Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят серьезные изменения основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная безопасность страны - это важнейшая функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:
обеспечение национальной безопасности в своем государстве;
сохранение и поддержание сельского образа жизни;
устойчивое развитие сельской территории;
развитие туризма;
демографическая роль.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы аграрной политики и агропромышленного комплекса 5
1.1.Содержание аграрной политики 5
1.2.Агропромышленый комплекс, его состав и особенности. 8
1.3. Нормативно-правовая основа аграрной политики 9
2. Цели и направления аграрной политики 13
2.1. Национальная программа «Развитие АПК» 13
2.2. Роль ВТО в формировании аграрной политики 15
3. Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области 19
3.1. Сельское хозяйство как основная сфера АПК Астраханской области 19
3.2. Совершенствование агропромышленного комплекса 24
Заключение 32
Список нормативно-правовых актов 34
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

горюнов.docx

— 82.40 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения сельхозтоваропроизводителей  высококачественным семенным материалом необходимо совершенствование организации  семеноводства зерновых, кормовых и  других культур. То есть за счет сортов, семян и зональных технологий, обеспеченных надежными техническими средствами, возможно увеличить урожаи и валовые сборы растениеводческой  продукции. Селекция и семеноводство  являются наиболее доступными средствами биологической интенсификации сельскохозяйственного  производства. Их роль постоянно возрастает в условиях конкуренции с импортными семенами. В нынешних условиях сорта  и семена – главнейший фактор стабильности и роста урожайности. С этой целью  будет продолжена государственная  поддержка на приобретение у производителей элитных семян сельскохозяйственных культур (включая оригинальные семена: маточная элита, супер-суперэлита, суперэлита), а также родительских форм гибридов сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное  хозяйство).

Для увеличения темпов внедрения  современных агротехнологий и технического перевооружения машинно-тракторного  парка в области продолжится  господдержка, включающая компенсацию части затрат из бюджета Астраханской области на приобретение сельскохозяйственной техники.

Для сохранения почвенного плодородия и повышения эффективности  сельскохозяйственного производства будут увеличены объемы внесения минеральных удобрений на 1 га посевов сельскохозяйственных культур с 143 кг в 2012 году до 150 кг в 2020 году. Увеличение объемов внесения комплексных водорастворимых удобрений в орошаемом земледелии позволит увеличить усвоение основных элементов минерального питания сельскохозяйственными растениями.

Практически вся растениеводческая  продукция в Астраханской области, где среднегодовое количество осадков  не превышает 250 мм,  выращивается  на мелиорированных орошаемых землях.

По результатам проведенной  инвентаризации мелиорированных земель  мелиоративный фонд области составляет 210,9 тыс. га, используется в сельскохозяйственном производстве (включая садоводческие  общества) 81,8 тыс. га. Проведение неотложных работ по реконструкции и ремонту  требуется на площади 129,1 тыс. га. 

В целях сохранения и более  эффективного использования орошаемых  земель  предусматривается оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям  в виде компенсации части затрат на строительство, реконструкцию и  техническое перевооружение мелиоративных  систем, что позволит ввести дополнительно  в эксплуатацию 38,4 тыс. га орошаемых  земель до 2020 года

В рамках концепции планируется  до 2020 года реализовать также мелиоративные  мероприятия:

- по предотвращению выбытия  из сельскохозяйственного оборота  сельскохозяйственных угодий за  счет проведения культуртехнических  работ, фитомелиорации опустыненных  земель и агролесомелиорации  на площади 14,8 тыс. га;

- по защите земель от  водной эрозии, затопления и подтопления  на площади 20,4 тыс. га;

-по защите и сохранению  сельскохозяйственных угодий от  ветровой эрозии и опустынивания  на площади 38,1 тыс. га22.

Таблица № 1

Объемы работ по строительству, реконструкции и техническому перевооружению мелиоративных систем в Астраханской области на период до 2020 года

Ввод в эксплуатацию мелиорируемых  земель

2013 –2020

годы

Из них

первый этап

второй этап

2013 – 2016 гг.

2017 – 2020 гг.

Создание (новое строительство), реконструкция и модернизация мелиоративных  систем (тыс. га), в том числе:

38,4

15,4

23

создание (новое строительство) мелиоративных систем (тыс. га)

8,5

3,2

5,3

реконструкция и модернизация мелиоративных систем  (тыс. га)

29,9

12,2

17,7





Для развития мясного скотоводства имеются достаточное количество естественных угодий – более 2,8 млн  га, мощная племенная база мясного  скотоводства. При этом не требуется  больших капитальных вложений, энергетических и трудовых затрат, что особенно актуально для отдаленных и малонаселенных районов.

Основное поголовье мясного  скота сосредоточено в хозяйствах населения и крестьянско-фермерских хозяйствах. В области отсутствуют  специализированные площадки по откорму  крупного рогатого скота, на которых  можно выращивать высококачественное поголовье, востребованное перерабатывающими  предприятиями.

Наряду с развитием  мясного скотоводства необходимо развивать  мощности по переработке животных. Исходя из типов выращивания мясного  скота, необходимо наращивать перерабатывающие мощности.

Главной задачей племенного животноводства области является формирование племенной базы, обеспечивающей потребность  отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в высокопродуктивном племенном молодняке в количественном, качественном и породном ассортименте всех основных видов сельскохозяйственных животных.

К 2020 году удельный вес племенного поголовья в общем поголовье  крупного рогатого скота достигнет 15 %, увеличатся объемы реализации племенного молодняка молочного направления  до 400 голов.

Одна из основных задач  в молочном скотоводстве –рост маточного  поголовья, создание условий для  перевода на однотипное кормление, позволяющее  балансировать рационы кормления  в зависимости от вида, возраста, пола, продуктивности и физиологического состояния.

Основными задачами отрасли  в племенном мясном скотоводстве являются: увеличение маточного поголовья  высокопродуктивных животных; ежегодное  увеличение реализации племенного молодняка  на 15,5 %; улучшение классного состава  основного стада и реализуемого молодняка; работа по созданию новых  высокопродуктивных линий и семейств, улучшению качества уже существующих отцовских линий; выращивание быков-производителей для племенных репродукторов  и товарных хозяйств.

Племенные организации Астраханской области по разведению мясного скота  ориентированы на повышение качества селекционно-племенной работы, организации  ручной случки маточного поголовья  с быками-улучшателями, расширенного воспроизводства поголовья животных, улучшение племенных и продуктивных качеств, выращивание высококлассного  молодняка: бычков для племенной  продажи и телок - для ремонта  собственного стада и реализации хозяйствами всех форм собственности23.

Одним из основных условий  успешного выполнения планируемых  задач селекционно-племенной работы в мясном скотоводстве является создание прочной кормовой базы и обеспечение оптимальных условий кормления, содержания и выращивания скота, которые должны способствовать повышению скороспелости, продуктивности и более быстрому формированию желательного типа мясного скота. Уровень развития его в конечном итоге определяет мясную продуктивность взрослых животных и служит главным селекционным признаком в мясном скотоводстве.

В перспективе в целях  обеспечения товарных производителей качественным генетическим материалом отечественного производства требуется  создание на базе племенных репродукторов  современных генетических центров  по основным направлениям мясного скотоводства, в том числе расширение объемов  производства племенного материала.

 Опыт показывает, что  без использования в практике  разведения крупного рогатого  скота новых биотехнологических  методов (трансплантация эмбрионов,  искусственное осеменение сексированным  семенем и пр.) невозможно достичь  ускоренного прогресса в селекции  животных.

Главной задачей в овцеводстве  является создание, сохранение и совершенствование  конкурентоспособных пород, их максимальное использование в селекции, увеличение численности маточного поголовья, сохранение накопленного генофонда. Породы и типы овец должны отличаться комбинированной  продуктивностью, т.е. обладать комплексом полезных признаков: хорошей шерстностью  и мясностью, высокой плодовитостью  и скороспелостью, высокой оплатой  корма. В частности, в тонкорунном  овцеводстве основная работа селекционеров  должна быть направлена на отбор и  выращивание животных с высокой  живой массой и тониной шерсти, которая востребована на мировом  рынке24.

В коневодстве приоритетными  направлениями развития являются:

повышение конкурентоспособности  отечественной племенной продукции  на внутреннем и внешнем рынках;

полное обеспечение сельскохозяйственных, спортивных и прочих организаций  разного назначения и форм собственности, а также физических лиц высококачественными  лошадьми основных направлений хозяйственного использования (племенными, спортивными, лошадьми-продуцентами и т.д.) на основе высокой экономической эффективности конепроизводства;

сохранение генофонда  отечественных пород лошадей (донская, кушумская), представляющих большую  генетическую и национальную историческую ценность.

Таким образом, существует необходимость  создания региональной организации  по хранению и реализации семени животных-производителей для обеспечения всех категорий  хозяйств высококлассным племенным  материалом и научного сопровождения  работы по улучшению генетического  потенциала отрасли и повышению  продуктивности животных. 

Необходимо расширить  сеть пунктов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, принадлежащих  крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам.

Реализация мероприятий  позволит обеспечить:

- увеличение производства  скота и птицы на убой - на 20,1 тыс. тонн с 61,4 тыс. тонн в  2011 году до 81,5 тыс. тонн в 2020 году,  в том числе по крупному  рогатому скоту - на  13,2 тыс.  тонн с 31,6 тыс. тонн в 2011 году  до 44,8 тыс. тонн в 2020 году, по  мелкому рогатому скоту - на 4,4 тыс. тонн с 22,1 тыс. тонн в  2011 году до 26,5 тыс. тонн в 2020 году, по птице - на 1,4 тыс. тонн  с 4,51 тыс. тонн в 2011 году до 5,95 тыс. тонн в 2020 году;

- увеличение производства  молока на 19,4 тыс. тонн со 163,6 тыс.  тонн в 2011 году до 201,1 тыс. тонн  в 2020 году;

- увеличение производства  яиц на 35328 тыс. штук с 232823 тыс.  штук в 2011 году до 268151 тыс. штук  в 2020 году.25

Заключение

 

Кризис, в котором оказался агропромышленный комплекс России, к  настоящему моменту приобрел затяжной характер. Долгое время казалось, что  все принимаемые правительством меры по преодолению тяжелой ситуации в сельском хозяйстве носят бессистемный и половинчатый характер.

Негативные тенденции  в аграрной экономике и в АПК  в целом следствие не концепции  и стратегического курса реформы, а общего системного кризиса в  стране, реальной емкости рынка, неконкурентоспособности  большинства отечественных производителей продовольствия в сравнении с  зарубежными производителями и  просчетов в тактике проведения курса реформ (поспешность, недооценка необходимости переходного периода, ослабления госрегулирования).

Ответственное осознание  реального положения и очевидных  перспектив развития АПК определяет вывод: стране необходима не новая аграрная политика, а научно обоснованное приведение проводимой политики в соответствие с реалиями переходного периода. Нужна тщательно проработанная  система финансово-инвестиционных, материально-технических и организационно-управленческих мер и мероприятий, избирательно осуществляемых или поддерживаемых государством особенно по отношению  к тем предприятиям и организациям АПК, которые показали свою устойчивость в кризисных условиях.

В современных условиях развития земельной реформы в аграрной сфере на первый план выдвигаются  проблемы совершенствования экономического регулирования земельных отношений  и формирования земельного рынка. К  сожалению, несмотря на принятие Земельного кодекса, эти вопросы в силу политических разногласий еще не разрешены  окончательно на федеральном уровне.

Для того чтобы предотвратить  возможные негативные последствия  расширения оборота земли, необходимо законодательно закрепить положения  о праве приобретения сельхозугодий  только лицами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного  производства, к тому же имеющими специальное  образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также  зафиксировать право изъятия  неиспользуемых сельхозугодий у  их собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

В этой связи представляется необходимым, наряду с разработкой  новых законов, осуществить в  ближайшее время инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нем противоречивые нормы, а  также неопределенность и половинчатость (следствие компромиссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между  парламентом, правительством и президентом, между федеральной властью и  регионами), обеспечить относительную  устойчивость законов и контроль за их исполнением. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых законопроектов, определяющих ход аграрного реформирования. И первый шаг в этом направлении  уже сделан.

Информация о работе Анализ состояния агропромышленного комплекса в Астраханской области