Эмоциональная отзывчивость на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду. Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19
2.1. Развитие способностей в музыкальной деятельности………………….31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36
3.1. Классификация музыкально-игровых методик………………………...37
3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду……………………………………………..…42
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

огл.введ.осн.закл.литер.docx

— 96.24 Кб (Скачать файл)

В-пятых, музыкальная игра — самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами, ролевым распределением или диктатом фабулы. Музыкальная игра — общение равных.

Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Она —

фактор развития ребенка;

способ приобщения ребенка к миру музыкальной  общей культуры;

щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениям и навыкам;

способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;

способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.[6]

 Педагогическая технология  музыкально игровых методик

Музыкально-игровые методики требуют максимально профессионального и тонкого подхода воспитателя к их применению, который обусловлен сочетанием противоречивых характеристик музыкальной игры: с одной стороны, ребенок свободен поступать как ему вздумается в процессе принятия решений, а с другой — музыкальная игра требует от него подчинения этих решений основным законам музыки.

Каждую музыкальную игру условно можно разделить на три основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.

Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное для того, чтобы детям в игре было легко и уютно — комфортно.

Организуя любую музыкальную игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное

«я». В музыкальной игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей, недопустимо унижать достоинство ребенка, игра должна соответствовать возрасту и особенностям личности детей; используемые в игре пособия и атрибуты должны быть эстетичны, удобны, гигиеничны и безопасны; каждая музыкальная игра должна создавать положительное эмоциональное настроение (в т.ч. и для проигравших детей).

В организации и проведении музыкальной игры важен способ ее объяснения детям. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение музыкальной игры с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией. Лучшим вариантом молено считать объяснение условий по ходу игры.

Технология объяснения музыкальной игры должна соответствовать ряду требований:

-ясность и четкость  в изложении;

-эмоциональная выразительность  и достаточная громкость независимо от количества игроков;

-использование всевозможных  видов воздействия (словесного, зрительного, слухового).

Главенствующая роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности.

Воздействие музыки па ребенка в проведении музыкальной игры многогранно, так как оно:

• способствует эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций детей;

• воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;

• повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение, музыкально – ритмические  движения, игра на музыкальных инструментах) и работоспособность организма в целом.

В процессе проведения некоторых музыкальных игр важно использовать диалог между педагогом и детьми, т. к. это помогает детям концентрировать внимание па происходящем. Необходимо регулировать темп некоторых Музыкальных игр, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем настроении. Продолжительность музыкальной игры зависит от интереса детской аудитории к ней.

При подведении итогов музыкальной игры необходимо помнить о том, что внутри из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворённости и радости от участия в ней. Для этого педагог не должен давать никаких резких оценок качества игровой деятельности ребенка, а наоборот, при необходимости внушать ему надежду на успех. Детям или подгруппам детей, достигшим хороших результатов, можно наряду с похвалой вручать поощрительные призы.

Необходимо назвать ряд обязательных требований к воспитателю-организатору детской музыкально-игровой деятельности:

эстетика внешнего вида воспитателя;

высокая культура речи;

доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку;

профессиональный подход к подготовке и проведению музыкальной игры.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Исследование использования технологии музыкально-игровых методик во время прохождения практики в ДУ №45 г.Барановичи

 

В своём исследовании авторы берут за основу классификацию музыкальных способностей Б.М. Теплова. По Б.М. Теплову структура музыкальных способностей включает:

- музыкально-ритмическое  чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать  эмоциональную выразительность  музыкального ритма и точно  воспроизводить его;

- ладовое  чувство, т.е. способность эмоционально  различать ладовые функции звуков  мелодии или чувствовать эмоциональную  выразительность звуковысотного  движения, которое «проявляется  в восприятии мелодии, узнавании  его, чувствительности к точности  интонации. Наряду с чувством  ритма оно образует основу  эмоциональной отзывчивости на  музыку»;

- способность  к слуховому представлению, т.е. способность  произвольно пользоваться слуховыми  представлениями, отражающими звуковысотное  движение, которое непосредственно  проявляется в воспроизведении  по слуху мелодий, в первую  очередь, в пении.

В ходе исследования мы предположили, что систематическое использование игровых заданий на музыкальных занятиях в детском саду будет содействовать развитию музыкальных способностей у детей в целом и обеспечит развитие их эмоциональной отзывчивости на характер музыкального произведения в частности.

В исследовании использовались метод наблюдения и эксперимент. В качестве испытуемых выступали воспитанники детского сада №45 г.Барановичи.

В ходе констатирующего эксперимента для определения исходного уровня сформированности музыкальных способностей испытуемым было предложено выполнить следующие задания:

- выразительно  исполнить хлопками ритмические  рисунки различной сложности;

- прослушать  произведение Д. Кабалевского «Три  подружки» и определить по  характеру звучания эмоциональную  окрашенность интонаций пьес  «Злюка», «Плакса», «Резвушка»;

- интонационно  чисто передать звуковысотность  движения мелодии белорусских  народных песен «Іграў я на дудцы», «СаўкадыГрышка»,  русской  народной песни «Во поле берёза стояла».

Нами получена следующая информация, характеризующая исходный уровень музыкальных способностей испытуемых: точно исполняют ритм 59% детей; чувствуют эмоциональную выразительность движения мелодии 50% детей; чисто интонируют мелодию песни 27,3% детей.

Исходя из результатов констатирующей части эксперимента, в формирующей его части испытуемым были предложены игровые задания с целью повышения исходного уровня развития музыкальных способностей воспитанников и их эмоциональной отзывчивости на музыку, в частности:

- для  развития чувства ритма – упражнения  «Дружная семья», «Небо синее», «Имена  и ритмы»;

- для  развития слухового восприятия  – произведения, контрастные по  жанру и характеру исполнения  «Клоуны» (муз. Д. Кабалевского), «Марш» (муз. Д.Шостаковича), «Сказочка» (муз. С.Прокофьева);

- для  развития умения интонационно  чисто воспроизводить мелодии  – «Зайка» (муз. Н. Френкель, сл. В. Карасевой), «Колыбельная» (муз. Н. Найденовой, сл. Е. Тиличеевой), «Игра с лошадкой» (муз. И. Кишко, сл. Н.Кукловской).

Испытуемым было предложено использовать словарь признаков характера звучания музыкальных произведений:

- радостно (весело, празднично, звонко, бодро, игриво, задорно, ярко);

- спокойно (безмятежно, светло, прозрачно, доброжелательно);

- шутливо (насмешливо, иронично, забавно, шаловливо);

- нежно (ласково, мягко, трогательно);

- энергично (мужественно, решительно, смело, гордо, уверенно);

- торжественно (величаво, ликующе, победно, восторженно).

В процессе систематического и целенаправленного использования игровых заданий у испытуемых фиксировались развитие как музыкальных способностей, так и их компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку.

Ниже приведён рисунок, иллюстрирующий данный факт.

 

Рис. Результаты исследования развития музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости у детей на музыку в процессе использования игровых заданий.

Таким образом, использование игровых заданий на уроках музыки в начальных классах развивает музыкальные способности детей в целом и их эмоциональную отзывчивость на музыку в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленный анализ литературы и проведенное исследование позволяют  сформулировать следующие выводы:

Эмоции – особый класс психических явлений, форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Эмоции являются главнейшей характеристикой личности.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как эмоциональная отзывчивость. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противоположным качеством является черствость. Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.

С.М. Каргопольцев [24] считает эмоциональную отзывчивость формой актуализации гуманности, альтруистических чувств, в ответ на эмоциональное состояние другого человека, живого  существа или антропомофизированного объекта в реальной или воображаемой ситуации непосредственного общения.

Эмоциональная отзывчивость проявляется в симпатии и эмпатии, выполняя когнитивную, оценочную и коммуникативную функции.

В созидании эмоциональной сферы дошкольников самым мощным из всех видов искусства выступает музыка. Развитие эмоциональной отзывчивости в жизни тесно связано с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Эмоциональная отзывчивость в музыке трактуется учеными как центр музыкальности (Н.А.Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М.Теплов).в качестве эмпатического переживания в научной литературе рассматривается человек или образы, созданные в литературе и искусстве (Л.П.Калиновский, Т.П. Гаврилова).

В исследовании эмоциональной отзывчивости дошкольников мы базировались на понятии О.П. Радыновой [40]: “ Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности)”.

Нами использовались технологии музыкально-игровых методик. В ходе исследования мы предположили, что систематическое использование игровых заданий на музыкальных занятиях в детском саду будет содействовать развитию музыкальных способностей у детей в целом и обеспечит развитие их эмоциональной отзывчивости на характер музыкального произведения в частности.

В исследовании использовались метод наблюдения и эксперимент. В качестве испытуемых выступали воспитанники детского сада №45 г.Барановичи. Нами получена следующая информация, характеризующая исходный уровень музыкальных способностей испытуемых: точно исполняют ритм 59% детей; чувствуют эмоциональную выразительность движения мелодии 50% детей; чисто интонируют мелодию песни 27,3% детей. В процессе систематического и целенаправленного использования игровых заданий у испытуемых фиксировались развитие как музыкальных способностей, так и их компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, использование игровых заданий на занятиях музыки в детском саду развивает музыкальные способности детей в целом и их эмоциональную отзывчивость на музыку в частности.

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Алексеева, Л.Н. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Алексеева, Т.Э. Тютюнникова. – М., 1998.
  2. Анисимов,  В.П.  Диагностика  музыкальных  способностей  детей  / 
    В.П.Анисимов. – М., 2004.
  3. Анцыпирович, О.Н. В мире музыки: учебное наглядное пособие / 
    О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. – Мінск, 2005.
  4. Анцыпіровіч, В.М. Музычнаяскарбонка / В.М. Анцыпіровіч. - Мазыр, 
    2007.
  5. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т.Барышникова. - М., 1982.
  6. Беларускідзіцячыфальклор /склад.: А.М. Аляхновіч, М.В. Рахчэеў, А.С. 
    Фядосік, У.Д. Каструлёў. - Мн., 1994.
  7. Ветлугина, Н. А. Детский оркестр / Н.А.Ветлугина.– М, 1983.
  8. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь / Н.А.Ветлугина. - М., 1990.
  9. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.,1968.
  10. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего 
    возраста / А.И.Зимина. - М, 2000.
  11. Искорки. Песни для дошкольников. Вып. 1-21. - М., 1971-1991.
  12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д.Б. Кабалевский. -М.,1987.
  13. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном   воспитании 
    дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М., 1986.
  14. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г.Кононова. - М., 1990.
  15. Корой, Е.Ф. Анализ различных типов занятий в методической литературе 
    // Формирование системы эстетического воспитания / Е.Ф. Корой; 
    Под.ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1983.
  16. Крынічка: Беларускія народныяпесні для дзяцей. - Мн„ 1989.
  17. Льговская, Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. - М, 2007.
  18. Мои первые ритмы: раскраска-пособие / Авт.-сост. В.В.Ковалив. - Мн.,2003.
  19. Музыка и движение: Упражнения, игры, пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. С.И. Бекина и др. - М.,1981.
  20. Музыка и движение: упражнения, игры, пляски для детей 5-6 лет/ Авт.-сост. С.И. Бекинаи др. - М.,1981.
  21. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для 
    практических работников дошкольных образовательных учреждений / 
    Г.П. Новикова. - М., 2000.
  22. О детском голосе / Под ред. Н.Д.Орловой. - М., 1966.
  23. Психология   музыкальной   деятельности:   теория   и   практика   / 
    Д.К .Кирнарская,   Н.И.   Киященко,   К.В.Тарасова  и  др.;   Под  ред. 
    Г.М.Цыпина. – М.,2003.
  24. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: В 2-ух т. - М., 1997.
  25. Радынова, О.П. Баюшки-баю: слушаем и поем колыбельные песни / 
    О.П. Радынова. - М., 1995.
  26. Радынова,   О.П.   Методы   и   приемы   музыкального   воспитания 
    //Дошкольное воспитание. 1994. №6. С.49.
  27. Способин, И. Элементарная теория музыки / И. Способин. – М. : Музыка, 1967. – 199 с.
  28. Спявайце з намі: Хрэстаматыя па музыцы для старэйшыхгрупдзіцячага 
    сада. - Мн., 1996.
  29. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. - 
    М., 1988.
  30. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей : избранные труды.В 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов; ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. - М.,1985.
  31. Ходонович,   Л.   С.   Воспитываем   и   развиваем   дошкольников   в 
    музыкальных играх /Л.С.Ходонович. - Мн, 2000.
  32. Ходонович,  Л.С.  В  мире  музыки:  пособие  для  детей  старшего 
    дошкольного возраста/ Л.С.Ходонович. - Мн., 2000.
  33. Ходонович,    Л.С.    Игровая    продуктивная    технология    развития 
    музыкального творчества дошкольников /Л.С.Ходонович. - Мн., 2007.
  34. Ходонович,   Л.С.   Музыкально-творческое   развитие   дошкольников: 
    планирование, учет и контроль / Л.С. Ходонович. - Мн., 2005.
  35. Ходонович, Л.С. Приключения веселых музыкантов: диагностическая 
    игра/Л.С. Ходонович. - Мозырь, 2003.
  36. Чурко, Ю. М. Вянок беларуск1х танцау / Ю. М. Чурко. - Мн., 1994.
  37. Юдина, Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е.И.Юдина. - М., 1997.

Информация о работе Эмоциональная отзывчивость на музыку