Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят серьезные изменения основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная безопасность страны - это важнейшая функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:
обеспечение национальной безопасности в своем государстве;
сохранение и поддержание сельского образа жизни;
устойчивое развитие сельской территории;
развитие туризма;
демографическая роль.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы аграрной политики и агропромышленного комплекса 5
1.1.Содержание аграрной политики 5
1.2.Агропромышленый комплекс, его состав и особенности. 8
1.3. Нормативно-правовая основа аграрной политики 9
2. Цели и направления аграрной политики 13
2.1. Национальная программа «Развитие АПК» 13
2.2. Роль ВТО в формировании аграрной политики 15
3. Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области 19
3.1. Сельское хозяйство как основная сфера АПК Астраханской области 19
3.2. Совершенствование агропромышленного комплекса 24
Заключение 32
Список нормативно-правовых актов 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

горюнов.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

Специфика делегированного  правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование  аграрных отношений. Делегированное правотворчество  в сфере государственного управления связано, как правило, с временным  предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный  акт, издание которого составляет компетенцию  делегирующего органа.  
Совершенно по-иному осуществляется делегированное правотворчество по линии сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов крестьянского самоуправления. Сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, органы крестьянского самоуправления, осуществляя деятельность по нормативному регулированию аграрных отношений, разрабатывают нормативные акты, содержащие нормы аграрного права, от своего имени, а не от имени государства. Это означает, что сельскохозяйственные коммерческие организации и органы крестьянского самоуправления реализуют собственную, а не чужую компетенцию, которая может расширяться в связи с предоставлением дополнительных полномочий, осуществлявшихся ранее государственными органами.

Существенное значение для  регулирования аграрных отношений  имеет деление актов санкционированного и делегированного правотворчества  по органам, принявшим указанные  источники аграрного права. По этому  признаку могут быть выделены принятые по поручению компетентных органов  государства или санкционированные  ими постановления АККОР, локальные  нормативные акты сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ.  
Особое место среди делегированных источников аграрного права занимал утвержденный 13 февраля 1992 г. Съездом колхозников России Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который закреплял специфику правового положения колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) с учетом общих закономерностей правового регулирования аграрных отношений8.

Санкционированное и делегированное правотворчество отражает в себе новые процессы, связанные со все  более широким распространением договорного регулирования аграрных отношений. Это находит, например, закрепление  в договорах Правительства России и АККОР, которыми определяется система  рыночного регулирования, включая  контроль за ценами на продукцию промышленных предприятий-монополистов, компенсацию  сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на горюче-смазочные материалы, возмещение из федерального бюджета  СБС-АГРО (ранее Россельхозбанку) и  другим коммерческим банкам разницы  в процентных ставках по льготным кредитам и др.  
Классификация источников аграрного права может быть проведена также в зависимости от юридической силы актов государственного правотворчества. В соответствии с Конституцией РФ 1978 г. по указанному признаку можно было выделить следующие виды федеральных источников аграрного права: постановления Съезда народных депутатов РФ, Законы и постановления Верховного Совета РФ, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, включая приказы и инструкции Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.  
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., устанавливает новую систему органов государственного правотворчества. На вершине письменных источников аграрного права с принятием Конституции РФ 1993 г. находятся прежде всего сама Конституция РФ, а затем законы Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. С вступлением в действие Конституции РФ 1993 г. на территории РФ по-прежнему применяются правовые акты федеральных органов государственной власти и управления, принятые до роспуска 21 сентября 1993 г. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Основания и пределы применения указанных актов определены Указом Президента от 7 октября 1993 г. "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации". Указ подтвердил действие на всей территории России принятых Верховным Советом РФ до 21 сентября 1993 г. и вступивших в установленном порядке в силу законов РФ, постановлений Съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, а также законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990 г9.

В области аграрного права  преобладают по численности и  важности законы и иные нормативные  акты республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономных образований  как субъектов РФ, что полностью  согласуется с нормами ст. 5, 65 - 79 Конституции РФ. Система источников аграрного права отражает также  характерный для организации  и деятельности современного государства  принцип местного самоуправления, которое  выступает как децентрализованная форма управленческой деятельности.

2. Цели и направления аграрной политики

2.1. Национальная программа  «Развитие АПК»

За период реализации приоритетного  национального проекта «Развитие  агропромышленного комплекса» и  Государственной программы был  обеспечен рост валовой продукции  сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных  агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию  инновационных технологий существенно  возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы – превышен его дореформенный уровень.

Вместе с тем, перечень проблем  обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой  финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено  более 60% посевных площадей страны, негативно  отразились на инвестиционном климате  в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под  воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые  были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного  производства, с другой – сохраняется  сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного  развития аграрного сектора экономики.

В растениеводстве предстоит освоить  интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов  и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных  веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного  наращивания производства мяса и  молока позволит повысить уровень потребления  населением этих продуктов при одновременном  их импортозамещении. Более оптимистические  возможности связаны с развитием  свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста валовой  продукции сельского хозяйства  в период до 2020 г. должен составить  не менее 2,4-2,5%, производства пищевых  продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие  темпы намечены по группе мяса и  мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования  производственных мощностей достигнет 85%.10

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства  и пищевых продуктов по большинству  их видов позволят (с учетом допустимого  импорта) обеспечить питание населения  страны по рациональным нормам (кроме  молока, плодов и фруктов) и таким  образом приблизиться к решению  основных задач, определенных Доктриной  продовольственной безопасности Российской Федерации.

Государственная программа предусматривает  комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного  комплекса.

Из 994 тыс.чел. населения Астраханской области 328 тыс.проживает в сельской местности (33% от общего количества). В сельском хозяйстве работает 15% от общей численности занятых в экономике. Сельскохозяйственное производство является одной из базовых отраслей экономики региона и представлено двумя отраслями: растениеводством и животноводством.

Производством сельскохозяйственной продукции в области занимаются 157 сельскохозяйственных предприятий (доля в объемах производства -12%), более 125 тыс. личных хозяйств населения (68%) и 1830 крестьянских (фермерских) хозяйств (20%).

Сельчанами области производятся значительные объемы бахчевых культур  и риса. В 2006 году валовой сбор овощей ожидается в объеме 370 тыс.тонн, что  больше уровня 2005 года на 15%, картофеля  будет произведено свыше 147 тыс.тонн (рост 17%), бахчевых – 135 тыс.тонн (рост объема производства 11%).

Выполнение намеченных мероприятий  национального проекта позволит к 2008 году увеличить объемы производства мяса до 42,2 тыс.тонн (рост 12,2%), молока до 149,6 тыс.тонн (рост 6,7%), поголовье крупного рогатого скота до 203 тыс.голов (рост 8,2%), в том числе коров до 92,5 тыс. голов (рост 5,4%), овец и коз до 1030 тыс. голов (рост 4,2%), свиней до 30,0 тыс. голов (рост 47,0%).

В области развивается сеть потребительской  кооперации. На начало 2006 года в регионе  действовали 7 районных сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и Астраханский областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит». На 2006 год запланировано  создать кооперативы в 4 районах, не охваченных кооперацией. На сегодняшний  день зарегистрированы уже 3 СКПК. В  настоящий момент сельскохозяйственными  кредитными кооперативами выдано кредитов членам-пайщикам на сумму около 68 млн. рублей. Министерством сельского  хозяйства совместно с министерством  экономического развития области разрабатывается  комплексная целевая программа  «Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007-2010 годы».11

В рамках реализации нацпроекта, для  финансового обеспечения мероприятий  по строительству (приобретению) жилья  в сельской местности для молодых  семей и молодых специалистов установлен лимит из федерального бюджета  в сумме 3,75 млн. руб., предусмотрен объем  финансирования в бюджете области - 5,0 млн.руб. и собственные средства граждан в сумме 6,4 млн.руб. Это  позволит улучшить жилищные условия 18 молодым семьям и 17 молодым специалистам12.

2.2. Роль  ВТО в формировании  аграрной политики

Одним из важнейших результатов  Уругвайского раунда стало распространение  многосторонних торговых правил на сельское хозяйство с целью обеспечить справедливую конкуренцию и проведение рыночно ориентированных реформ в аграрном секторе.

Соглашение по сельскому  хозяйству предусматривает преимущественно  использование таких мер поддержки  национальных производителей сельскохозяйственной продукции, которые в меньшей  степени оказывают искажающее воздействие  на торговлю.

Странам также разрешено  принимать меры, облегчающие проведение структурных преобразований в аграрном секторе и дающие определенную гибкость в выполнении взятых обязательств. В соглашении особо учитываются  интересы развивающихся стран, в  частности тех из них, которые  являются нетто-импортерами продовольствия, а также наименее развитых стран.

Принцип справедливой конкуренции  в Соглашении по сельскому хозяйству  наиболее последовательно реализован в отношении бюджетного финансирования. Все меры внутренней поддержки классифицируются на основе главного критерия: оказывают  ли они “искажающее” воздействие  на торговлю и производство.

Группа мер так называемой “зеленой корзины” включает меры государственной  поддержки, не оказывающие или оказывающие  минимальное искажающее воздействие  на торговлю или воздействие на производство. Данные меры финансируются из государственного бюджета (а не за счет средств потребителей) и не имеют следствием поддержание  цен производителей.

Государственные расходы  в рамках “зеленой корзины” могут  осуществляться по следующим направлениям13:

  1. научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;
  2. ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;
  3. содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;
  4. совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений), за исключением операционных расходов на поддержание ее функционирования;
  5. содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;
  6. обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, улучшение землепользования и т.д.
  7. поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;
  8. страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;
  9. содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства;
  10. охрана окружающей среды;
  11. программы регионального развития.

Учитывая минимальное  негативное воздействие на торговлю меры “зеленой корзины” освобождаются  от обязательств по “связыванию” и  сокращению. Государство вправе финансировать  вышеупомянутые программы в любом  необходимом объеме, исходя из возможностей бюджета.

Такой же режим действует  в отношении мер, направленных на ограничение перепроизводства (“голубая корзина”). Соответствующие расходы  должны выделяться на фиксированные  сельскохозяйственные площади или  фиксированное поголовье14.

Субсидирование экспорта рассматривается ВТО как один из инструментов внешнеторговой политики наиболее противоречащий принципу справедливой конкуренции. Наиболее конкурентоспособные  страны - аграрные экспортеры активно  выступают за полную и незамедлительную отмену экспортных субсидий.

Соглашение по сельскому  хозяйству запрещает применять  экспортные субсидии кроме тех, которые  зафиксированы в перечне обязательств страны. Данный запрет распространяется как на виды субсидирования, так  и на виды продукции. Присоединяющаяся страна должна представить информацию по фактическим затратам на субсидии и объему субсидируемого экспорта за последние три года и взять  обязательства в течение 6-летнего  периода провести сокращение по затратам - на 36% и по объему - на 21% (для развитых стран).

Соглашением предусматриваются  следующие виды экспортных субсидий:

ü предложение на экспорт  некоммерческих запасов сельскохозяйственной продукции государством по ценам  ниже, чем на внутреннем рынке;

ü выплаты при экспорте, финансируемые в силу действий правительства, в том числе, за счет налогообложения  производителей;

ü субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек;

ü установление государством более льготных тарифов на перевозки  экспортируемой продукции, чем для  внутренних поставок;

ü субсидирование сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья предназначенной на экспорт  продукции.

Соглашение по сельскому  хозяйству предполагает продолжение  рыночной реформы, долгосрочной задачей  которой является дальнейшее значительное уменьшение государственной поддержки, экспортного субсидирования и защиты внутреннего рынка15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Анализ состояния  агропромышленного комплекса в  Астраханской области

3.1. Сельское хозяйство  как основная сфера АПК Астраханской  области

Информация о работе Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области