие территорию всей страны, и локальные, имеющие распространение на определенную часть территории.4

Воля всего народа находит свое выражение при решении важнейших вопросов общественной жизни на всенародных референдумах. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, выражают свою волю посредством местного референдума. Следует заметить, что разным является объем полномочий референдумов. Так, на всенародном референдуме в 1993 году многонациональный народ России принял Конституцию страны. Эту задачу вправе решать только народ всей страны. Что же касается местных референдумов, то они имеют локальный характер и ограничены решением задач местного значения.

В законодательстве используются различные определения понятия «местный референдум».

Конституция РФ определяет местный референдум в качестве прямого волеизъявления граждан, с помощью которого могут быть решены вопросы местного значения.5

В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ от 28.08.1995 года в ст.1 дается следующее значение  местного референдума: голосование граждан по вопросам местного значения (закон утратил силу).6

В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года в ст.2 «Основные термины и понятия» не приводится определение местного референдума, а в ст.22 этого же закона, посвященной местному референдуму, говорится, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.7

Порядок назначения и проведения по его результатом принятия и изменений решений по его результатам устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должны соответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года №67-ФЗ, устанавливающему правовую основу всех референдумов в России.8

На местный референдум, как правило, выносятся вопросы, являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества (например о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуют выяснения воли жителей (например изменения границ данного муниципального образования)

В муниципальных образованиях регулирование местного референдума происходит Уставами муниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуру подготовки и проведения референдума муниципального образования.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.9

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству, ограничивать или отменять общепринятые права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы исключилась возможность их множественного толкования.10

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся субъекты Российской Федерации, в которых указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов довольно разнообразна. Так, например, в Удмуртской Республике, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Тульской областях и других субъектах Российской Федерации отдельными законами регулируются вопросы проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований, проведения местных референдумов. В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Архангельская, Ленинградская, Сахалинская области, проведение местных референдумов регулируется специальными отдельными законами.11

Так, в Архангельской области проведение местного референдума регулируется законом Архангельской области от 30.06.2004 N 240-31-ОЗ (ред. от 29.10.2010) "О местном референдуме в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 29.06.2004)12, а также ст. 7 Устава Архангельской области  от 23.05.1995 года (ред. 26.06.2008)13.

Ко второй группе субъектов Российской Федерации относятся субъекты Российской Федерации, в которых регламентация проведения местных референдумов проводится в избирательных кодексах. Избирательные кодексы приняты в Алтайском, Хабаровском краях, Владимирской области и других субъектах Российской Федерации. В Алтайском крае в Избирательном кодексе регулируется также институт отзыва избирателями депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. 

В Европейской хартии местного самоуправления местный референдум упоминается как институт, дополняющий основную форму организации и деятельности местного самоуправления, каковой являются советы или собрания, состоящие из членов, избираемых путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. В ч. 2 ст. 3 Европейской хартии специально указывается, что наряду с осуществлением местного самоуправления через советы (собрания) и подотчетные им исполнительные органы не исключается возможность обращения к таким формам непосредственной демократии, как собрания граждан, референдум или любым другим формам прямого участия граждан в местном самоуправлении. Возможность обращения граждан к формам непосредственной демократии должна быть установлена законом.14

 Сравнение конституционных  положений и текста Европейской  хартии местного самоуправления  позволяет сделать вывод о  том, что в отличие от Европейской  хартии в Конституции Российской  Федерации в большей степени  делается акцент на непосредственные  формы участия населения в  осуществлении местной власти.

Таким образом, местный референдум - это осуществляемое в пределах муниципального образования, посредством голосования, прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды  местного  референдума

 

Немаловажным является вопрос о видах местного референдума. Он позволяет не только уточнить юридическое значение и механизм реализации решений, принимаемых на местном референдуме, но и раскрывает различные возможности населения муниципальных образований в организации и проведении референдумов.

  1. В зависимости от способа назначения местного референдума необходимо различать референдум, назначенный представительным органом местного самоуправления, и референдум, назначаемый главой местного самоуправления, а также по инициативе выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме, и избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом.
  2. По основаниям, положенным в основу проведения референдума, можно выделить обязательный и факультативный. Обязательный местный референдум имеет место в тех случаях, когда законодательство для решения определенного в прямой форме требует назначения референдума, а иная форма выявления мнения населения не допускается. Факультативный референдум может проводиться по всем вопросам местного значения, за исключением тех, которые не могут быть предметом референдума.16
  3. С точки зрения характера и юридической значимости решений, принимаемых на местном референдума, он может быть императивным и консультативным. Императивный референдум означает непосредственное решение населением вопросов местного значения, которое является обязательным для исполнения всеми государственными и муниципальными организациями и должностными лицами, негосударственными структурами и гражданами. Консультативный референдум проводится для выявления мнения населения по определенному поводу, имеющему местное значение. Результаты голосования в этом случае имеют рекомендательное значение и могут учитываться в решениях, принимаемых органами местного самоуправления.17

Информация о работе Референдум как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления в Российской Федерации