Развитие творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования

Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_detei.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Важно, чтобы в творческом музицировании  ребенок  “выплескивал”   свое   состояние,   субъективно   “проживал”   свое настроение в музыке, а не выполнял  техническое  задание  учителя.  Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить”  чувство  мыслью,  надо довериться бессознательной области души  ребенка.  Постепенно  накапливая  и сопоставляя  свои   впечатления,   музыкально-слуховые   представления,   он внезапно  расцветает  в   своих   творческих   проявлениях,   как   внезапно раскрывается цветок. (23, с. 16)

  Учитель  на  уроке  искусства  –  посредник,  проводник  ребят  в  мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

 Первым   важнейшим   методическим    принципом    является    средство эмоционального и рационального начал в работе на уроке при общей повышенной  эмоциональности содержательности занятия.

 Вторым определяющим принципом служит  сюжетно-тематическое  построение всей  системы  уроков.  Именно  тематический  принцип  позволяет  объединить различные виды искусства  в единое целое.

Третьим принципом  мы  выделяем  игровой  метод  обучения  как  фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на  уроке творческого типа.

Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая  создает логическую и эмоциональную целостность урока.

Занятие строится  как  цельное,  законченное  произведение  совместной (учитель – ученики)  деятельности.  Особое  значение  игровая деятельность приобретает в художественном обучении и  воспитании  дошкольников, а для уроков творческого типа игровая ситуация  становится  одним из важнейших методических принципов проведения занятий. (20)

Итак, процесс активизации  творчества  на  уроке  искусства  зависит  от установки учителя на  созидание  во  всех  видах  деятельности.  Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению  творческих  сил человека,  развитию   его   фантазии,   воображения,   артистизма,   эмоций, интеллекта,  то  есть  развитию  универсальных  человеческих   способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изначально известно, что от природы ребенок обладает удивительной особенностью- активностью. Активность проявляется в движениях, в познании мира. Ребенка ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность носит жизнеобеспечивающий  характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность – важная грань активности личности. Многое ребенок в течении очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействие, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Я уверена, что именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами.

Активность у ребенка  облекается в социальные формы - разные виды деятельности: игры, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей. Активность является стимулом к деятельности и очень важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот нужно способствовать его дальнейшему развитию.

Одной из важных целей  воспитания ребенка дошкольника - развитие творчески активного, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем  развития познавательных способностей.

Дошкольник активно  познает окружающий его мир, хочет  разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается  память, мышление, речь, воображение. В  организации моей собственной педагогической деятельности дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, так как в своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для развития творческой активности ребенка. Вызываю интерес к занятиям, в процессе которых дети самовыражаются, реализовывая свои потенциальные возможности.

 

Анализ  психолого-педагогической,  методической,   искусствоведческой литературы показал,  что  развитие  творческой активности  детей является  важнейшей актуальной  задачей  в  современной  педагогической   практике.   Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством. Именно уроки хореографии помогают  развить различные творческие умения детей в восприятии, исполнении,  импровизации, размышлении о музыке.

Существует  немало   современных   концепций   творческого   развития

личности.  Основываясь  на   вышеизложенных   теоретических   посылках,   мы выстроили программу опытно-практической работы. На констатирующем  этапе  мы использовали  ряд   методов   (анкета,   творческие   задания)   позволяющих установить исходный уровень музыкально-ритмических способностей детей.

   После проведения  развивающего  этапа эксперимента,  нами  было  проведено итоговое оценивание уровня музыкально – ритмических способностей детей.

    Полученные  результаты  позволяют  нам   говорить   о   положительной динамике, об определенном развитии креативности детей.

    Следовательно, задачи, поставленные в дипломной работе, нами решены.

 

 

 

Библиографический список.

 

1. Агурова Н.В. Игры  песни на английском  языке.  Пособие  для  воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1995. – 48с.

2. Асафьев Б.В. Избранные  статьи о музыкальном  просвещении   и  образовании. Музыка. 1973. – 452с.

3. Богино Е. Игры  – задачи. Для начинающих музыкантов. М.: Музыка,  1974,  - 293с.

4. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131.  –  М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, - 120с.

5. Вендрова Н. Воспитание  музыкой. М.: Просвещение. 1991. – 248с.

6. Вишнякова Н.Ф. Креативная  акмеология.  Психология  высшего   образования. Минск.: 1996. – 300с.

7.  Виноградов  Л.В.  Методическое  пособие  для   учителя   М.:   Ассоциация

педагогов – музыкантов «Элементарное музицирование».  Учебно-методический центр. 1990. – 97с.

8. Горюнова Л. Развитие  ребенка как  его  жизнетворчество.  //  Искусство  в

   школе. 1993. № 1.

9. Горюнова Л. Развитие  художественно-образного  мышления  детей  на  уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.

10. Готсдинер А.Л. Музыкальная  психологогия.  –  М.:  Просвещение,  1993.  –194с.

11. Гуревич К. Лабиринты  развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1.

12.  Давыдов  В.В.  Психологические  проблемы  процесса   обучения   младших школьников. Хрестоматия по возрастной и  педагогической  психологии.  М.: Просвещение, 1991.

13. Димент А.Л. Тематические  вечера на английском  языке.  М.: Просвещение, 1998. – 64с.

14.  Дорфман  Л.Я.,  Ковалева  Г.В.  Исследование  креативности  в  науке  и

искусстве. // Вопросы  психологии. 1999. № 2

 

15. Духовная культура  школы. Составители:  Щуркова   Н.Е.,  Мукамбаева  М.М., Петрозаводск, 1992. – 90с.

16. Запевай! /Sing Out!/ Сб. песен  на англ. яз.  для  уч-ся  ср.  шк.  сост.

Здорова Б.Б. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.

17. Искусство и школа.  Книга для учителя /  сост.  Василевский  А.К.  –  М.:

Просвещение, 1981. – 288с.

18. Кабалевский Д. Как  рассказывать детям о музыке. М.:  Просвещение,  1989.– 191с.

19. Кабалевский Д.  Сила  искусства. М.: Молодая гвардия, 1984. – 142с.

20. Калвейт. Резерв  успеха – творчество. М.: Педагогика, 1989. – 152с.

21. Колесникова М.С.  Игры  на  уроках  английского   языка.  Минск:  Народная АСВЕТА, 1990.

22. Колесов Д.В. О  психологии творчества. // Психологический   журнал.  1992. № 6.

23. Комплексное использование  искусств в эстетическом  воспитании.  Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 1984. – 98с.

24. Критская Е. Интонационный   анализ  –  творчество  учителя   и  ученика  /

   Искусство в  школе. 1993. № 1.

25.  Кудрявцев  С.  Творческая  природа  психологии  человека.  //   Вопросы

   психологии. 1990. №  3

26. Медведева О.М. Творчество  учителя  на  уроках  английского   языка.  М.:

   Просвещение, 1992.

27.  Мелик-Пашаев  А.,  Новлянская   З.   Трансформация   детской   игры   в

   художественное  творчество. – с. 9-18. Искусство в  школе № 2. – М. 1994.

28. Михайлова М.А. Развитие  музыкальных  способностей  детей.  –  Ярославль: Академия развития, 1996, - 240с.

29. Московская С. Педагогика  будущего.  Синтез  искусств.  Звук  и  цвет.  –

   СПб.: 1995. – 96с.

 

30. Неменский Б.М. Изобразительное  искусство и  художественный  труд.  Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 192с.

31. Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. – 496с.

32. Нозадзе М.В. Высокое  назначение человеческого  голоса.  //  Искусство  в

   школе. 1997. № 5.

33. Нестеренко А. Страна  загадок. Ростов-на-Дону, 1993. – 32с.

34. Ожегов С.И. Словарь  русского языка. М.: Политиздат, 1984.

35. Пасынкова Н.Б. Влияние   музыкального  движения  на  эмоциональную  сферу личности. // Психологический журнал. 1995. № 4.

36. Психология. Словарь.  ред. Петровский А. М.: Политиздат, 1990. – 448с.

37.  Радынова О.П.  Музыкальное развитие детей. Учебное  пособие. М.:

38.  Роджерс К. Творчество  как усиление себя. // Вопросы психологии.  1990.

   № 1.

39.  Советский энциклопедический  словарь. М.: Политиздат. 1977.

40. Спутник учителя  музыки. Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993.  –240с.

41. Столяр З. Выразительные  средства музыки.  Кишенев.:  Киртя   Молдованска,1990.

42. Тарасов Г.С. О  психологии музыки. // Вопросы психологии. 1995. № 5.

43. Теплов Н.А. Музыка  –  детям:  Пособие  для   муз.  руководителя.  –  М.:

   Просвещение, 1985. – 144с.

44. Терентьева  Н.А.  Музыка.  Музыкально-эстетическое  воспитание. 1  – 4

   классы. М.: Просвещение. 1994, - 78с.

45. Терентьева Н.А. Художественно-творческое  развитие младших школьников  на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.

46.  Футлик  Л.  Я   вхожу  в мир искусств.  – М.:   Всероссийский   центр

   художественного  творчества, 1995. – 143с.

47. Чепуров В.Н.  Театр   в  школе.  Кн.  для  учителя   –  2-е  изд.,  -  М.:

   Просвещение, 1983. – 112с.

 

 

48. Чухман Е.К. Роль  искусства в развитии  способностей  школьников.  –  М.: Педагогика, 1985, - 144с.

49. Энциклопедия для  юных музыкантов / Авторы – составители  Куберский  И.Ю., Минина Е.В. – СПб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1997, - 576с.

50.  Юдина  Е.И.  Мой  первый  учебник  по  музыке  и  творчеству  /  Азбука

музыкально-творческого  саморазвития. – М.: Аквариум, 1997, - 272с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977.

2 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во "Барс". 1997.

3 Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.

4 Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г.  О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971

5 Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978

6 Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука,1977.

7 Лук Л.И. ,,Мышление и творчество’’ М.- Педагогика, 1976

8 Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М. Высшая школа, 1978

9 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Избр.пед.соч.- М., 1949. –Кн. 1. – С.43.




Информация о работе Развитие творческой активности