Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений государственной поддержки реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере Залесовского района Алтайского края.
Исходя из цели исследования, были сформированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственной поддержки муниципальных образований;
- провести комплексный стратегический анализ социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алтайского края

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование методических основ мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Залесовского р

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение

Многообразие, новизна и острота проблем муниципального развития требуют разработки новой концепции и технологии государственного управления устойчивым развитием муниципальных образований. Это обусловлено действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны наблюдается тенденция к оживлению экономики. На местном уровне она отражается в некотором увеличении доходов работающих, увеличении доходов бюджетов. Другая тенденция фиксируется статистикой только на муниципальном уровне. Она связана с ухудшением социально-бытовых условий и выражается в снижении уровня обеспечения населения бытовыми услугами, увеличением рисков аварий с перерывами обеспечения теплом, питьевой водой, электроэнергией.

Государство Федеральным Законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» большую часть ответственности за социально-экономическое развитие территорий возложило на муниципальные образования.1 Однако в силу целого ряда причин политического, экономического и исторического характера оно не передало на местный уровень набор ресурсов, необходимый для устойчивого функционирования системы местного самоуправления. В то же время, набор обязанностей и функций в полном объеме передан на местный уровень. В результате местные власти оказались, по сути, несостоятельны в вопросах развития территорий, а зачастую и в вопросах обеспечения насущных жизненных потребностей населения.

В то же время, государство на федеральном и региональном уровнях не определило достаточно четко перспективу развития муниципальных образований. В этой связи, тенденция к социальной апатии и деградации сформировалась не только из-за сложных социально-экономических условий переходного периода, но и в результате определенной политики по отношению к системе местного самоуправления, важнейшей составляющей которой является государственная поддержка муниципальных образований.

Актуальность. Особенности России требуют наиболее активного вмешательства государства по устранению недостатков в национальной экономике, решению территориальных проблем, созданию условий для стабильного развития регионов и страны в целом.

Переход России к новым политическим и экономическим условиям требует глубоких реформ в государственном регулировании территориального развития. Основные тенденции проведения реформ определяются такими процессами, как замена административно-командного управления рыночных отношений, радикальное изменение структуры собственности и распределение доходов, реорганизация унитарного государства в федеративное и увеличение экономических прав регионов.

Целью работы является анализ основных направлений государственной поддержки реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере Залесовского района Алтайского края.

Исходя из цели исследования, были сформированы следующие задачи:

- рассмотреть  теоретические основы государственной  поддержки муниципальных образований;

- провести комплексный  стратегический анализ социально-экономического  развития муниципального образования Залесовского района Алтайского края;

- дать рекомендации по совершенствованию методических основ мониторинга и анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Залесовский район Алтайского края.

Объектом исследования является Залесовский район Алтайского края.

Предметом исследования является концепция социально-экономического развития муниципального образования.

Информационной базой исследования послужили:

-труды отечественных ученых по проблемам прогнозирования туристской деятельности;

-методические материалы по вопросам концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Методы исследования, используемые в  работе: анализ научной и методической литературы по теме исследования.

Разработанность исследуемой проблемы.  Различные аспекты исследуемой проблемы, связанные с концепцией социально-экономического развития муниципального образования и его применение частично нашли отражение в работах Гладкий Ю.Н., Лариной Н.И., Леонова С.Н., Михеевой Н.Н., Штульберг Б.М. В настоящее время разработано множество методик, позволяющих стимулировать социально-экономическое развитие муниципального образования.

Структура работы соответствует поставленной цели и решаемым задачам. Работа включает: введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список литературы, приложение, последний лист курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственной поддержки муниципальных образований

1.1. Основные принципы  и инструменты государственной  поддержки устойчивого территориального развития: европейский и отечественный опыт

Государственное регулирование территориального развития в условиях рынка осуществляется на всех уровнях государственного управления.

На федеральном уровне регулируются процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; осуществление экологических и социальных программ; организация межрегиональных и межгосударственных экономических связей.2

На региональном уровне основное внимание должно уделяться использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.

Специфика регионов определяет рациональность использования определенного набора экономических мотиваций.

Для успешного реформирования экономики необходимо учитывать территориальные особенности в реализации основных направлений государственной политики.

В области финансовой и налоговой политики необходимо повышение доли региональных бюджетов в общем бюджете страны. В то же время необходимо обеспечить во всех регионах России функционирование единой налоговой системы. В условиях неустойчивой обстановки в стране реализация долгосрочных территориальных планов невозможна, и Правительству приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Это в основном вынужденная политика, но именно она постоянно их воспроизводит. Создается так называемый заколдованный круг, и выйти из него можно только при наличии уверенной политической воли к наведению порядка в государственном регулировании территориального развития. Результатом этих действий должна стать система организационно-правовых механизмов, регулирующих процессы территориального развития в интересах России. Эти механизмы осуществляются в разных формах государственной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований и имеют цель:

- стимулировать развитие тех территорий, которые по определённым причинам не могут самостоятельно развиваться;

- активизировать  и поддерживать средствами социальную  подвижность населения отдельных  регионов;

- создать условия  для возникновения и деятельности  государственно значимых свободных экономических зон, технопарков;

- обеспечить  выполнение отдельными регионами  федерального значения финансирование  закрытых административно-территориальных  образований, содержание рекреационных  местностей федерального значения;

- формировать  и поддерживать специальные организационно-правовые  режимы в регионах особого  политического и геополитического  значения;

- оперативно  реагировать на образование зон  бедствий.3

При этом возникает сложная задача объективно отобрать наиболее нуждающиеся в государственной поддержке регионы, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы.

Распространившееся в настоящее время толкование государственной поддержки регионов необходимо уточнить важными по смыслу концепциями, связанными с определением государственности.

Во-первых, это определение закреплено в Конституции Российской Федерации за государственным и региональным уровнями.

Во-вторых, все вышесказанное относится не только к территории субъекта федерации в целом, но и к другим административно-территориальным образованиям. Поэтому объектом государственной поддержки могут быть также и административно-территориальные образования, причем, отношения субъектов федерации с этими образованиями должны быть такими же, как и отношения федерации со своими субъектами.

В-третьих, внутри одной страны каждое действие, которое изменяет структуру политических, социальных и экономических отношений в пользу одной из территориальных единиц, автоматически изменяет их для других.

Но независимо от обоснованности таких мнений, становится ясно, что федеральная поддержка территориального развития должна быть результатом решений всей федерации.

Так же очевидно, что по такому же принципу должны приниматься решения и об оказании государственной территориальной поддержки внутри региональных образований.

Федеральная поддержка регионов осуществляется в разнообразных формах. К ним можно отнести:

- трансферты, направляемые  в бюджеты субъектов Российской  Федерации из бюджетного Федерального  фонда для финансовой поддержки регионов.

- дополнительная  финансовая поддержка депрессивных  регионов. В утвержденной Правительством  методике основой для расчета  является бюджетная обеспеченность  доходами социально значимых  статей расходов с учетом средств, не обеспеченных источниками финансирования за отчетный год и кредиторской задолженности. Основным принципом для определения депрессивности региона является расчетное превышение расходов над доходами, которое определяется по специальной формуле;

- федеральные  целевые программы являются основной формой государственного регулирования территориального развития;

- бюджетные инвестиции  заключаются в осуществлении  на территории конкретных регионов  определённых инвестиционных проектов, которые смогут обеспечить в  этих регионах рост занятости, увеличение налогооблагаемой базы, реструктуризацию экономического потенциала, решение социальных проблем;

- передача в  собственность субъектов Российской  Федерации, которые находятся в  федеральной собственности, акций  акционерных обществ, образованных  в процессе приватизации. В результате таких действий территориальные бюджеты получают дополнительные неналоговые поступления, а региональные власти - возможность воздействовать на деятельность предприятий в интересах территориального развития;

- жилищные субсидии предоставляются из федерального бюджета субъекта Российской Федерации для обеспечения граждан из закрывающихся городов и поселков. Данный вид поддержки затрагивает не только северные регионы, но и во всех территориях, расположенных в климатически благоприятных регионах, где приобретается и строится жилье для переселенцев;

- товарные кредиты, предоставляемые за счет федерального  бюджета субъектам Российской  Федерации для финансирования  поставок горюче-смазочных материалов  и комбикормов сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- федеральное  содействие развитию региональных  рынков труда, секторов социально-культурной  сферы. Обычно, федеральные меры  закрепляются в определённых  федеральных целевых программах  или принятием индивидуальных  решений по конкретным регионам;

- федеральные  гарантии по кредитам коммерческих  банков;

- финансовая  помощь территориально-отраслевым  промышленным комплексам для  повышения их конкурентоспособности, увеличения прибыли, занятости и  налоговых отчислений в территориальный  бюджет и внебюджетные фонды;

- финансовая  поддержка угольной промышленности, военно-промышленного комплекса  и сельского хозяйства. Благодаря  этой поддержке решаются социально-экономические  проблемы тех регионов, где располагаются  эти предприятия;

- обеспечение  районов Крайнего Севера горюче-смазочными материалами, продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости и медикаментами;

- финансовая  поддержка районов Сибири и  Дальнего Востока, а также Европейской  части России, связанная с переселением из районов Крайнего Севера. Эта поддержка выражается в мотивации строительства необходимого жилья, а значит, и развиваются строительные комплексы указанных регионов.

- поддержка регионов  через внебюджетные фонды, по  которым происходит перераспределение средств и дотаций проблемных регионов.4

Такое обилие форм государственной поддержки регионов означает, что государство за счет федерального бюджета расходует на эти цели огромные средства. Но их полный учет и оценка затрудняются тем, что государственная поддержка регионов осуществляется как непосредственно, так и косвенно.

Весьма распространённое применение получил отбор территориальных проблем по принципу соответствия политическим целям. Большая часть принятых решений предопределяется необходимостью поддержки региональных властей, которые наиболее активно реализуют политический курс правительства.

Информация о работе Результаты комплексного стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования Залесовского района Алта