Правовые основы формирования и деятельности органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

В России исторически развивались две формы местного самоуправления — негосударственная и государственная. С середины XIX в. до 1890г. существовало земское и городское самоуправление как негосударственное, сами местные органы считались общественными, а их выборные руководители не входили в систему государственного управления. Однако после реформ Александра II земское и городское самоуправление было преобразовано в систему децентрализованного государственного управления, которое просуществовало до 1917г. После Октябрьской революции развивалась советская партократическая система местного управления, которую в 1993г., после принятия новой Конституции РФ, вновь сменила концепция негосударственного местного самоуправления1.

Содержание

Введение. 3
1. Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. 4
2. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. 6
3. Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. 12
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Муницип. право (курсовая).doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

     В результате проведения контрольных  мероприятий орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  вправе:

     - направлять письменные предписания  в случае выявления нарушений  требований законов по вопросам  осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по устранению таких нарушений, которые обязательны для исполнения органами местного самоуправления, но могут быть обжалованы в суд;

     - отменить муниципальный правовой  акт или приостановить его действие в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

     В ст.48 Закона 2003 г. не предусматривается право органа местного самоуправления обжаловать решение об отмене или приостановлении действия муниципального правового акта в суд, хотя такое право закреплено в ст.21 в отношении письменных предписаний государственных органов. Данную коллизию в регулировании права органа местного самоуправления на обжалование в суд решения органа государственной власти трудно объяснить логически: если в суд можно обжаловать предписание государственного органа об устранении нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, то почему не предоставлено право обжаловать решение об отмене или приостановлении действия муниципального правового акта? Для устранения указанной коллизии необходимо дополнить ст. 48 указанного Закона последним предложением, которое изложить в следующей редакции: "Решения уполномоченного органа государственной власти Российской Федерации (уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отмене муниципальных правовых актов или приостановлении их действия в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут быть обжалованы в судебном порядке".

     Закон 1999 г. регулирует следующим образом взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления:

     1. Взаимодействие осуществляется  при реализации представительным  органом местного самоуправления  права законодательной инициативы (ст. 6). Он разрабатывает проект закона субъекта Российской Федерации, вносит его в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который обязан рассмотреть законопроект.

     2. Взаимодействие высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо для реализации первым полномочий, предусмотренных п. "е" ст. 21 Закона

1999 г.:

     а) внести предложение органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации изданных ими правовых актов в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ;

     б) обратиться в суд с заявлением о признании недействующими правовых актов органа местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления.

     Для реализации вышеуказанных полномочий высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ необходимо обладать информацией о  принятых органами местного самоуправления правовых актах. Взаимодействие при  этом проявляется в том, что органы местного самоуправления предоставляют высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ информацию о принятых правовых актах, направляют их копии. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ проводит проверку принятых правовых актов и при необходимости принимает меры, направленные на приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

     3. Взаимодействие происходит при  осуществлении органом исполнительной  власти субъекта РФ координации  и контроля за проведением  органами местного самоуправления  и организациями, деятельность  которых связана с деятельностью мобилизационных органов, мобилизационных заданий (заказов) или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъекта Российской Федерации на работу в условиях военного времени (п.52 ст.26.3 Закона 1999 г.).

     4. Взаимодействие осуществляется  при передаче органами государственной власти субъекта Российской Федерации имущества субъекта Российской Федерации во временное пользование органам местного самоуправления (ст.26.12). Взаимодействие выражается в проявлении инициативы какого-то органа публичной власти по вопросу передачи имущества субъекта Российской Федерации во временное пользование органам местного самоуправления, получения согласия на это и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и органа местного самоуправления, передаче и возврату имущества.

     На  основе обобщения научных исследований, правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и  органов местного самоуправления федеральным  законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации выделяются следующие основные формы взаимодействия:

     - государственная финансовая поддержка  органов местного самоуправления - предоставление органам местного  самоуправления денежных средств  и (или) имущества (субвенции для осуществления государственных полномочий, совместное долевое финансирование программ, передача государственного имущества во временное пользование);

     - контроль - проверка органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  осуществления органами местного  самоуправления переданных им  государственных полномочий и  законности нормативных правовых  актов органов местного самоуправления, принятых по вопросам местного значения;

     - реализация органами местного  самоуправления права законодательной  инициативы - разработка законопроекта  и его направление в законодательный  (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  на рассмотрение;

     - координация - согласование действий  органов государственной власти  субъекта Российской Федерации  и органов местного самоуправления  при реализации полномочий.

     Взаимодействие  проявляется также при преобразовании муниципальных образований по инициативе органов местного самоуправления, при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, если решение об этом принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основании решения представительного органа местного самоуправления, при учете мнения органов местного самоуправления в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.17

Заключение.

 

     В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и в первую очередь от участия в этих процессах граждан Российской Федерации. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.

     Местное самоуправление на современном этапе  приобретает в России особые черты, характерные исключительно для  национальной системы права. Конституция  России устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Тенденции развития самоуправления в России последних  лет дают основания предполагать дальнейшее укрепление связи государства  с гражданами. Положение осложнилось  тем, что в институтах государственной власти России началась острая борьба по вопросам, как и кому заполнять существующие правовые пробелы, на какой основе строить новую российскую государственность, ее правовую систем

Список  использованной литературы.

  Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием  12.12.1993 года // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, N 206, 19.10.1999.

Литература:

  1. Бабичев И.В. Территориальный публичный коллектив муниципального образования и местные сообщества: вопросы правовой институционализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 19. – С. 34-36.
  2. Барциц И. Н. Эффективное управление - управление по результатам / И. Н. Барциц / / Национальные проекты. - 2008. - N 6. - С. 92-94
  3. Барциц И. Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство / И. Н. Барциц / / Государство и право. - 2009. - N 3. - С. 12-20
  4. Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001.

N 12.

  1. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть. Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004.
  2. Егорова Н.Е. Муниципальная реформа в Российской Федерации и структура органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. N 12. – С. 76-79.
  3. Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 10. – С. 47-50.
  4. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 19. – С. 65-69.
  5. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004.
  6. Курманов М.М. Законодательные (представительные) органы государственной власти республик в системе органов государства: компетенция, взаимодействие, ответственность: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003.
  7. Лихолетова С.В. Федеративное устройство России: взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: Дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2004.
  8. Немова Н.Ю. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти в охране общественного порядка: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  9. Симонова Н.В. Взаимодействие органов публичной власти на территории приграничного субъекта Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты (на анализе материалов Западного регионального пограничного управления ФСБ РФ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.
  10. Система муниципального управления: учебник для вузов (издание третье, дополненное и переработанное) под ред. В.Б. Зотова, СПб: ООО "Питер Пресс", 2007.
  11. Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 7. – С. 78.

Информация о работе Правовые основы формирования и деятельности органов местного самоуправления