Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений государственной поддержки реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере Залесовского района Алтайского края.
Исходя из цели исследования, были сформированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственной поддержки муниципальных образований;
- провести комплексный стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алтайского края

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование методических основ мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Залесовского р

— 189.00 Кб (Скачать файл)

В бюджет района в 2013 году  поступило  всего доходов в сумме 185,7 млн. рублей, в том числе собственных доходов 33,3 млн. рублей, доля которых в доходах бюджета составляет 18,3%, и 152,4 млн. рублей безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составят 27,7 млн. рублей, или 83,4% в объеме  собственных доходов бюджета. Неналоговые доходы  5,5 млн. рублей. В анализируемом периоде проводились мероприятия по разграничению полномочий в соответствии с законодательством. Осуществлено делегирование муниципальному району отдельных государственных полномочий с одновременной передачей  средств для их реализации. Объем переданных средств на эти цели в 2013 году по сравнению  с 2011 годом увеличился в 1,3раза. (Приложение 7.Табл.7)

Расходы

Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета района в 2010-2013 годах занимают расходы на финансирование учреждений образования – 43 процента. В 2013 году в целом на финансирование социальной сферы направлено более 77% расходов бюджета района, по сравнению с 2010 годом расходы возросли на 37%. Произошло увеличение расходов на финансирование учреждений здравоохранения в связи с передачей на краевой уровень расходов по страхованию неработающего населения. 

Продолжится тенденция роста расходов на мероприятия социальной политики  по причине роста выплат из бюджета субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В 2013 году дефицит бюджета района составил 1,3 млн. рублей, или 3,9процентов от собственных доходов бюджета, и находится в пределах, установленных бюджетным законодательством. (Приложение 7. Табл.8)

Кредиторская задолженность по финансированию расходов бюджета в сумме 7,4 млн. рублей  (4% в объеме расходов бюджета района), в том числе по начислениям  на заработную плату – 7,4 млн. рублей.

По состоянию на 01.01.2013 в районе сложилась недоимка по платежам  в местный бюджет и по специальным налоговым режимам в сумме 0,9 млн. рублей, удельный вес которой в собственных доходах вырос с 2,5 процентов до 2,7 процентов.

Выводы:

1. Доля собственных  доходов в доходах бюджета  района имеет тенденцию к росту, возрастает удельный вес безвозмездных перечислений за счет сумм субсидий, переданных в установленном законом порядке для осуществления государственных полномочий.

2. Район располагает  резервами роста собственных  доходов бюджета в размере 20% объемов  поступлений земельного налога и 30% арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения в 2013 году.

Муниципальное имущество и земли

На территории Залесовского района расположено 9 сельских поселений. По данным  района   муниципальных предприятий  - 2, муниципальных учреждений 45. (Приложение 8. Рис.8)

Площадь земель в границах муниципального образования «Тальменский район» составляет 327456 га. В настоящее время в аренде находится 26,9 тыс.га или 8,7% всех земель района, действует 295 договоров аренды, из них с физическими лицами – 266 договоров, с юридическими лицами – 29.(Приложение 8. Табл.9)

По использованию земельных ресурсов через сдачу в аренду лидируют Тундрихинское и Черемушкинское поселения, доля земель которых  от общей площади составляет 18,6% и 34,5% соответственно.

Остается неизменной площадь земельных участков, находящихся в частной собственности:

в 2010 –2013гг. – в собственности юридических лиц – 2,6 тыс.га (0,7% от общей площади), в собственности  физических лиц – 16,9 тыс. га (5,2% от общей площади).

На муниципальное имущество ведется реестр,  на имущество района государственная  регистрация отсутствует.

Выводы:

1. Необходимо проведение  мероприятий по  регистрации права  собственности как на земельные  участки, так и на недвижимость.

2. Не завершен процесс  законодательного закрепления земель  муниципального образования по уровням собственности.

3. Муниципальное имущество  используется недостаточно эффективно  с точки зрения увеличения  ставок арендной платы и обеспечения  роста поступлений доходов в  бюджет района.

4. Необходимо завершить выявление незарегистрированных земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам.

 

 

 

2.2. Критерии и методы отбора муниципальных проблем для реализации целей государственной поддержки муниципального образования Залесовского района Алтайского края

Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования (Приложение 9.Табл.10)

Основные положительные характеристики:

1. Высокими темпами  растет заработная плата работников  на малых предприятиях.

2. Район располагает  достаточно развитым промышленным  потенциалом по объему промышленных  товаров район занимает 22 место.    

3.В сельскохозяйственном производстве наметился рост продуктивности коров и среднесуточные привесы  крупного рогатого скота.

4.Повышается инвестиционная активность, активно ведется строительство объектов торговли.

5. Район характеризуется  хорошей транспортной доступностью.

6. Стабильное  развитие на территории района  розничной торговли.

7. В сельском  хозяйстве стабильный рост в  выращивании льна-долгунца и увеличение объемов крупяных культур (гречиха).

8. Рост объемов  переработки льноводческой продукции.

9. Намечается  тенденция в развитии индустрии  туристического бизнеса.

10. Закрепились  предпосылки  в развитии лесной  отрасли.

11. В результате реорганизации сельскохозяйственных  предприятий не произошло снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

Основные проблемы социально-экономического развития Залесовского муниципального района:

Около 30% трудоспособного населения района не имеют работу, значительно высок уровень официальной безработицы  2013 год -11%.

-Низкий уровень жизни населения.

-Значительная дифференциация средней заработной платы работников как по сферам деятельности, так и по поселениям внутри района.

-Отсутствует рост собственных доходов бюджета.

-Не завершен процесс законодательного закрепления земель муниципального образования по уровням собственности.

-Недостаточное развитие сферы малого предпринимательства.

-Высокий уровень заболеваемости, недостаток кадров здравоохранения, проблемы состояния материальной базы лечебных учреждений.

-Увеличивается численность нуждающихся в социальной поддержке, а ее объем не является достаточным для решения проблем социально незащищенных граждан.

-Отсутствуют темпы роста ввода жилья.

-Значительная часть технологического оборудования муниципальной системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения нуждается в модернизации и замене.

-В капитальном ремонте нуждаются более половины объектов образования и культуры района.

-В отдельных сельских поселениях не созданы условия для занятия физкультурой и спортом, отсутствуют стадионы и спортивные залы, сокращается бюджетное финансирование.

-Отсутствие бытового обслуживания населения и сферы общественного питания в сельских поселениях.

-Отсутствие уличного освещения, особенно в сельских поселениях.

Основные проблемы социально-экономического развития Залесовского муниципального района выявлены в результате анализа и расположены по степени важности и приоритетности. Наиболее острыми проблемами признаны  проблемы, связанные с прекращением деятельности сельхозпредприятия, повлиявшее на повышение уровня безработицы и снижение уровня жизни, а также снижение собственных доходов бюджета поселения, проблемы состояния материальной базы всей социальной сферы.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование методических основ мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Залесовский район Алтайского края

3.1. Совершенствование научно-методической базы формирования источников государственной финансовой поддержки муниципального образования Залесовского района Алтайского края

По результатам анализа условий  и потенциала развития района, а также  основываясь  на стратегических целях и приоритетах, в концепции развития были выделены приоритетные направления социально-экономического развития. Работа  по всем указанным направлениям предполагает дальнейшие шаги по формированию социально-экономической политики развития района, основой которой  станет разработка и выполнение соответствующих программных предприятий, которые будут подробно  изложены  в среднесрочном плане социально-экономического развития  Залесовского района  на 2015-2013 г.г.

Основные направления стратегии развития, сформулированные в концепции, носят долгосрочный характер и могут корректироваться и дополняться в зависимости от изменения внутренних и внешних условий  постановлениями органа представительной власти муниципального района после согласования в субъекте Федерации.

Реализация концепции развития Залесовского района должна проводиться на основе четкого плана  с указанием приоритетов в выполнении программ, этапов  и сроков реализации исполнителей,  системы  отчетности и контроля, источников и схемы финансирования. Важным условием  выполнения заложенных в Концепцию направлений является разработка механизмов  мониторинга  и оценки  реализации программных мероприятий, а также внедрение его в систему  управления районом. Выполнение предусмотренных в плане программных мероприятий  потребует значительных организационных усилий со стороны  администрации Залесовского района по  реализации  механизмов выполнения программных мероприятий  и привлечению финансовых, инвестиционных и других ресурсов.

Главная цель развития любой территории состоит в  обеспечении  достойного уровня  жизни местного населения  на основе долгосрочного устойчивого развития многоотраслевого сельскохозяйственного, промышленного и через обеспечение его социальными услугами на уровне, соответствующем принятым в обществе социальным стандартам.

В понятие социальных услуг включаются гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, качественное жилье, общественная  безопасность  и т.п.

Обеспечение населения качественными  социальными услугами возможно только  на основе здоровой, динамично развивающейся  экономики. Это является необходимым условием выполнения муниципалитетом своих функций  и обязательств перед гражданами.

Меры поддержки  экономики стимулируют  экономический рост, ведущий к подъему  качества жизни. Муниципальное образование  должно создать условия  для возникновения  на своей  территории  предприятий- точек экономического роста, способных эффективно функционировать и развиваться, обеспечивая  тем самым, новые рабочие места, личные доходы граждан, расширение рынков сбыта, создание новых продуктов и услуг.

Вместе с тем, для повышения качества социальных услуг необходимо также улучшение деятельности органов местного самоуправления и предприятий муниципального сектора, необходим  рост собственных доходов бюджета, оптимальное распределение бюджетных средств и их эффективное использование.14

Таким образом,  стратегическими целями комплексной программы до 2015 года  социально-экономического развития  Залесовского района  являются:

1. Рост уровня  и качества жизни населения, создание благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни;

2. Рост качества  среды жизнедеятельности;

3. Рост экономического  потенциала;

4. Повышение эффективности  системы управления районом.

Достижение стратегических целей должно повлиять  на состояние экономики и социальной сферы района, повысить эффективность управления.  А решение стратегических задач должно быть направлено на снижение уровня бедности за счет роста доходов населения, в первую очередь, за счет роста заработной платы.

Финансовое обеспечение реализации программных мероприятий ориентировано преимущественно на использование собственных средств предприятий и организаций, кредитов коммерческих банков, а также средств федерального, регионального и местного бюджета.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации комплексной программы социально-экономического развития Залесовского муниципального района,  за счет всех источников финансирования  в 2013-2015 годах составит  941,291 млн. рублей.

Реализация программных мероприятий комплексной программы предполагается за счет средств: (Приложение 10. Рис.9)

-федерального бюджета 7,383 млн. руб. (1%);

-краевого бюджета 221,533 млн. руб. (25%);

-муниципального бюджета 29,101 млн. руб. (3%);

-внебюджетных средств 623,474 млн. руб. (71%).

Информация о работе Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алта