Органы местного самоуправления на примере субъекта Российской Федерации – Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. В данной работе мы будем использовать понятие «государственный аппарат» в первом смысле.

Содержание

Введение
1
1. Понятие механизма государства. Его структура и роль
в осуществлении функций и задач государства……………………………….

3
1.1 Понятие механизма государства……………………………………………
3
1.2 Структура государственного механизма…………………………………...
4
1.3 Соотношение функций и механизма государства…………………………
7
2. Понятия и признаки государственных органов, их классификация……….
12
2.1 Понятие и признаки государственного органа……………………………
12
2.2 Классификация государственных органов…………………………………
14
3. Органы местного самоуправления на примере субъекта Российской Федерации – Приморского края………………………………………………...

16
3.1 Законодательные органы Приморского края………………………………
19
3.2 Исполнительные органы Приморского края………………………………
24
3.3 Местное самоуправление и основные формы его реализации в Приморском крае………………………………………………………………...

25
Заключение……………………………………………………………………….
32
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Еще 200 лет назад Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», обосновывая максимальную свободу человека, живущего в условиях рыночного хозяйства, указал на три функции государства:

1) оборону;

2) определение меры свободы каждого  посредством установления одинаковых  для всех правил и обеспечения  правосудия как средства решения  социальных конфликтов между  членами общества;

3) организацию учреждений, которые  не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы им, например почты, полиции, и т. д.

По мнению проф. Л.И. Спиридонова, существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях. К числу внешних он относит военную (она может быть в зависимости от характера государства функцией обороны или агрессии), функции внешнеполитических, экономических и культурных связей и экологическую функцию, обеспечивающую международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды.К числу внутренних автор, в частности, относит функцию обеспечения общественного порядка (охрана предпосылок существования человека); экономическую (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономических программ и т. п.); культурную (развитие образования, науки, учреждений культуры); социальную; фискальную (сбор налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности).

К внутренним функциям современного российского государства в литературе (Л.А. Морозова) относят следующие:

функцию обеспечения народовластия;

экономическую функцию;

социальную функцию;

функцию налогообложения и финансового контроля;

экологическую функцию;

функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям:

функцию интеграции в мировую экономику;

обороны страны;

поддержки мирового правопорядка;

сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

Методы осуществления функций государства – способы воздействия государства на субъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач.

Государственная власть, как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами: под воздействием авторитета государства – методом убеждения; под воздействием силы – методом принуждения.

В первом случае властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их общих интересах. Во втором – решения проводятся вопреки воле управляемых, когда они добровольно не подчиняются предписаниям государственной власти.

Принуждение может реализоваться посредством подавления – ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций противодействовать власти. Принуждение осуществляется и в форме насилия – прямого психического или физического воздействия на людей, не подчиняющихся требованиям органов власти.

В процессе исторического развития все больший удельный вес при реализации функций государства приобретает метод убеждения. Метод принуждения применяется в рамках, строго определенных правом, только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является не сила, а авторитет государственной власти.

Итак, функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его механизма. То есть государство как таковое, проявляет себя вовне, становиться живым организмом и функционирует как объективная реальность не иначе как через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.

Поскольку механизм государства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления.

Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций  расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятия и признаки государственных органов,

их классификация

 

2.1 Понятие и признаки  государственного органа

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки.

К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во–первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, а именно  юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть,  принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их  реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на  материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний,  благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда  государственной собственности в пределах своей компетенции.

Государственные учреждения тесно примыкают к ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в  целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной  организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой  элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно  определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных  полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной  связи с которым находятся и другие его признаки».

Во–вторых,  государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.  Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства.  Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством  реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной  государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в  выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый.

И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.

Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической  взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его  определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и  хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

2.2 Классификация государственных органов

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

- по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

- в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социально-культурной сферы;

б) органы экономики;

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

- представительные (законодательные) органы – осуществляют законодательную деятельность. В Российской Федерации – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации

- исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В Российской Федерации – Президент, Правительство, министерства, ведомства;

- судебные органы – осуществляют правосудие.

- органы надзора;

- органы местного самоуправления.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае не устранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти – суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это – орган надзора со специфическими полномочиями.

 

 

 

 

3 Органы местного самоуправления  на примере субъекта Российской Федерации – Приморского края

 

Приморский край является равноправным субъектом Российской Федерации, ее неотъемлемой частью и не имеет права выхода из состава Российской Федерации. Статус Приморского края определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Приморского края.

Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Административный центр — город Владивосток. Площадь — составляет 165,9 тыс. км².

Население — 1982,2 тысячи человек. Плотность населения: 11,9 чел./км², удельный вес городского населения: 75,4 % .

Расположен на юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омывается Японским морем. Крупный залив — Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны и образуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрело́к, Восток. Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь (высота до 1932 м), на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности.

Информация о работе Органы местного самоуправления на примере субъекта Российской Федерации – Приморского края