Развитие творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель. Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи исследования

Выявить, какими творческими знаниями, умениями и навыками владеют дети для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
Определить уровень развития творческих способностей у детей

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников. 6
Понятие творчества и творческой активности. 6
Развитие творческой активности в дошкольном возрасте. 14
Условия для успешного развития творческой активности. 17
Глава 2. Музыкально-ритмическая деятельность. 22
2.1. Виды музыкально-ритмической деятельности. 22
2.2. Значение музыкально-ритмической деятельности в развитие творческой активности дошкольников. 25
Глава 3. Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 32
3.1.Организация и использование методов диагностики творческой активности дошкольников на музыкально-ритмических занятиях. 32
3.2. Практические рекомендации по развитию творческой активности
дошкольников. 57
Заключение. 65
Библиографический список. 67

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_detei.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Для развития творческой активности детей необходимо наличие  как объективных, так и субъективных условий.

      Объективные  условия следующие:

      а) источники  различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

      б) условия  материальной среды, позволяющие  детям развернуть свою деятельность  и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;

      в) характер  и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.

      К субъективным  условиям относятся:

      а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;

      б) побуждения  детей, вызывающие их самостоятельную  деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми./12;с.8/

      Поскольку любая деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением. Анализ специальной литературы показывает, что структура творческо-художественной деятельности выглядит таким образом:

      1. Возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся художественным опытом. Внешне это может выражаться в выборе ребенком того или иного вида художественной деятельности, нахождении формы ее организации, привлечении сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.

      2. Реализация  замысла, качество которой зависит  от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

      3. Самоконтроль  действий, стремление приблизиться  к поставленной цели. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития игровой деятельности, в высказываемых предположениях по ее дальнейшему ходу и окончанию.

Вместе с тем, в зарубежной и отечественной педагогике и психологии широко дискутируется вопрос о необходимости руководства художественной деятельностью детей. Искусство в современных теориях трактуется с различных позиций – экзистенциализма, неопрагматизма, бихевиоризма и т.д. Разнородность подхода к искусству не позволяет говорить о единых направлениях. Тем не менее доминируют идеи об искусстве как о явлении независимом и чисто интуитивном. Данный вывод относится и к художественной деятельности детей, так как она сопоставляется с искусством. В теории эстетического воспитания это положение также является ведущим, поэтому, естественно, приводит его сторонников к выводу об отрицательном отношении в педагогическому руководству.

  Во многих трудах подчеркивается, что искусство не отражение жизни, а только способ выявления личных переживаний, такова и сущность художественной деятельности детей.

 Ряд исследований, впрочем, признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей, делают вывод, что процесс этот не спонтанный, а педагогически обусловленный. Педагогическая обусловленность зависит от установления правильного соотношения субъективных и объективных причин. Сформированные взрослым художественные интересы детей, скопившиеся впечатления – все это выливается в попытках “самовыявления” своих переживаний. Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы ребенка. Эта деятельность взрослого носит косвенный характер и требует от него:

      - обогащения  детей художественными впечатлениями;

      - создания  предметной среды, позволяющей  им легко ориентироваться и  действовать с художественными материалами; благожелательного отношения, располагающего детей к деятельности;

      - установления правильного соотношения между различными формами организации художественной деятельности детей;

      - развития  своих художественно-педагогических  способностей, которые помогут педагогам творчески и тактично формировать способы самостоятельных действий детей.

      Имеющийся  отечественный опыт по развитию  творческой активности детей показывает, что для развития самостоятельной деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к художественной деятельности.

      Педагог  может использовать целую группу  методов с целью развития самостоятельных действий с художественным содержанием. Это – организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

      При  помощи указанных методов педагог  способствует формированию замысла  (выбор объекта, содержание будущей  композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации  замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения), оценке продукта деятельности.

  Одним из главных условий развития у дошкольников творчества  в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

 Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его.

Следовательно, требуется  целенаправленное обучение их этому  языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также  простейшими приемами композиции танца.

 Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Относительная кратковременность  периодов обучения не позволяет заучивать  образцы движений до «жестких» стереотипов.

При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще  достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

 Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений.

Аналогичный подход может  быть применим и к танцевальному  творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых  ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

  Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

Детским «композиционным» творчеством в танце может  называться создание новых (т.е. не известных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или  менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные  ребенком  особенности  «рисунка»  перемещения  по игровой  (сценической)  площадке,  определяемые  характером исполняемого  персонажа,  ходом  сюжета  и  соотнесенные  с действиями партнера.

 Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это  очень  яркая  и  выразительная  форма  детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей  (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

 Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

  Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.

 

   

 

Глава 2. Музыкально- ритмическая деятельность.

Наш век компьютеризации  и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

 Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность  познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыкально-ритмические  и танцевальные движения выполняют  функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной  деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение.

Музыкальные движения –  это наиболее продуктивный вид музыкальной  деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

 

2.1. Виды музыкально- ритмической деятельности.

К наиболее распространенным видам  музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в  разделе музыкально-ритмических  движений занимают игры. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач.  Она вызывает  у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса движений, формирует музыкальные способности. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»9.

Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка  в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее  непосредственной реакции, обостренное  музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствует развитию творческой активности ребенка.

Музыкальные игры делятся  на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например в  играх «Поезд за город», «Звероловы и звери». Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон», »Как на тоненький ледок». В этих играх сюжеты поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

Развитию творческой активности в музыкально – игровой деятельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование  песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом.

Несюжетные игры не имеют  определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

Важным видом музыкально-ритмической  деятельности являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. В  плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

Виды плясок:

1.пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские, к которым относятся:

- пляски с участием  взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;

- современный детский  танец;

- народные пляски, в  которых используются подлинные  элементы народного танца;

- хороводы с пением, движения которых не связаны  с текстом;

- характерный танец,  в движениях которого изображается данный персонаж;

- детский бальный танец.

2. пляски-импровизации на основе  разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества.

Информация о работе Развитие творческой активности