Правовые основы формирования и деятельности органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

В России исторически развивались две формы местного самоуправления — негосударственная и государственная. С середины XIX в. до 1890г. существовало земское и городское самоуправление как негосударственное, сами местные органы считались общественными, а их выборные руководители не входили в систему государственного управления. Однако после реформ Александра II земское и городское самоуправление было преобразовано в систему децентрализованного государственного управления, которое просуществовало до 1917г. После Октябрьской революции развивалась советская партократическая система местного управления, которую в 1993г., после принятия новой Конституции РФ, вновь сменила концепция негосударственного местного самоуправления1.

Содержание

Введение. 3
1. Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. 4
2. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. 6
3. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. 12
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Муницип. право (курсовая).doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

      Этот  же закон ст. 29 устанавливает, что  органы, которые заслужили доверие населения при отправлении своих властных полномочий, наделяются правом управления муниципальной собственностью, процесс которого носит характеристики сложно-системности и сложно-образованности. Подобное предполагает наделение правомочием органов данного порядка оказывать целеполагающее воздействие на объекты муниципальной собственности, тем самым, осуществлять свое функциональное предназначение — управлять муниципальными процессами хозяйствования преследуя, тем самым, достижение намеченных целей самоуправления, воздействовать на процессы самоуправления с использованием специфических форм такового — прогнозирования, определения цели, планирования, принятия решения, проведения контрольных функций, учета и оценки конечного результата.

      При этом, этот процесс характеризует необходимость осуществления контроля за характером пользования муниципальной собственностью, который может быть применен в различных своих моделях и формах — спектр отправления, осуществления полномочий по реализации управленческих функций с использованием возможностей различных моделей контроля и постановки определенных и конкретных целей осуществления контрольных функций, достаточно широк.

      С.В.Востриков  и В.В.Зайцев пишут, в частности,

      «За десятилетие «радикально-либеральных  реформ (плюс горбачевское пятилетие «перестроечных экспериментов») муниципальная власть так и не смогла встать на ноги, а готовность населения и низовых социальных страт взять на себя решение элементарных общественных проблем не слишком возросла. Благодаря «стараниям и трудам» таких горе-реформаторов и суперэкспериментаторов (которые вели страну не к цивилизованному рынку и современному постиндустриальному обществу, а назад к феодализму) идеалы демократии, прав человека, общечеловеческих ценностей были дискредитированы и в глазах многих россиян являются сегодня лишь пустым звуком, не имеющим реального содержания.

      Большинство жителей России по-прежнему предпочитает государственное покровительство какой бы то ни было самостоятельности, а государство, в свою очередь, продолжает энергично вмешиваться в те сферы социальной жизни, которые в его регулировании не нуждаются. В такой непростой ситуации оказалось российское самоуправление на рубеже XX —- XXI вв.»3.

      В Российской Федерации действительность, к сожалению, достаточно далека от того уровня, которого достигли государства с более длительной историей становления демократических институтов управления и самоуправления. В литературе научного свойства содержатся выводы, которые заставляют ученых различных специальностей все более пристальней и со все более возрастающим вниманием всматриваться в существо широчайшего спектра поднимаемых проблем, — проблем, все еще имеющим место в сфере соотношения «конституционная модель местного самоуправления» — система местного самоуправления России в реалиях сегодняшней действительности. 

3. Взаимоотношения  органов государственной  власти и местного  самоуправления в  РФ.

     Российская  Федерация в настоящее время  ведет активный поиск оптимальных  методов соединения интересов государства  и местных сообществ. В связи с этим особенно актуальное значение в современный период приобретает проблема взаимоотношений государственных и местных органов, осмысление общетеоретических и практических аспектов взаимоотношения государства и местного самоуправления и воплощения их в законодательную практику.

     Реформирование  отношений государства и местного самоуправления предполагает как уточнение, так и изменение прав, обязанностей и ответственности за выполнение сторонами публично-правовых отношений  взятых на себя обязательств.

     Прежде  чем они получат правовое закрепление  в обновленном законодательстве, необходима оценка того, что уже  сделано за прошедшее время в  этой области.

     Следует отметить, что накоплен большой опыт организации и деятельности местного самоуправления, он получил достаточно подробное освещение в специальной литературе, теоретических изданиях, но это не исключает возможность проведения новых исследований в данной области, поскольку процесс проведения реформы местного самоуправления еще не завершен, идет постоянное обновление законодательства на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.4

     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. (в ред. от 8 ноября 2007 г.) "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" явился новой вехой в законодательном регулировании местного самоуправления, внес существенные коррективы в формирование системы местного самоуправления в Российской Федерации.

     По  мнению Е.С. Шугриной, большинство ученых и практиков солидарны в том, что данный Закон внес немалые изменения в структуру отношений государственной власти и местного самоуправления, что была сделана попытка встраивания органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

     По  мнению В.И. Васильева, при анализе реализации конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления и их невхождения в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации) необходимо учитывать ряд обстоятельств:

     1) конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления привел не только к отделению местного самоуправления от государства, но и государства от местного самоуправления;

     2) самоуправление - это рубежное формирование, где общество встречается с  государством и где мера "погружения" государства в общество, так же как и мера "вхождения" общества в государство, определяется историческими условиями и особенностями каждой конкретной страны;

     3) территориальные самоуправленческие  единицы находятся не где-то  вне государственных границ, а внутри их - у государства нет другой территории, кроме той, которая поделена на муниципальные образования5.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  профессор Н.С. Бондарь подчеркивает, что "конституционно-правовая связь  государственной власти и местного самоуправления обнаруживается и в том, что значительное количество вопросов, связанных с реализацией публичных функций государства, особенно в социальной сфере, имеют как местное, так и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления"6.

     В связи с этим необходимо отметить, что проблема разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из важнейших в деле формирования законодательных установлений, определяющих деятельность муниципалитетов, поскольку территориальная организация органов местного самоуправления, выбор их системы напрямую зависят от того круга вопросов, которые призваны решать муниципалитеты, а также круга прав и обязанностей, которыми они обладают7.

     В юридической литературе отмечается необходимость взаимодействия между  ветвями власти, проводились исследования взаимодействия органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов8, законодательных (представительных) органов государственной власти республик с другими органами9, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, рассматриваются отдельные аспекты взаимодействия между различными государственными органами, например, взаимодействие органов государственной и муниципальной власти в охране общественного порядка10, взаимодействие органов налоговой службы с правоохранительными органами; взаимодействие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации11; взаимодействие Президента Российской Федерации с регионами через своих полномочных представителей в федеральных округах, взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной деятельности в сфере обеспечения прав и свобод граждан, взаимодействие субъектов местного самоуправления. Ф. Кобзарев рассматривает взаимодействие как согласованную, как правило, основанную на сотрудничестве деятельность по достижению общих целей, задач12. О.Ю. Бакаева и Е.В. Шилина отмечают, что взаимодействие всегда предполагает существование нескольких (хотя бы двух) субъектов или объектов; совершение ими активных действий совместного характера; влияние их друг на друга13. Н.В. Симонова рассматривает категорию "взаимодействие" с двух сторон: как связь и как процесс. Взаимодействие как связь между различными органами публичной власти характеризуется одновременным и взаимообусловленным изменением состояния двух или большего числа органов в процессе обмена информацией. Взаимодействие органов публичной власти на территории субъекта Федерации - процесс, направленный на установление закономерных связей между органами публичной власти на данной территории с целью выработки эффективного механизма совместных действий, необходимого для слаженного функционирования государства и населения14.

     Во  всех вышеуказанных точках зрения на взаимодействие ученые делают акцент на взаимном влиянии, воздействии нескольких субъектов правоотношений друг на друга, их совместных действиях. Определять взаимодействие как связь недостаточно, так как связь может быть односторонней, а для взаимодействия необходимы активные действия нескольких субъектов.

     Взаимодействие - это активная, согласованная деятельность двух и более субъектов правоотношения, выражающаяся в принятии решений  и совершении действий, направленных на достижение единой цели.

     Взаимодействие  обладает следующими признаками:

     1) два и более субъекта правоотношения;

     2) активная деятельность субъектов  правоотношения (принятие ими решений  и совершение действий, влияющих  на другого субъекта правоотношения, а не пассивное ожидание воздействия);

     3) согласованная деятельность субъектов  правоотношения (принятие ими таких решений и совершение действий, которые известны другим субъектам, на основе закона и иных нормативных правовых актов;

     4) наличие единой цели, на достижение  которой направлена деятельность  субъектов правоотношения.

     Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - это их активная, согласованная деятельность, выражающаяся в принятии решений и совершении действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, направленная на достижение единой цели - решение вопросов местного значения и осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

     Рассмотрим, как взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления регулируется федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.

     Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"15 следующим образом регламентирует взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     1. Взаимодействие осуществляется  при преобразовании муниципальных  образований (в соответствии со ст. 13), когда преобразование происходит по инициативе органов местного самоуправления, оформляемой решением соответствующего органа местного самоуправления, и осуществляется законом субъекта Российской Федерации, в принятии которого участвуют законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

     2. Взаимодействие происходит при  долевом финансировании инвестиционных  программ и проектов развития  общественной инфраструктуры муниципальных образований, приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований (ст. 62). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации образуют фонд муниципального развития, фонд софинансирования социальных расходов, из которых предоставляются субсидии местным бюджетам. Органы местного самоуправления обязаны использовать указанные субсидии только по целевому назначению, предоставлять соответствующие отчеты. Условия предоставления и расходования данных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Данный вид взаимодействия предусмотрен и ч. 6 ст. 26.3 Федерального закона 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"16 (далее - Закон 1999 г.).

     3. Взаимодействие происходит при  временном осуществлении органами  государственной власти отдельных  полномочий органов местного  самоуправления (ст. 75 Закона 2003 г.), если решение о временном осуществлении исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий органов местного самоуправления принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании решения представительного органа местного самоуправления. Взаимодействие проявляется в том, что инициатором временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления выступает представительный орган местного самоуправления, а решение об этом принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

     4. Взаимодействие осуществляется  при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (в соответствии со ст. 19 - 21, 48, 63 Закона 2003 г.). Оно проявляется в следующем:

     а) предоставление субвенций местным  бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, отчетность органов местного самоуправления об использовании субвенций;

     б) контроль органов государственной  власти за осуществлением органом местного самоуправления переданных ему государственных  полномочий, для этого орган местного самоуправления предоставляет органам государственной власти документы, связанные с осуществлением государственных полномочий (отчетность). Контроль государства за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предусмотрен ч.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, которую и конкретизирует Закон 1999 г. Конкретные формы контроля устанавливаются в законах субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Информация о работе Правовые основы формирования и деятельности органов местного самоуправления