Эмоциональная отзывчивость на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выявление эффективных путей развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – деятельность направленная на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий в детском саду. Гипотеза исследования: систематическое использование музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду будет способствовать развитию музыкальных способностей детей в целом и эмоциональной отзывчивости в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ…………………………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………....19
2.1. Развитие способностей в музыкальной деятельности………………….31
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….36
3.1. Классификация музыкально-игровых методик………………………...37
3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду……………………………………………..…42
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫХ МЕТОДИК………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

огл.введ.осн.закл.литер.docx

— 96.24 Кб (Скачать файл)

Таким образом, музыкальные способности теснейшим образом связаны с развитием музыкальности в целом и эмоциональной отзывчивостью в частности, целенаправленное развитие которых у студентов колледжа требует индивидуального подхода. Это необходимо учитывать в педагогическом процессе.

 

2.1 Развитие способностей в музыкальной деятельности.

 

Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?

Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). Наряду с восприятием музыки, именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

      

Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым).

Оно может быть развито, прежде всего, в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда люди прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с восприятием только что звучавшей мелодии. "Продолжить в представлении уже звучащую мелодию,– пишет Б.М. Теплов,– несравненно легче, чем представить ее себе с самого начала", т.е. без опоры на ее восприятие. Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений – внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т.д.

Овладение пением происходит постепенно, в результате "бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления".

Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений не способствует развитию слуха, а ведет лишь к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным или другим ориентирам. Вспомогательные обозначения дают быстрый эффект, но не имеют развивающего значения. Это показывает, что не всегда овладение определенными навыками и умениями (в данном случае игры на музыкальных инструментах) является результатом развития музыкальных способностей. Большое значение имеет способ приобретения умений и навыков. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к "натаскиванию".

Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.

Важным педагогическим выводом, следующим из исследования Б.М. Теплова, является также вывод о том, что начинать формирование звуковысотного слуха со сравнения отдельно взятых звуков неэффективно. Целесообразно развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать  звуки по высоте и воспроизводить их.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего, в пении и игре на музыкальных инструментах.

Для преодоления ритмических неточностей не всегда  воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм – неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

Кроме трех основных музыкальных способностей, в понятие "музыкальность" включаются и другие: тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.

Тембровый и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. При анализе понятия "музыкальный слух" было показано, что основное его качество – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируется на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности исполнительства, полноте восприятия музыки. Принимая во внимание наибольшую сложность развития звуковысотного слуха и его важную роль в структуре музыкальности, необходимо уделять ему больше внимания.  Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.

Исполнительские и творческие способности могут проявляться по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляются воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода, учета склонностей, интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВЫХ МЕТОДИК.

 

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, — угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояниябезнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности. Эстетическое воспитание вносит свой неоценимый вклад в поиск новых форм организаций досуга детей дошкольного возраста.

Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участии, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями. Музыкальные игры занимают достаточно большое количество времени, поэтому их целесообразнее всего использовать в организаций досуга старших дошкольников.

Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности:

познавательной;

коммуникативной;

рекреационной;

компенсаторной;

креативной;

эстетической.

Иначе говоря, музыкальные игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения, развитие личности и отдыха. [6]

 

3.1. Классификация музыкально-игровых методик

В педагогической литературе достаточно широко классифицируют музыкальные игры.

Например, Н. А. Ветлугина разделяла музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные (т. е. на основании некоторых видов игровых действий детей).

Э. П. Костина дополнительно классифицирует настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей детей.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так Л. Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Можно классифицировать музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.

 

3.2. Педагогические возможности и технологии музыкально-игровых методик на занятиях в детском саду

Музыкально-игровая деятельность тесно связана, со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. 15 процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик. Фактически они дают ребенку ключ к восприятию, постижению образною мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека. Поэтому все виды музыкальных игр, предлагаемые в данном пособии, являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.

Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста

Во-первых, музыкальная игра самый органичный всех видов музыкальной деятельности.

Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкальные игры вовлекают дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с Музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Во-вторых, музыкальная игра — самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности.

Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает г музыкальную игру без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.

В-третьих, музыкальная игра — очень серьезный вид музыкальной деятельности.

Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т. д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребенка к виду деятельности, еще не освоенному им ранее.

Именно поэтому музыкальная игра — дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через нее он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

Опытные педагоги знают эту особенность музыкальной игры. В случаях дидактических затруднений в процессе обучения они обращаются к музыкально-игровым формам (песенкам-считалкам, музыкальным загадкам, музыкальным конкурсам и т. д.), в ходе которых дети осваивают то, что вне игровой ситуации представляло сложность для их восприятия.

В-четвертых, музыкальная игра — самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.

Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».  Простая фабула позволяет ребенку выстраивать свой вариант сюжетного развития игры, что поддерживает на высоком уровне интерес к игре и высокую активность играющих. Свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет малышу радость и обретает адекватную форму.

Информация о работе Эмоциональная отзывчивость на музыку