Особенности дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в неконкретности правового регулировании дисциплины труда и методов ее обеспечения, отсутствии в имеющейся литературе единого понимания сущности дисциплины труда, что вызывает на практике трудности при поддержании правопорядка в трудовых отношениях. Дисциплина в фирме – показатель уровня ее организации, нравственного здоровья коллектива.
Проблема дисциплинированности работников существует давно, однако, некоторое обострение, ее актуальности наблюдается именно в настоящий период. Такая ситуация сложилась во многом из-за низкой материальной заинтересованности работников или иными словами низкой оплаты труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА
1.1. Понятие дисциплины труда
1.2. Функции дисциплины труда
1.3. Внутренний трудовой распорядок
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА
2.1. Поощрения за добросовестный труд
2.2. Дисциплинарная ответственность
2.3. Другие методы обеспечения трудовой дисциплины
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
3.1. Соотношения понятий трудовой и служебной дисциплины
3.2. Особенности поощрения государственных гражданских служащих
3.3. Особенности дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом_непорада.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

премия за многолетний  добросовестный труд.

. Премии, не  связанные с производственным  процессом, выплата которых происходит  при наступлении определенных  событий:

премия к  юбилейной дате работника;

премия к  профессиональному празднику;

премия к юбилею организации;

премия к  праздничному дню;

премия в  связи с уходом работника на пенсию.

Ежемесячные премии выплачиваются работникам в целях  усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении должностных обязанностей. Такая премия выплачивается каждому конкретному сотруднику по результатам его работы за месяц.

Основными показателями для выплаты ежемесячной премии являются: успешное и добросовестное исполнение сотрудником своих должностных  обязанностей; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

Премирование  работников осуществляется по результатам  работы за квартал. Данная премия выплачивается 1 раз в квартал при условии  соблюдения каждым сотрудником высокого качества, объема и сроков выполнения производственного задания, работ и услуг в течение квартала. Квартальная премия выплачивается сотрудникам, как правило, в последнем месяце I, II и III кварталов года. Расчетный период для исчисления данной премии ежеквартально. Премии начисляются исходя из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу и максимальными размерами не ограничиваются. Конкретные размеры премии работникам определяются с учетом фактически отработанного времени в квартале, в пределах фонда оплаты труда на соответствующий финансовый год. Премия по итогам работы за год выплачивается работникам по результатам работы в прошедшем году с учетом достигнутых производственных показателей (повышение производительности труда, улучшение качества продукции) и соблюдения трудовой дисциплины. Данная премия выплачивается 1 раз в год при условии выполнения производственного задания, за соблюдение каждым работником высокого качества, объема и сроков выполнения работ и услуг в течение года. Расчетный период для исчисления данной премии устанавливается в 1 год (с 1 января по 31 декабря соответствующего года).

Моральное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта  управления на основе использования  предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или же снижению его престижа (благодарности, грамоты, доски и книги почета, различные звания, медали, ордена, замечания, выговоры и т.д.). В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению или снижению престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении.18

Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:

а) наличие положения о статусах морального поощрения и знание их

работниками;

б) шире использовать разнообразные формы морального поощрения в интересах развития творческой инициативы и активности;

в) моральное поощрение подкреплять мерами материального стимулирования, обеспечить правильное взаимодействие материальных и моральных стимулов, непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами, изменением в содержании, организации и условиях труда;

г) о каждом моральном поощрении работника широко информировать трудовой коллектив;

д) вручать награды и объявлять благодарности в торжественной обстановке;

е) поощрять работников своевременно - сразу после достижения;

ж) определенных успехов в труде;

з) развивать новые формы поощрения и устанавливать строгую моральную ответственность каждого работника за порученное дело;

и) анализировать действенность стимулирования;

к) точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников.

Денежное вознаграждение в виде стимула, мы предполагаем, предпочитают те люди, у которых не удовлетворены их низшие потребности (нездоровая пища, плохое жилье, неуверенность в завтрашнем дне и пр.). Если же эти потребности удовлетворены, то на смену заработной плате, которая становится, лишь гигиеническим фактором, приходят более мощные стимулы - внутренние, под воздействием которых человек работает на столько успешнее, что прибыли полученные от его деятельности с лихвой окупают средства, потраченные компанией на удовлетворение низших потребностей персонала.

Таким образом, руководителям выгодно удовлетворить или создать все условия для удовлетворения низших потребностей (высокая заработная плата, предоставление страховки, забота о здоровье), чтобы получить в свои руки самые сильные стимулы - внутренние.

В практике в  чистом виде ни один вид стимулирования не применяются. Их использование обычно носит комплексный характер, то есть при стимулировании поведения различных объектов управления и направлений их деятельности происходит сложное переплетение различных видов стимулирования.

Суть нематериальных способов мотивации кроется в ответе на вопрос: почему сотрудники работают именно в этой фирме при том, что другие компании платят столько же? Это происходит потому, что есть нечто необходимое, что нельзя купить за деньги. Если специалист получает это на вашем предприятии, то переманить его на соседнее будет очень

Прежде всего, это признание. Современным людям  с детства внушили, что просить  признания нехорошо, его нужно  заслужить, и тогда окружающие безо всяких просьб признают ваши заслуги. Безусловно, это справедливо, так как иначе можно легко стать жертвой грубой лести. Но в глубине души каждый ждет похвалы и хорошей оценки своих поступков, слов и т.д.

У сотрудника, который  признан начальством и коллегами, меньше поводов думать о смене  работы. Способов выразить признание много, самый действенный - комплимент. Большинство руководителей страдает тем, что похвалу и положительное впечатление о подчиненном оставляет при себе, считая нужным указывать только на промахи. Шансов удержать хорошего специалиста у них гораздо меньше, чем у тех, кто умеет делать комплименты. Главное, не переборщить, так как частые и неискренние похвалы очень скоро перестают действовать на человека.

Другой вид  нематериальной мотивации - это замена части зарплаты социальным пакетом. Правда, подходит он не для всех типов сотрудников. Существуют одаренные руководители, которым удается создать команду, рабочую атмосферу и вести людей за собой с помощью только нематериальных стимулов. К последним можно отнести:

а) обучение работе (любая дополнительная нагрузка может быть преподнесена как возможность получения бесценного опыта и новой строчки в списке достижений);

б) общественное признание заслуг различными способами (отлично действуют устная похвала, грамота, доска почета, статья о сотруднике в СМИ, настольный флаг и т.д.);

в) расширение личного пространства (отдельный кабинет, большой стол);

г) демонстрация доверия (приглашение на совещание, переговоры и т.п.);

д) предоставление комфорта (новый компьютер, кондиционер в отдел, дорогие канцелярские принадлежности);

и) дополнительные льготы (они могут быть бесплатны для компании, если договориться об обмене льготами и товарами с партнерами19).

Конечно, это  только некоторые действенные виды мотивации. Дополнить список руководитель может самостоятельно, исходя из потребностей своих подчиненных.

Факторы, повышающие нематериальную мотивацию:

а) ответственные задачи, способные увлечь сотрудников;

б) внимание и поддержка сотрудников;

в) вовлечение сотрудников в процесс принятия решений;

г) делегирование полномочий и создание условий для проявления инициативы;

д) обратная связь: поощрение успехов и конструктивная критика;

е) способность вдохновлять и заражать сотрудников своим энтузиазмом.

Корпоративная культура также может играть важную роль в повышении нематериальной мотивации у сотрудников, а именно наличие:

а) системы взаимоотношений, принятой в компании;

б) чувства причастности к компании;

в) командных ценностей;

г) корпоративных мероприятий;

д) эффективной системы внутрикорпоративных коммуникаций

 

2.2 Дисциплинарная ответственность

 

Дисциплинарная  ответственность одна из разновидностей юридической ответственности. Ее содержание составляет обязанность субъекта претерпевать за свои неправомерные действия определенные неблагоприятные последствия. Дисциплинарная ответственность применяется лишь в трудовых правоотношениях.

Дисциплинарная  ответственность – это реакция  на правонарушение в сфере трудовых отношений, проявляющаяся в применении санкций неблагоприятного характера  к нарушителям установленного порядка. Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей конкретным работником, то есть несоблюдения им трудовой дисциплины.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) закрепил право применения дисциплинарных взысканий всецело за работодателем. Конечно, вопрос о нарушении трудовой дисциплины может быть рассмотрен и трудовым коллективом с последующим общественным порицанием, однако именно работодатель по своему усмотрению решает вопрос о том, какой вид дисциплинарного взыскания применить, либо вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности и ограничиться беседой, устным замечанием. Лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных в законодательстве, на работодателя возлагается обязанность применения мер дисциплинарной ответственности (статья 195 ТК РФ). Полномочия по привлечению к дисциплинарной ответственности могут быть возложены на руководителя или других должностных лиц, но в любом случае это право должно быть документально зафиксировано в локальных нормативных актах.

Непосредственным  основанием для привлечения работника  к дисциплинарной ответственности  служит такой вид правонарушения, который именуется в трудовом праве дисциплинарным проступком. Содержание дисциплинарного проступка, как  и любого другого правонарушения, предполагает наличие совокупности юридических признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Иными словами, формально-правовым основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является наличие в деянии нарушителя юридического состава признаков дисциплинарного проступка.

Субъектом дисциплинарного  проступка является лицо (работник), состоящее в трудовом правоотношении с конкретным работодателем и  нарушившее трудовую дисциплину.

Объектом дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности (внутренний трудовой распорядок), регулируемые нормами трудового права.

Объективную сторону  дисциплинарного проступка образуют противоправное деяние (действие или бездействие), причинение вреда работодателю и наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. Вредные последствия могут проявляться в виде реального имущественного вреда и (или) вреда организационного характера. Причем вред, причиненный работодателю, включает, в том числе, вред имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества. Примером имущественного вреда могут служить повреждение оборудования или утрата документов, в результате чего работодатель должен будет произвести дополнительные финансовые расходы на приобретение или восстановление имущества или недополучит денежные средства. Чаще имеет место ущерб организационного характера, когда нарушается трудовой порядок, установленный работодателем (совершаются прогул, опоздание на работу и другое).

Субъективная  сторона дисциплинарного проступка  состоит в виновности нарушителя. Традиционно выделяют две формы  вины: умысел и неосторожность.

Умысел - волевое действие, направленное на сознательное нарушение установленных правил трудового распорядка. Неосторожность как форма вины имеет место в тех случаях, когда работник не предвидел последствий своего проступка, хотя должен был предвидеть, либо он предвидел такие последствия, но легкомысленно надеялся их предотвратить.20

В ТК РФ содержится определение понятия «дисциплинарный  проступок», под которым понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей», влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия (часть 1 статьи 192 ТК РФ).

По смыслу данного  определения можно перечислить  основные признаки дисциплинарного  проступка:

а) действия или бездействие работника, которые определены в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;

б) наличие вины – обязательный признак дисциплинарного проступка (ответственность наступает исключительно за виновные действия, бездействие);

в) работником не исполнены именно трудовые обязанности;

Информация о работе Особенности дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе