Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят серьезные изменения основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная безопасность страны - это важнейшая функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:
обеспечение национальной безопасности в своем государстве;
сохранение и поддержание сельского образа жизни;
устойчивое развитие сельской территории;
развитие туризма;
демографическая роль.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы аграрной политики и агропромышленного комплекса 5
1.1.Содержание аграрной политики 5
1.2.Агропромышленый комплекс, его состав и особенности. 8
1.3. Нормативно-правовая основа аграрной политики 9
2. Цели и направления аграрной политики 13
2.1. Национальная программа «Развитие АПК» 13
2.2. Роль ВТО в формировании аграрной политики 15
3. Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области 19
3.1. Сельское хозяйство как основная сфера АПК Астраханской области 19
3.2. Совершенствование агропромышленного комплекса 24
Заключение 32
Список нормативно-правовых актов 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

горюнов.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Теоретические  основы аграрной политики и  агропромышленного комплекса 5

1.1.Содержание  аграрной политики 5

1.2.Агропромышленый  комплекс, его состав и особенности. 8

1.3. Нормативно-правовая  основа аграрной политики 9

2. Цели и направления аграрной политики 13

2.1. Национальная  программа «Развитие АПК» 13

2.2. Роль  ВТО  в формировании аграрной политики 15

3. Анализ  состояния агропромышленного комплекса  в Астраханской области 19

3.1. Сельское  хозяйство как основная сфера  АПК Астраханской области 19

3.2. Совершенствование  агропромышленного комплекса 24

Заключение 32

Список нормативно-правовых актов 34

Список литературы 35

Введение

 

В настоящее время в  мире происходят серьезные изменения  основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского  хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная  безопасность страны - это важнейшая  функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:

  • обеспечение национальной безопасности в своем государстве;
  • сохранение и поддержание сельского образа жизни;
  • устойчивое развитие сельской территории;
  • развитие туризма;
  • демографическая роль.

В условиях глобального финансово-экономического и продовольственного кризисов обращение  к российскому крестьянству как  к своеобразной "корневой” системе, с помощью которой станет возможным  формирование подлинно социального  государства, критической оценки требуют  не только прошлое, настоящее, но и назрела  необходимость моделирования его  образа (крестьянства) в обозримом  будущем.

Опыт развитых стран убедительно  показывает, что им присуще особое отношение к селу и сельскому  хозяйству. Так, новое восприятие роли и значения сельского хозяйства  в ЕС привело к существенной корректировке  всей аграрной политики, в частности  политики протекционизма. От узконаправленных субсидий, поддерживающих непосредственно  производственную сферу, здесь переходят  к субсидированию развития сельских территорий: охрана природы, поддержание  уклада жизни и национальных традиций, сохранение безопасных технологий производства продуктов питания, создание социальной инфраструктуры.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что развитие сельского хозяйства будет способствовать увеличению объемов качественных отечественных  продуктов питания на внутреннем рынке. Анализ современных аграрных отношений имеет первостепенное значение для выявления основных закономерностей общественного  развития. Нынешнее состояние экономической  теории характеризуется отставанием  фундаментальных исследований в  этой области. Эти исследования должны вбирать в себя современные достижения мировой науки и методологические обобщения глобального характера, учитывая в то же время российскую действительность, её экономическую и национально-психологическую специфику.

Целью данной работы является исследование роли аграрной политики в России. Достижению цели будет  способствовать последовательное решение  следующего ряда задач:

  • рассмотреть сущность аграрной политики;
  • рассмотреть особенности аграрной политики в Астраханской области;
  • рассмотреть пути решения проблем аграрной политики.

Степень изученности проблемы: значительное число серьезных научных работников ведут исследования в этой области. К их числу в первую очередь  следует отнести Абалкин Л., Амосов А., Басалаева Е. В., Буздалов И., Быстров  Г. Е., Ермаков В. Ф., Загайтов И., Колесникова  Л., Исянов Р., Калугина З. И., Фадеева  О. П., Коробейников М., Ушачёв И., Петти  У., Смит А. и ряда других исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы аграрной политики и агропромышленного комплекса

1.1.Содержание аграрной  политики

 

Аграрная политика включает следующие важнейшие звенья:

  • выработку   научно   обоснованных  концепций  развития  аграрного  сектора.  Они формируются   на   основе   объективных   экономических   законов,  глубокого  и всестороннего  анализа  состояния сельского хозяйства и хозяйственного механизма в   целом,   возможностей   развития  производительных  сил  и  производственных отношений, потребностей общества;
  • определение   приоритетных   направлений   развития  отраслей  агропромышленного производства  на  перспективу  и текущий период по регионам с учетом природных и климатических   условий,   производственных   возможностей   отдельных  районов, размещения населения по территориям;
  • разработка  мер  по  финансовому обеспечению решаемых экономических и социальных задач села;
  • осуществление  практических  действий,  направленных  на достижение поставленных целей  с  учетом  выбранных  путей  их  достижения,  внутренних  и международных факторов,  социальных  особенностей  села.  Они  включают:  проведение земельной реформы,   развитие   инфраструктуры,   расширение  свободы  предпринимательской деятельности и ограничение монополизма1.

Единство  четырех  основных  звеньев  формирует  содержание  аграрной  политики. Бесперспективная  аграрная политика — это политика, не имеющая главной концепции и  ориентированная  не на перспективу, а на решение текущих потребностей. Однако нереальна   и  та  аграрная  политика,  которая  ограничена  только  разработкой концепций   и   основных  направлений  реализации  аграрных  преобразований  без поддержки   их   практическими   действиями  органов  государственной  власти  и хозяйствующими субъектами.

Государство   разрабатывает   и   осуществляет   меры  по  охране  и  укреплению собственности    на    землю    и   другие   средства   производства,   развитию сельскохозяйственного    производства,    распределению    доходов    на   селе, регулированию  трудовых отношений внешнеторговых операций. Через них реализуется содержание  аграрной  политики.  В  процессе  этой  реализации аграрная политика отражает  аграрную экономику и в своем развитии следует за ее изменениями. Важно отметить,  что данное отражение опосредствуется экономическими интересами людей.

Для  успешного  осуществления  аграрной политики следует заинтересовать сельских тружеников  и  вызвать  у  них побудительные мотивы действий. В противном случае аграрная политика не будет иметь успеха2.

Содержание   аграрной   политики   раскрывается   и  через  единство  этапов  ее формирования  и  обеспечение  оптимальных  пропорций  соотношения  между  ними в структуре аграрной политики государства.

Общая  целевая  направленность  аграрной  политики  в  экономической  литературе определяется следующим образом:

  • обеспечение населения продовольствием по приемлемым ценам;
  • участие сельского хозяйства в создании и распределении национального дохода;
  • участие в сохранении окружающей среды3.

В  странах  с  рыночной  экономикой всегда на первом месте  стояла цель получения доходов.  Главными  средствами ее достижения служили в первую очередь рыночная и ценовая  политика.  Происшедшие  перемены  в производственной и социальной жизни  общества  показали,  что дальнейший упор только на рыночные механизмы сдерживает развитие   производства   и   потребления   сельскохозяйственной  продукции,  не способствует  росту  доходов.  Цены  росли,  и их невозможно было удержать. Цель увеличения  доходов сопровождалась такой ценовой политикой, которая уже не могла больше  обеспечить  население  продовольствием  по умеренным ценам, или ложилась бременем  на  мировую  торговлю.  Стало очевидным, что необходимы дополнительные меры  для  увеличения  доходов  в сельском хозяйстве. Эти меры касались развития других  сфер.  Опыт  свидетельствовал  о  том, что проводимые преобразования вне аграрной   сферы   оказывали  активное  воздействие  на  сельское  хозяйство,  а изменения  в сельскохозяйственном секторе всегда влияют на состояние других сфер народного  хозяйства. Ученые отмечают, что благодаря многочисленным взаимосвязям успех  аграрно-политических мероприятий зависит от того, насколько они выполняют следующие условия:

а) соответствуют общественно-политическим нормам;

б)   учитывают  соотношение  экономических  секторов,  т.  е.  имеют  правильную структуру;

в)  их  цели должны быть скоординированы с другими подобными  или подчиненными им целями;

г) являются объективными, технически последовательными;

д) являются своевременными.

В  экономической литературе цель аграрной политики России определяется следующим образом:  насыщение  рынка  продовольствием  и  сельскохозяйственным  сырьем  по общественно  приемлемым  ценам  на основе создания организационно-экономических, финансовых   и  правовых  условий  для  эффективного  ведения  агропромышленного производства,   формирования  аграрного  рынка,  социального  возрождения  села, восстановления экологического равновесия4.

Достижение и практическая реализация целей аграрной политики предполагает:

  • достижение  стабилизации  и  устойчивого  развития  всех  сфер агропромышленного комплекса;
  • бюджетную поддержку сельскохозяйственных производителей;
  • поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
  • создание  системы  продовольственного обеспечения населения на основе реализации
  • соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ.

Успехи  в  достижении  целей  аграрной  политики  во  многом  зависят  от  того, насколько  успешно  применяются  экономические  регуляторы  аграрной  экономики, включая  ценовые,  трудовые,  налоговые,  кредитные, бюджетные, инвестиционные и другие.

Одним   из   основных   условий  достижения  целей  аграрной  политики  является осуществление земельной реформы. Ее составляющие:

    • формирование многообразия форм владения землей;
    • разработка мер повышения плодородия земли;
    • рациональное землеустройство;
    • эффективное использование и сохранение земельных ресурсов5.

1.2.Агропромышленый комплекс, его  состав и особенности.

 

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым  комплексом. Он создан для обеспечения  населения продовольствием и  входит в число основных приоритетов  экономики. АПК представляет сложную  биоэкономическую производственную систему. Ее центральное звено - сельскохозяй ственное производство, главными ресурсами  которого наряду с орудиями труда  и трудовыми ресурсами являются земля, климат, погода, составляющие в  совокупности биоклиматический потенциал. Поэтому при прогнозировании  и планировании развития АПК следует  исходить из взаимодействия экономических  и естественно-биологических процессов.

Формирование АПК базируется на агропромышленной интеграции. АПК включает в себя три сферы:

·     первая сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;

·     вторая - сельское и лесное хозяйство;

·     третья - отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация). 
         Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. 
         Региональные органы управления АПК решают проблемы развития в рамках своей территории, особая роль в управлении принадлежит экономическому прогнозированию 
         Характерными особенностями сельскохозяйственного производства являются:

·    многообразие форм собственности;

·    сезонность сельскохозяйственного производства;

·    влияние природно-климатических условий     

 Большую роль в развитии  АПК играет обоснованная аграрная  политика. Аграрная политика предполагает  проведение аграрной реформы,  нацеленной на преодолние негативных  тенденций и обеспечение устойчивого  развития АПК, повышение уровня  самообеспечения продуктами питания,  увеличение экспорта сельскохозяйственной  продукции и укрепление продовольственной  безопасности региона. Достижение  поставленных целей предусматривается  путем системного реформирования  отношений собственности и комплексного  проведения преобразований во всех сферах АПК.  

 Главной задачей прогнозирования  и планирования развития АПК  являются максимизация объема  конечной продукции АПК и приближение  объема и структуры производства  продукции к объемам и структуре  потребностей в ней. В состав  конечной продукции АПК входит  продукция, используемая на личное  потребление населения, производственное  потребление в отраслях, не входящих  в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт6.  

1.3. Нормативно-правовая  основа аграрной политики

В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная  классификация источников аграрного  права. Они делятся по способу  правотворчества на нормативные  правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества.  
В аграрном праве в большей степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества. Санкционирующая деятельность - многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян - Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР).  
Если санкционирование в узком смысле тождественно правовой деятельности государства, придающей юридическую силу уже выработанным нормативным актам сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян, то поручение государства сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам, аграрным товариществам, АККОР издавать нормативные правовые акты для регулирования аграрных отношений должно рассматриваться в качестве делегированного правотворчества. Такая трактовка делегированного правотворчества в полной мере учитывает специфику правотворческой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян, которая осуществляется на основе общего полномочия государства7.

Информация о работе Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области