Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 482.26 Кб (Скачать файл)

Процесс творческого воображения привлекает исследователей и ученых. Научно-теоретические основы развития воображения заложены в трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Челпанова, Д.Б. Эльконина.

Изучению творческого воображения ученика посвящены следующие исследования: В.В. Давыдова, И.С. Дубровиной, Л.С. Занкова, Г.И. Щукиной и др., выявивших важнейшие закономерности в развитии ученика; В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, а также Ю.К. Бабанского, Д.Н. Богоявленского, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, М.Н. Скаткина, и др., установивших место и роль творческой познавательной активности ученика в его учебной деятельности.

В работах Л.П. Аристовой, И.Э. Унт, И.Ф.Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. творческое воображение рассматривается как высший уровень познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность, самостоятельность.

Проблема развития творческого воображения была отражена в трудах исследователей в области музыкознания и музыкальной педагогики С.М. Аскеровой, В.И. Петрушина, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпина.

 Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом творческого воображения является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования творческого воображения показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. Творческое воображение очень важно для человека. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие творческого воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов. Роль творческого воображения огромна. С помощью него и создается все новое на земле.

Основная функция образов воображения - преобразование опыта. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные для развития творческого воображения, фантазии. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность.

В учебной деятельности элементы творчества учащихся, прежде всего, проявляются в особенностях ее протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Существует ряд педагогических условий, которые необходимо соблюсти для эффективного развития творческого воображения в младшем школьном возрасте. На уроке музыки одним из важнейших педагогических условий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе выполнения творчески ориентированных заданий.

Учитель музыки должен быть истинным творцом. Именно от него зависит процент эффективности при работе над развитием воображения. Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.

Освоение искусства должно быть комплексным, что будет способствовать более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творческого воображения.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки.

 

2.1 Организация и методики исследования

 

Целью эмпирического исследования было: разработка и апробация системы развивающих занятий по музыке по проблеме исследования.

Первым этапом эмпирического исследования была первичная диагностика с целью выявления развития творческого воображения. С этой целью нами были использованы следующие методики:

Первая методика «Несуществующее животное». Цель проведения рисуночного метода: изучение интеллектуальных особенностей ребёнка. Инструкция состоит из двух частей: «Сейчас ты придумаешь животное, которое в природе не существует, и которое ты не видел ни в книжках, ни в мультфильме. Ты его нарисуешь, назовёшь и всё о нём расскажешь». После того, как ребёнок нарисовал несуществующее животное, подробно описал его внешний вид, придумал его название, нужно спросить: «А теперь расскажи его образ жизни. Как он живёт?», «С кем он дружит?», «Что ему больше нравится?», «Оно чего-нибудь боится?» и т.п. так разговор об образе жизни существа, с которым ребёнок в какой-то мере идентифицируется, может даже стать основанием для непрямой клинической беседы. [26, 154]

Способы изображения несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход ребенка к творческой задаче.

Интерпретация проводится в приложении 1.

Вторая методика тест Г.Дэвиса, целью проведения является диагностирование степени креативности младших школьников. Тест- опросник интерпретация методики проводится в приложении 2.

Третья методика «Вербальная фантазия». Цель проведения: оценить воображение ребёнка по степени развитости у него фантазии. Ребёнку предлагается придумать рассказ ( историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чём-либо ином по выбору ребёнка и изложить его устно в течение 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты. И после этого ребёнок приступает к рассказу.

Интерпретацию методики смотрите в приложении 3.

Четвертая методика «Скульптура». Цель проведения: оценить воображение ребёнка по степени развитости у него фантазии. Ребёнку предлагается набор пластилина и задание: за 5 минут смастерить какую-либо поделку, вылепив её из пластилина.

Интерпретацию методики смотрите в приложении 4.

Первичная диагностика показала недостаточно высокий уровень развития творческого воображения у испытуемых, поэтому вторым этапом эмпирического исследования была разработка и апробация системы занятий по развитию творческих способностей.

В основу занятий были положены материалы А.Э Симановского [18]. Нами было проведено несколько занятий с учащимися. Во время занятий были использованы упражнения на развитие творческого воображения, которые представлены в приложении 5.

Результативность коррекционно-развивающей работы выявлялось с помощью повторной диагностики испытуемых по указанным выше методикам.

Анализ результатов повторной диагностики свидетельствует о положительных изменениях в уровне развития творческого воображения учащихся.

 

2.2 Анализ результатов  исследования

Приводим результаты первичной и вторичной диагностики по методике «Несуществующие животные» в таблице 1.

Таблица 1

 

Результаты первичной диагностики по методике

«Несуществующие животные»

 

Фамилия

Диагностика1

Диагностика2

Динамика

Баллы

1

Абдуназаров Рафаэль

3

3

0

2

Ануфриев Александр

3

3

0

3

Бикмухаметов Данис

2

3

+

4

Букарева Анастасия

2

3

+

5

Бухарин Владислав

3

3

0

6

Квашнина Дарья

1

2

+

7

Колпашникова Софья

2

3

+

8

Курбанова Рената

2

2

0

9

Ласьков Евгений

1

2

+

10

Мастерова Дарина

3

3

0

11

Никитина Дарья

1

2

+

12

Никифоров Дима

2

3

+

13

Петров Иван

2

3

+

14

Питателева Кристина

3

3

0

15

Сердюк Никита

3

3

0

16

Семенова Диана

3

3

0

17

Степанова Валерия

2

2

0

18

Стрельцова Анна

1

2

+

19

Ульмаскулова Диана

2

3

+

20

Фиданян Ася

1

2

+

21

Филиппова Анна

3

3

0

22

Хабиров Тимур

1

2

+

23

Цыбров Данил

2

3

+

24

Чернов Сергей

2

2

0

25

Шакирова Алина

1

2

+


 

 

Таким образом, данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что после проведения системы занятий уровень творческого воображения повысился у  человек, это может свидетельствовать об эффективности проведенной работы.

 

Приводим результаты первичной и повторной диагностики по методике тест Г. Дэвиса в таблице 2.

Таблица 2

 

Результат первичной диагностики по методике тест

Г. Дэвиса в таблице

 

Фамилия

Диагностика1

Диагностика2

Динамика

Баллы

1

Абдуназаров Рафаэль

2

3

+

2

Ануфриев Александр

2

2

0

3

Бикмухаметов Данис

2

3

+

4

Букарева Анастасия

3

3

0

5

Бухарин Владислав

1

2

+

6

Квашнина Дарья

2

3

+

7

Колпашникова Софья

2

3

+

8

Курбанова Рената

1

2

+

9

Ласьков Евгений

2

3

+

10

Мастерова Дарина

2

3

+

11

Никитина Дарья

3

3

0

12

Никифоров Дима

3

3

0

13

Петров Иван

2

2

0

14

Питателева Кристина

2

3

+

15

Сердюк Никита

2

3

+

16

Семенова Диана

2

3

+

17

Степанова Валерия

3

3

0

18

Стрельцова Анна

1

3

+

19

Ульмаскулова Диана

3

2

+

20

Фиданян Ася

1

3

+

21

Филиппова Анна

2

2

0

22

Хабиров Тимур

2

2

0

23

Цыбров Данил

3

3

0

24

Чернов Сергей

2

3

+

25

Шакирова Алина

1

2

+

Информация о работе Развитие творческого воображения на уроках музыки в начальных классах