Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений государственной поддержки реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере Залесовского района Алтайского края.
Исходя из цели исследования, были сформированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственной поддержки муниципальных образований;
- провести комплексный стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алтайского края

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование методических основ мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Залесовского р

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Вторым по значению и частоте использования является метод индивидуального отбора по конкретным принципам, определённых в общей форме. Так, отбор федеральных целевых программ должен выходить из:

- особой значимости  проблем;

-сжатости сроков решения этих проблем и необходимости концентрации ресурсов;

- взаимосвязанности  соответствующих мероприятий, обеспечивающих  целевое управление межотраслевыми  связями.

Третьим методом отбора является их классификация по специально подобранным категориям.

Четвертый метод определяется как укрупнение территорий для реализации конкретных видов выборочной государственной поддержки. Таких как, методы отнесения отдельных субъектов федерации к категориям «доноров» и «реципиентов» для выравнивания бюджетов, ранжирования регионов с позиций принадлежности к северным территориям для специальной государственной поддержки.

И пятый, наиболее редкий, метод отбора региональных проблем это прямой расчет потребности по определенным формулам и с использованием немногих показателей. На такой основе проводится расчет объема трансфертов, направляемых в отдельные территории из внебюджетных фондов.

Для объективной модернизации всей системы государственного регулирования регионального развития предопределяется особая заинтересованность к механизмам целевых программ регулирования. Как высока значимость совершенствования разработки и реализации федеральных целевых программ становится понятно, когда принимаются во внимание, разрабатываемые в настоящее время федеральных целевых программ поддержки регионов. Сюда входят, помимо собственных региональных программ, также отраслевые, функциональные и проблемно-ориентированные программы, оказывающих на решение региональных проблем большее влияние, чем сами региональные программы.

Состав блока региональных целевых программ уточняется ежегодно и закрепляется в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый период.

Использование целевых программ в решении проблем территориального развития постоянно повышается.

Число регионов, которые являются участниками федеральных программ, постоянно и быстро увеличивается. Сейчас уже утверждены и разработаны программы по охвату практически всех восточных территорий страны, значительной части регионов Северного Кавказа, Северного, Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Волго-Вятского экономических регионов. Программно-целевой подход повсеместно используется для решения проблем развития территорий, с недостаточно развитым экономическим потенциалом, территорий, особо нуждающихся в перестройке экономики, приграничных территорий с новыми для них проблемами.

1.2. Концептуальное обоснование  организационно-экономического взаимодействия  государства и муниципальных образований в современных условиях

В настоящее время разработка и осуществление федеральных целевых программ для решения территориальных проблем обеспечены нормативами намного лучше, чем другие формы государственной поддержки территориального развития.

Главной причиной низкой эффективности политики государственной поддержки регионального развития в девяностых годах являлась ее плохая правовая обеспеченность. Выходом из создавшегося положения за счет принятия новых, недостающих нормативно-правовых актов было невозможно, так как требовались серьёзные качественные изменения. Был необходим пересмотр самого подхода к правовому обеспечению политики государственной поддержки регионального развития, для чего потребовалось бы не одно десятилетие.

Правовая база государственного регулирования должна формироваться:

- Целенаправленно, то есть, исходя из заранее  выработанных представлений о  конечном результате;

- Комплексно, то  есть, из четкого представления  места в общей структуре права  и обеспечения их непротиворечивости и взаимосвязанности;

- Поэтапно, то  есть, путем постепенного ввода  в действие новых законов, дополняя  и изменяя действующие правовые  акты, отменяя устаревшие решения;

-Согласованно, то есть, обеспечивать целесообразность законодательных и правовых актов, принимаемых на государственном и региональном уровнях.5

Основным условием получения хороших результатов является обеспечение эффективного участия субъектов федерации в подготовке и реализации проектов федеральных законов в тех сферах где особенно отражаются интересы государства в целом и его отдельных территорий.

Процесс обеспечения упорядоченной правовой базы политики государственной поддержки вполне реалистичен и, если политическая власть считает нужным и возможным её реализацию, может быть осуществлен в довольно сжатые сроки.

В XXI веке реформирование социально-экономической, этнополитической и правовой сфер будет ориентировано на обеспечение принципов государственности. Однако соблюдение этого условия может потребовать пересмотра сути и корректировки тактики и стратегии всех трансформаций.

Несмотря на то, что в Конституции есть статьи, которые определяют общие принципы государственности, конкретная социально-экономическая основа обеспечения и практического осуществления всех принципов пока не определен. Это произошло из-за нечеткого нормативно-правового оформления объектов ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения, таких как собственность на недвижимость, капитал и природные ресурсы, разграничение налоговых полномочий.

Сохранность данной неопределенности даёт возможность каждым сторонам толковать Конституцию Российской Федерации и Федеративный договор в свою пользу. Чтобы переломить эту ситуацию, центральная власть решила заключить двусторонние договоры и соглашения с субъектами Федерации. Этот шаг привел к серьезным негативным последствиям из-за того, что в договорный процесс не опирался на правовую базу.

Серьёзно обозначилось стремление к повышению правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, которые подписали договоры и соглашения с федеральным руководством. Причем это повышение не всегда соразмерно росту ответственности их законодательных и исполнительных органов власти перед государством и проживающим в этих регионах населением. Из-за образования различий в правах субъектов федерации появляются недовольство и конкуренция.

Если в реализации подходов не принимать во внимание внутреннее разнообразие Российской Федерации, то в итоге это может привести к территориальному разделению или придётся использовать административно-командные методы управления для преодоления этой разобщённости.6

Успех всех демократических трансформаций определяет только способность предложить модель развития, которая будет обеспечивать вхождение территориальных хозяйственных и социально-культурных комплексов в объединённое экономическое пространство.

Главные задачи территориальной политики можно сформулировать следующим образом:

- преодоление  территориальной закрытости и  территориального монополизма;

- создание общероссийских  рыночных отношений;

- осуществление  честного межрегионального и  федерального обмена.7

Естественно, что когда большая часть субъектов Федерации являются дотационными, а меньшая - донорами, осуществление принципа эквивалентности становится задачей долговременной перспективы. Но решать эту проблему заставляет жизненная необходимость, так как в условиях демократии и экономической свободы сохранность целостности Российского государства базируется на взаимной заинтересованности субъектов.

Стратегия российского государства призвана найти пути, соответствующие Конституции РФ, для обеспечения самостоятельности территорий. Осуществление продуманной территориальной политики должно основываться на аналитических разработках.

Взаимоотношения федерального центра и регионов должны ориентироваться на выполнение следующих целей:

- Соблюдение  безусловных имущественных прав  Федерации;

-Строгое выполнение законодательных условий деятельности государства;

- Самостоятельное  решение вопросов внутреннего  политического и экономического  устройства Субъектов Федерации;

- Построение  экономических отношений федерального  центра и субъектов федерации  на компенсационной основе.

В современной России разрабатывается и используется великое множество нормативных методов федерального регулирования развития социальной и экономической политик. Суть их заключается в том, что правительство устанавливает систему экономических нормативов, что сказывается и на социальной сфере. Нормативные методы способствуют сбалансированности прав и ответственности органов федерального управления и хозяйствующих субъектов, разрешения споров между ними в судебных инстанциях, повышения мотивационной роли налоговых льгот и других мер федеральной поддержки экономической активности регионов.

В вопросах мотивации разработки и утверждения градостроительной документации органами государственной власти и органами местного самоуправления, законодатель пошел не по пути установления ответственности за отсутствие градостроительной документации, а по пути создания преференций, доступных только тем, у кого такая документация имеется. Одна из таких привилегий предусмотрена вступившим в силу 05 января 2012 года Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»8 (далее – Закон), а именно - создание зоны территориального развития (далее также – ЗТР), которая может быть создана на территории только того муниципального образования, в котором утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования.

Указанным нормативно-правовым актом законодательство в сфере развития территорий дополняется новыми понятиями. Например:

Зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки.

Администрация зоны территориального развития - орган управления ЗТР в субъекте Российской Федерации (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

Резидент зоны территориального развития - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр резидентов ЗТР.

В статье поэтапно рассмотрен весь цикл создания и функционирования ЗТР.

1. Утверждение  перечня субъектов РФ, на территориях  которых допускается создание  зон территориального развития  Правительством РФ.

Субъект РФ включается в указанный перечень исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня:

1)доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;

2)уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации;

3)среднегодовые показатели развития промышленного производства;

4)среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;

5)величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму;

6)показатель миграционного прироста;

7)уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;

8)доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;

9)доля длительной (более одного года) безработицы.9

В Законе прямо не определена периодичность утверждения таких перечней, но исходя из того, что показатели берутся «за период, предшествующий году утверждения» можно сделать вывод, что такие перечни должны утверждаться ежегодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алтайского края

2.1. Методические подходы к оценке уровня социально-экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования Залесовского района Алтайского края

Общая характеристика  Залесовского  муниципального образования.

Район расположен на северо-востоке Алтайского края в предгорьях Салаирского кряжа. Этим и определяется его рельеф с относительно обширными полями и распадками, сопками, холмами и причернской тайгой.  Поля и холмы  разрезаны речками, ручьями, имеющие отдельные обширные поймы и даже болота. Площадь района 3,2 тыс.кв.км, 63% территории района покрыты  лесом.

      Залесовский район имеет прекрасное сообщение с тремя  крупными городами: Кемерово, Новосибирск, Барнаул. Дороги республиканского значения в общей протяженности  автомобильных дорог  района составляют 27%.

     По территории района  протекает река Чумыш, шириной 60-100 метров, глубиной до 4 метров, а также около 100 учтенных рек, речушек и ручьев. Самые крупные из них: Каменка, Урап, Талица, Бердь . На территории Залесовского района в 22 населенных пунктах проживает 15044 человек. Находится 7  сельскохозяйственных предприятий, производственное направление которых молочно-мясное с зерновым хозяйством.

Информация о работе Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алта