Эмоциональная отзывчивость на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду. Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19
2.1. Развитие способностей в музыкальной деятельности………………….31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36
3.1. Классификация музыкально-игровых методик………………………...37
3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду……………………………………………..…42
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

огл.введ.осн.закл.литер.docx

— 96.24 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8

ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19

2.1. Развитие  способностей в музыкальной деятельности………………….31

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36

3.1. Классификация  музыкально-игровых методик………………………...37

3.2. Педагогические  возможности и технологии музыкально-игровых  методик на занятиях в детском  саду……………………………………………..…42

ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка объединяет моральную,

эмоциональную и эстетическую сферы

человека. Музыка – это язык чувств.

В.А. Сухомлинский.

 

Мелким было искусство, которое

давало бы только звучания, не имея

средств для выражения душевных состояний.

Р. Шуман.

 

 

Введение

 

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед педагогической общественностью в настоящее время – угроза упада духовности личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния нравственному цинизму, бездуховности, агрессивности, возрождения в детях желания и потребности активной, интеллектуальной, эмоциональной деятельности.

Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру духовной красоты скрыты в музыкально-игровой деятельности с её радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы [5, с. 118]. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка, что является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик.

Данная проблема является предметом пристального внимания ученых-педагогов и психологов, музыкантов, методистов, она находит отражение в исследованиях и обобщениях по данной теме.

В исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова [8], А.В. Запорожца [9] рассмотрены важные, научно-обоснованные принципы построения учебного процесса, в той или иной степени определяющие духовное развитие подрастающего поколения. Изучены некоторые условия, способствующие развитию эмоционального и духовного совершенствования личности (Н.П.Антонец, И.Л. Вахнянская [10], К.А.Цатурян), влияние искусства на уровень развития эмоциональной отзывчивости и эстетического сопереживания в работах Л.С. Выготского [11], Б.М.Неменского [12], Л.Н.Рожиной [13], развитие личности в процессе музыкального творчества (Н.Ф.Вишнякова [14]).

В психолого-педагогических исследованиях проблему сущности и воспитания эмоций, чувств и эмоциональной отзывчивости рассматривали Б.И.Додонов [15], Л.Н.Рожина [13], Б.М.Теплов [4], Г.Х.Шингаров [16] и др.

Изучению эмоциональной отзывчивости детей на музыку посвящены работы Э.Б.Абдуллина [17], Н.А.Ветлугиной [5], В.Н.Шацкой [18] и др.

В учебной литературе достаточно чётко трактуются содержание, цели, задачи музыкально-игровых методик, выступающих средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста, это «ценностное отношение к миру музыки, умение взаимодействовать в нём, приобретение знаний о мире музыки, развитие музыкального кругозора» [6, с. 6].

Однако менее разработан аспект развития эмоциональной отзывчивости на музыку средствами музыкально-игровых методик.

Цель нашего исследования  – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности .

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости  на музыку у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования –деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду.

Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.

Объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили решение следующих задач:

  1. Исследовать психолого-педагогические предпосылки развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
  2. Выявить возможности использовании музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду способствующих активизации эмоциональной отзывчивости на музыку .
  3. Провести эксперимент по изучаемой проблеме.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ  психолого-педагогической литературы  по данной проблеме;

- педагогическое  наблюдение и анализ;

- анализ  и обобщение собственной опытно-экспериментальной  работы.

База исследования -это детский сад №45 г. Барановичи.

 

Методологической основой исследования являются положения науки о том, что эмоциональная отзывчивость тесным образом связана с основами:

− музыкального восприятия (Н.А. Ветлугина [5], Л.С. Готсдинер [19],  Б.М. Теплов [4]);

− о личностно-деятельностном подходе формирования личности (Ю.К. Бабанский [7], А.Н. Леонтьев [20], С.Л. Рубинштейн [21];

− стимулированием духовных сил личности в разных видах творческой деятельности (Л.С. Выготский [11]);

− о закономерностях развития общих и специальных способностей (Б.М. Теплов [4], Н.С. Лейтес [22]).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

 

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение.

Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает "эмоциональный голод", который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII–XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления – следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт [1], считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Этой же линии придерживался и В. Вундт  [2], но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции – это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи У. Джемса "Что такое эмоция?". У. Джемс и независимо от него Г. Ланге [1] сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями  как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов – сердечной. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Таким образом,  периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций – считалось, что нежелательные эмоции, например, горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.

Концепция Джемса – Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном [1], который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, что удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмоций через когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера [1]. Исходное ее положение: диссонанс – есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как писал Ф. Крюгер [1]: "То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность".

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в этот момент – ее субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потребностями личности. По своему взаимоотношению и специфическим функциям в удовлетворении потребностей субъекта чувства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предметы потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего ей предмета. Приводя в соответствие непосредственно с потребностью, переживания предшествуют определенной деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность; они, таким образом, релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют направленность эмоциональной жизни; подчеркивая это, В.Л. Вилюнас [3] назвал их ведущими эмоциональными переживаниями, или побуждениями.

Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятельности (внутренней и внешней), и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Подчеркивая обусловленность этих эмоциональных переживаний ведущими побуждениями, их назвали произвольными. В виде производных эмоций потребность как бы объективируется вторично и более широко – по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с  одной стороны, – потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональное переживание.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются нанравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения из красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человеческой деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, прозрение, отвращение, тоску, страдание и пр. Все это позволило  некоторым ученым предположить, что эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Однако этот взгляд является слишком узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого предмета или его отдельного свойства. Эстетические чувства включают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Информация о работе Эмоциональная отзывчивость на музыку