Эмоциональная отзывчивость на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду. Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19
2.1. Развитие способностей в музыкальной деятельности………………….31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36
3.1. Классификация музыкально-игровых методик………………………...37
3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду……………………………………………..…42
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

огл.введ.осн.закл.литер.docx

— 96.24 Кб (Скачать файл)

Эмоции в узком значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. К. Бюлером был выдвинут закон, согласно которому в ходе деятельности положительные эмоции перемещаются от конца к началу. Особенно ярко это выражено в сложных видах деятельности, где разработка замысла, плана действия и его дальнейшее осуществление выделяется в самостоятельный этап (работа ученого, художника, писателя и т.д.).

К. Изард выделил следующие основные, "фундаментальные эмоции" [1]:

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установки субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

 В структуре эмоциональной культуры человека большую роль играет такой компонент, как эмоциональная отзывчивость. Это качество личности, вызванное, насыщенное и выраженное эмоциями. И проявляется оно в том, что человек легко откликается на чужие нужды, а также в готовности помочь.

Эмоциональная отзывчивость важна при усвоении социального и нравственного опыта общества, при познании внутреннего мира другого человека. И проявляется оно в симпатии и эмпатии. Симпатия (как способность разделять разнообразные чувства людей) в свою очередь проявляется в сочувствии, существующем в двух модальностях: сорадовании и сострадании. Эмпатия же (как способность человека эмоционально отзываться на переживания других) существует в форме сопереживания и представляется как эмоциональное состояние, вызванное чьими-либо переживаниями (переживаниями другого человека).

Для возникновения эмоциональной отзывчивости необходим определенный уровень умственного развития.предполагающий понимание ситуации, правильное распознание эмоционального состояния другого человека. Исходя из вышесказанного, можно выделить этапы эмоциональной отзывчивости:

  1. Восприятие эмоционального состояния объекта;
  2. Включение в эмоциональное состояние объекта (его постижение и верность трактовки);
  3. Непосредственное переживание как реакция на воспринятое (может проявляться в поведении и деятельности).

В ходе познания окружающей действительности, а также при определении своего отношения к происходящему, эмоциональная отзывчивость выполняет когнитивную, оценочную и коммуникативную функции.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость является неотъемлемой частью социальной жизни человека. Познание и оценивание какого-нибудь жизненного явления, общение с людьми всегда происходит с участием эмоционального отклика.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.

Большое значение в деле воспитания и развития личности представляет музыкальное искусство, широкие возможности которого представлены способностью передавать тончайшие нюансы человеческих чувств. Б.М. Теплов [4] подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Музыка оказывает целостное воздействие на человека. При эмоциональной отзывчивости человек активно откликается на музыку. "Способность слушать и переживать музыку, слышать основное, главное в ее содержании, сопереживать выраженные в ней чувства, отличать, понимать значение выразительных средств – все это не является прирожденными способностями человека, а поддается воспитанию и развитию в процессе соответствующей деятельности на основе обучения" [4].

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями, возгласами – и спокойно, сосредоточенно, с вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах детской музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-игровой деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) при условии ведущей роли выразительности в исполнении, творческих импровизациях.

Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Процесс гуманизации дошкольного образования предусматривает представленность в его содержании не только опыта познания мира, но и опыта человеческих чувств. В настоящее время приоритетным в обучении и воспитании дошкольников становится не только овладение знаниями и умениями, но и сформированность у них эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.

Развитие духовно ориентированной личности ребёнка тесно связано с таким качеством, как эмоциональная отзывчивость (настроение, эмоции, чувства и др.) В создании эмоциональной сферы дошкольников доминирующей и наиболее творческой по своей природе является музыка. Развитие эмоциональной отзывчивости тесно связано с эмоциональной отзывчивостью на музыку. Эмоциональная отзывчивость в музыке трактуется учёными как центр музыкальности (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов); как исполнительская способность (Л.А. Баренбойм, В.Г. Ражников); а так же определяется как форма актуализации гуманности, альтруистических чувств (С.М. Каргапольцев) и др.

Д.С. Надырова считает, что эмоциональную отзывчивость следует рассматривать как форму общей эмпатии, т.е. способность эмоционально откликаться на переживания другого.[3] В качестве предмета эмпатического переживания в научной литературе обычно рассматривается человек или образы, созданные в литературе и искусстве (Л.П. Калиновский, Т.П. Гаврилова и др.)

Так во время прохождения педагогической практики в детском дошкольном учреждении № 45 г. Барановичи, проведённое нами исследование развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности на занятиях подтвердило положение О.П. Радыновой о том, что «эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности)»[2 с.21]

Результат данной работы представлен нами в модели развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста. В основу структуры данной модели включены следующие компоненты:

  • Музыкальность;
  • Музыкальные способности;
  • Эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • Методические средства педагогического и эмоционального воздействия;
  • Музыкально-игровая деятельность дошкольников.

Основу модели составляет музыкальность, объединяющая комплекс музыкальных способностей, выделенных Б.М. Тепловым как ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Данные компоненты немыслимы без развития музыкальных способностей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности. [4 с.43]

По-нашему мнению, можно выделить следующие сферы педагогического воздействия на эмоциональную отзывчивость ребёнка:

- художественного  воображения и мышления, основанную  на активизации художественно-образного  компонента;

- моторно-двигательную, основанную на активизации двигательно-экспрессивного  компонента;

Первый – художественно-образный компонент – способствует нахождению средств и способов действий отождествления с художественным образом (музыкальные, интонационно-речевые; изобразительные; театрально-игровые). Второй - основан на активном двигательном сопереживании в условиях музыкально-игрового пространства: ребёнок воображает, придумывает, создаёт и апробирует разнообразные формы игрового перевоплощения.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников происходит благодаря следующим методическим средствам педагогического и эмоционального воздействия:

  • Музыкально-перцептивные (показ элементов музыкальной игры и поиск вариантов различного исполнения, эмоциональное перевоплощение в выборе самостоятельного музыкального образа);
  • Вербально-коммуникативные (музыкальный диалог, рассказ, объяснение и нестандартность решения проблемных музыкально-игровых ситуаций средствами вербальных и невербальных действий );
  • Изобразительно-иллюстративные (наглядный материал, карточки-модели музыкальной интонации; графические схемы мелодии; мини-блоки ритмоинтонаций; динамические партитуры; эмоциональные открытки; цветные фигуры разной формы и величины,  аудио- и видеозаписи);

Важным компонентом предлагаемой нами модели выступает музыкально-игровая деятельность дошкольников, в основу которой мы берём  педагогическую технологию музыкально-игровых методик, обозначенную в пособии Н.И. Льговской [1 с.15]. Она представлена классификацией музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей (игры, развивающие звуковысотный слух, чувство ритма, способствующие восприятию музыки посредством движений, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности, музыкально-игровые композиции). В данном пособии предлагается классификация музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:

Информация о работе Эмоциональная отзывчивость на музыку