Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.
Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:
- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;
- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;
- определить место белорусской национальной музыки в творчестве польских композиторов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16
ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальная культура З.Б. Балейко. 2013.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

Ярким представителем музыкального искусства Беларуси в Польше является белорусско-польский композитор Ян Тарасевич (Приложение 28). Он родился в м. Соколке, между Белостоком и Гродно в семье шляхтича, где и получил начальное музыкальное образование. С раннего детства Ян овладел искусством игры на фортепиано. В концертах 9 - 10 летний музыкант исполнял Вторую рапсодию Ф. Листа, вальсы Ф. Шопена. В 1915 году Ян Тарасевич закончил Петербургскую консерваторию по двум специальностям (пианист и композитор).

Ян Тарасевич знал много белорусских народных песен, владел литературным белорусским языком, также говорил и по-русски [79,c.40]. Во время учебы в Петербургской консерватории Ян Тарасевич ездил собирать фольклор по Беларуси. Он хорошо ориентировался в фольклоре Белосточчины, знал много напевов. Композитор изучал народное творчество, которое стало источником вдохновения на всю жизнь.

В 1915 г. Тарасевича забрали в армию и отправили на фронт. Боевые действия для него закончились серьезным ранением, он был награжден Георгиевским крестом за отвагу. После госпиталя музыкант работал в Красном Кресте в Комитете помощи жертвам войны.

Cобытия октября 1917 г. заставили Яна Тарасевича вернуться на родину в имение Шиндель, откуда он пробовал наладить контакты в культурных кругах Советской Беларуси, опираясь на былые петербургские связи.  В 1920 г. Тарасевич был приглашен В. Ивановским в числе лучших ученых Беларуси для образования Белорусского национального университета, наподобие виленского Университета имени Стефана Батория. Профессорские должности были предложены также Брониславу Тарашкевичу, Максиму Горецкому, Ефиму Карскому, Николаю Бойкову, Константину Гадицкому-Цвирку, Федору Имшеннику и другим. Я. Тарасевича пригласили на должность декана музыкального факультета. Но военно-политические события привели к отмене этого проекта, профессорский состав был позже репрессирован советскими властями. Я. Тарасевич не успел реализовать приглашение Вацлава Ивановского и остался жить в Соколке.

После Рижского мирного договора 1921 г. Ян Тарасевич, как владелец поместья Шиндель, стал гражданином уже другого государства. С одной стороны он избежал трагической судьбы многих представителей западнобелорусских интеллигенции, преданных национальной идее; с другой - оказался в государстве, враждебном ко всему белорусскому. В таких условиях он писал призведения, но не публиковал их. А в знак протеста против польскогогосударственной национальной политики Ян Тарасевич прекратил свою концертную деятельность и выступал только в благотворительных концертах, где демонстрировал свои исполнительские способности [59, с.84].

Для пианиста и композитора Яна Тарасевича основным средством реализации его творческих усилий и жизненных требований стала педагогическая деятельность. Среди его учеников: Ежи Максимюк – всемирно известный дирижер, пианист, композитор, Витольд Куликовский – пианист родом из Соколки, Алиция Багинская, преподаватель игры на фортепиано в Белостоке. Его ученик, доктор искусствоведения в области зодчества, доктор медицины, Анатолий Черепинский тридцать лет сохранял рукописи композитора и передал его архив согласно воле Я. Тарасевича, в Беларусь [73, с.198].

Ян Тарасевич создавал сюиты, польки, мазурки, которые базировались на белорусских темах. Он был одним из первых интерпретаторов новой белорусской поэзии в классической музыке. Это были не только инструментальные, но и вокальные произведения на стихи белорусских поэтов – Максима Богдановича (“Асенняя песня”, “Даўно ўжо”), Якуба Коласа (“Скора ў полі забушуе”, “Пуста ў лузе”, “А-а-а-а, мой сынок”, “Што вы, хлопцы спахмурнелі?”), Ф. Богушевича (“Эх, скручу я дудку», «Цяпер зраблю дудку»). Озвучивал композитор и стихи польских поэтов-классиков: Марии Конопницкой, Елены Рыжко [73, с.199].

Ян Тарасевич не стремился работать в рамках модных в то время музыкальных направлений, из-за чего не достиг всеобщего признания. Одной из поклонниц Я. Тарасевича в годы студенческой юности (фортепианный факультет Петербургской консерватории) была дочь императора Николая II Мария. Талант пианиста и композитора отмечали всемирно известные музыканты Ян Сибелиус и Сергей Рахамнинов. В наше же время его произведения сравнивают с шедеврами Рахманинова, Скрябина.

Ян Тарасевич был отличным творцом, теоретиком и практиком. Его наследниками стали знаменитые музыканты Польши и мира. Он писал хоровые произведения, романсы, камерные произведения для струнных инструментов, ансамбли, но самое важное его достижение – фортепианные произведения, в том числе и такие сложные, как концерт, соната, сюита [48].

В интервью Анны Кондратюк со всемирно известным дирижером, пианистом, композитором Ежи Максимюком, опубликованном в еженедельнике белорусов в Польше «Нива», им было отмечено, что «произведения Тарасевича всегда имели сердце, эмоции и сильный способ воздействия на людей» [33, c.56].

Огромное влияние на развитие органной музыки в Польше и Западной Беларуси в межвоенный период оказал польский композитор, профессор музыки Бронислав Рутковский (Приложение 29). Родиной композитора является белорусское местечко Комаи (Ошмянский район), где он родился в семье Юзефа и Марии Рутковских в 1898 г. С музыкой и пением он впервые встретился в Комайском костеле, где начал обучение у местного органиста. Уже в возрасте девяти лет будущий композитор смог заменить своего первого учителя во время его болезни, безупречно исполнив музыкальное оформление богослужения [29, с.142].

В 1910 г. юноша поступил в Дисненскую прогимназию, играл на органе в костеле, проводил занятия созданного по его личной инициативе местного хора молодежи. В 1914 г. Б. Рутковский продолжил обучение в польской гимназии Св. Катерины в Петербурге, занимает там пост органиста в костеле Св. Казимира. Далее обучается в консерватории Царского русского музыкального общества у профессора Жака Гандшина, является активистом польского рабочего клуба «Луч».

После октября 1917 г. Бронислав Рутковский возвращается в Камаи, а после возобновления в Вильно работы Университета им. Стефана Батория поступает на факультет полонистики, одновременно преподает пение в школе ремесел, создает музыкальные оформления для Виленского академического театра [75, с.138].

Композитор продолжает совершенствовать музыкальное мастерство в органном классе Мечислава Суржинского в Варшавской консерватории, параллельно являясь студентом Варшавского университета. В 1924 г. Б. Рутковский отравляется на учебу в Париж, после чего работает преподавателем сначала в Варшаве, затем в Кракове. В 1926 г. вместе с Тадеушем Ахлевским и Теодором Залевским основывает Общество сторонников старинной музыки, пропагандируя музыкальное искусство среди молодежи.

Начиная с 1927 г. Рутковский появляется в радиоэфире, где его виленский акцент придавал передачам необычайно индивидуальный характер. Кроме этого, Рутковский непосредственно занимается обработкой народных, в том числе и белорусских песен, которые вместе с органными произведениями композитора звучали на польском радио в передачах «Поёт вся Польша» и «С песней по стране» (выходили в1920 – 1930-е годы) [75, с.144].

Накануне Второй мировой войны Б.Рутковский выступил инициатором создания в Кременце летних учительских курсов под названием “Muzyczne Ognisko Wakacyjne».

После участия в Варшавском восстании 1944 г. и освобождения из концентрационного лагеря Sandbostel, Б. Рутковский выезжает в Италию. С 1946 г. он живет в Кракове, занимается музыкальной и педагогической деятельностью. Умер Бронислав Рутковский в 1964 г. и похоронен на Раковском кладбище в Кракове.

В целом, деятельность польских композиторов в межвоенный период усилила белорусско-польское культурное взаимодействие. Ими был внесен значительный вклад для привлечения внимания к особенностям западнобелорусского фольклора и музыкальных традиций, что содействовало активизации музыкальной жизни в Западной Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ

Сохранение и развитие национальных традиций в музыкальной культуре Западной Беларуси нашло свое отражение не только в творчестве белорусских и польских композиторов, но и в исполнительском творчестве западнобелорусских музыкантов как на профессиональном, так и любительском уровне, а также в деятельности общественных объединений по развитию музыкальной культуры в Западной Беларуси.

Одним из самых ярких профессиональных музыкальных исполнителей является уроженец Западной Беларуси М. Забейда-Сумицкий.

Михаил Иванович Забейда-Сумицкий (Приложение 10) родился 14 июня 1900 г. в крестьянской семье. Место его рождения достоверно не установлено. Поскольку его семья жила в то время в деревне Нестеровичи (сегодня Свислочский район), то ее и можно отнести к месту рождения певца, хотя разные источники предлагают разные версии [31,с.280]. После учебы на дому первым его образовательным учреждением стала одноклассная школа в Зельве. Далее – церковно-приходское училище в Галовчицах, учительская семинария в Молодечно (1914-1918 гг.). С началом Первой мировой войны и приближением фронта вместе с училищем М. Забейда-Сумицкий переехал в Тамбовскую губернию, затем в Пензу и Смоленск. В 1918 г. он закончил семинарию и уехал в Сибирь (с. Боровское Барнаульского уезда), куда эвакуировалась его мать. В годы гражданской войны молодой учитель оказался в Манчжурии, учительствовал в Харбине.

Музыку Михаил любил с детства, часто пел вместе с матерью, у которой был мягкий красивый голос. С детства будущий певец играл на мандолине, гитаре, губной гармошке, даже скрипке, которая осталась от отца. Профессиональному пению М.Забейда-Сумицкий начал учиться в 1922 г. в Харбине у Юлии Плотницкой, бывшей сотрудницы Федора Шаляпина. Одновременно он овладевал игрой на рояле, изучал теоретические музыкальные дисциплины. В это же время Михаил учился на экономическом отделении юридического факультета Харбинского университета, после окончания которого в 1929 г. ему предложили аспирантуру. Но молодой певец поступил на работу в труппу Харбинского оперного театра. Его дебютом стала партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, которая имела большой успех. До 1932 г. Забейда-Сумицкий пропел 15 ведущих партий в операх «Фауст» Ш. Гуно, «Царская невеста» М. Римского-Корсакова, «Русалка» А. Даргомыжского и др.

Работая в театре, Забейда-Сумицкий продолжал преподавать в школе. В 1932 г. он отправился в Милан, где совершенствовал свое мастерство. Там певец познакомился с маэстро Ф. Карпи, который работал со многими знаменитостями, в том числе П. Карузой.

Михаил Забейда-Сумицкий много работал: выступал на концертах, фестивалях, исполнял партии из опер на итальянском языке. Критика писала: «Его искренняя интерпретация увлекает слушателей, его голос – это непревзойденный инструмент, который умеет передать все чувства стихов, даже тогда, когда поет на чужом языке» [31, с. 281].

В 1935 г. М. Забейда-Сумицкий получает весть о болезни матери и возвращается на родину. На сезон 1935-1936 гг. он заключает контракт с познаньским оперным театром, где исполняет ведущие партии в операх “Борис Годунов” М. Мусорского, “Юлий Цезарь” Г. Генделя. Однако отношение к певцу дирекции театра были не наилучшими, так как Забейда-Сумицкий был белорусом.

Он переезжает в Варшаву, солирует на радио. В свои концертные выступления вместе с классическим репертуаром и польской музыкой М. Забейда-Сумицкий всегда включал белорусские народные песни. Его выступления на Варшавском радио транслировали Англия, Франция, Чехия, Соединенные Штаты Америки. Певец гастролировал по всей Польше, Литве, Латвии, Чехословакии, а также в западнобелорусских городах (Ружаны, Барановичи, Брест, Гродно, Слоним, Новогрудок, Волковыск). Михаил Забейда-Сумицкий стал настолько отличным певцом, что тогдашние композиторы гордились, когда он исполнял их произведения.

Благодаря поддержке руководителей Варшавского радио, в 1930-е годы были выпущены грампластинки с репертуаром М. Забейды-Сумицкого, в том числе с первой в Западной Беларуси записью белоруских народных песен “Малады дубочак”, “Чаму ж мне не пець”, “Як памерла матулька” и др. ( всего 10) [31, с. 281].

16 ноября 1937 г. Варшавское  радио транслировало на всю  Польшу концерт белорусской песни  в исполнении певца М. Забейды-Сумицкого (было исполнено около 7 песен) [70,с.66]. За 4 года работы певца в Польше он сумел вывести белорусскую песню – авторскую и народную – на международный уровень. И это не смотря на то, что Польское радио не желало пропускать белорусские песни именно как белорусские, они могли звучать в эфире под такими названиями, как «полесские», «региональные», «народные» [75,с.70].

В последующие годы певец жил в Праге, выступал с отдельными концертами на территории Польши, Беларуси, Прибалтики. В свой репертуар он включал классику, множество народных песен различных регионов Европы, преимущественно белорусских, чешских, украинских. Все песни он исполнял на языке оригинала, поэтому пел на 16 языках мира. Своей песней М. Забейда-Сумицкий старался затронуть лучшие струны души человеческого сердца, пробудить любовь каждого народа к своей музыке, своей земле.

Развитию белорусской музыки в Западной Беларуси в 1930-е гг. способствовада и творческая деятельность молодой певицы, уроженки Новогрудчины Евгении Чернявской-Орса. В эти годы она училась в Варшавской консерватории, где принимала участие в белорусском движении, была активной участницей вечеров, встреч и презентаций, где приобрела любовь и интерес к себе как певице. 6 февраля 1937 г. в Варшаве в зале им. М. Карловича местной филармонии прошел концерт, который открыла Евгения Чернявская-Орса. Она исполнила песни “Адна, і зноў адна”, “А за ліхімі ды марозамі”, “Маладая Беларусь”, музыку к которым написал Константин Галковский. Пела Евгения дуэтом с А. Панько.

Информация о работе Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)