Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.
Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:
- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;
- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;
- определить место белорусской национальной музыки в творчестве польских композиторов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16
ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальная культура З.Б. Балейко. 2013.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

Факультет истории и социологии

Кафедра истории славянских государств

 

 

 

 

Балейко Елена Михайловна

 

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ

(1921 - 1939 гг.)

 

Дипломная работа

Студентки VI курса заочной формы обучения

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент

Улейчик Наталья Леонидовна

 

 

 

Гродно 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16

ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30

ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ушедший XX век положил начало многостороннему научному изучению музыкального искусства Беларуси, имеющего глубокие исторические корни и традиции. Повышение исследовательского интереса к отечественной музыкальной культуре прошлого, как к целостному художественному феномену, к проблемам становления национальной музыкально-исполнительской школы обусловлено закономерными культурно-историческими процессами современной художественной жизни, направленными на углубление общегуманитарных аспектов осмысления национальной истории и культуры.

Как и любой другой вид искусства, музыкальную культуру невозможно рассматривать в отрыве от истории. Именно бурные исторические события, изменения на политической карте Беларуси в межвоенный период способствовали формированию своеобразной культуры Западной Беларуси.

Межвоенный период был сложным и неоднозначным временем для западнобелорусского региона. В результате польско-советской войны и по условиям Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г. Западная Беларусь была включена в состав возродившегося Польского государства. Достаточно сложной на территории Западной Беларуси была ситуация в национально-культурной сфере. К 1939 г. здесь были ликвидированы все белорусские школы и гимназии, а действовавшие государственные школы являлись очагами полонизации. Культурно-просветительские организации подвергались постоянному давлению со стороны польских властей, еще более усиливая проведение целенаправленной полонизации белорусского населения. Именно в таких непростых условиях оказалась музыкальная культура Западной Беларуси в 1920 – 1930-е годы.

Несмотря на принимаемые меры, польским властям не удалось полностью уничтожить белорусскую культуру и белорусское национальное движение. Полонизация в тех условиях не смогла глубоко проникнуть в сознание западнобелорусского, преимущественно крестьянского населения. К 1939 г. в деревнях Западной Беларуси сохранились белорусский язык и национальная культура, что оставляло шансы на развитие их при более благоприятных обстоятельствах [6, с.67]. Культурная жизнь Западной Беларуси продолжала развиваться, так как оставался главный ее носитель – народ.

Таким образом, несмотря на жесткую национальную политику польских властей в области культуры, в 1920-1930 гг. в Западной Беларуси были созданы великие духовные ценности, которые являются частью общенационального культурно-исторического наследия Беларуси и Европы.

Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.

Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:

- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;

- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;

- определить место белорусской  национальной музыки в творчестве  польских композиторов;

- показать роль исполнительского  творчества в развитии музыкальной  культуры Западной Беларуси сквозь  призму творчества белорусских  и польских музыкантов и деятельности  общественно-культурных организаций  и объединений, музыкально-театральных  профессиональных и самодеятельных  коллективов Западной Беларуси  в 1920 – 1930-е гг.

Объектом данного исследования являются исторические процессы, на фоне которых шло развитие культуры в Западной Беларуси в 1920 - 1930-е годы. В качестве предмета исследования определена музыкальная культура Западной Беларуси.

Непременным условием получения достоверных знаний является применение принципа историзма при соблюдении требования объективности научного исследования в сочетании с ценностным подходом к прошлому. Освещение прошлого в исторических трудах должно быть адекватным тому, что имеет место в жизни, во всём его разнообразии и противоречии, независимо от политической ситуации. В тесной связи с принципом объективности находится принцип историзма. Многие явления развиваются и формируются на протяжении долгого времени. Принцип историзма устанавливает основные исторические связи, эмпирические факты связывает в теоретические конструкции.

В соответствии с целью и задачами работы автор применял такие методы исторического исследования, как:

1) изучение источников, что  позволило выявить круг источников, необходимых для объективной  оценки событий;

2) аналитико-синтетический  метод, что помогло провести анализ  найденных источников, установить  связи между ними;

3) критический метод, т.е. критическое отношение к источникам  и на этой основе - их верная  трактовка;

4) сравнительный метод; сравнивая  мнения разных авторов об одних  и тех же событиях удалось  обобщить и систематизировать  материал исследования.

В соответствии с поставленными целями и задачами структура дипломной работы включает введение, четыре главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

 

История Западной Беларуси в межвоенный период занимает значительное место в белорусской историографии. На протяжении многих десятилетий в отечественных исследованиях по западнобелорусской тематике приоритет отдавался вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни Западной Беларуси. История музыкальной культуры в межвоенный период не была предметом специального научного исследования в белорусской советской историографии. Большинство публикаций, посвященных культурному развитию Западной Беларуси, рассматривают данную проблему, исходя из того положения в котором оказался западнобелорусский регион после вхождения его в состав возрожденного Польского государства.

Начало изучения проблемы было положено современниками межвоенного периода. В этом плане особый интерес представляет сборник статей «Западная Беларусь», изданный в 1927 г. в г. Минске [52]. Его авторы, известные белорусские исследователи В. Пичета, А.Смолич, А. Цвикевич раскрывают своеобразие исторической ситуации, сложившейся на западнобелорусских землях в начале 1920-х гг.: «в течение короткого исторического отрезка времени (1914 – 1921 гг.) Западная Беларусь являлась ареной крупных политических событий. Здесь находился основной плацдарм русского-германской империалистической войны, решавшей судьбы российской и германской империй; здесь протекала вооруженная борьба между буржуазной Польшей и молодой Советской республикой; здесь завязывался узел литовско-польского конфликта и т.п. На этой «шахматной доске» Восточной Европы передвигались десятки различных армий и фронтов, проводились всякого рода военные и политические границы, заключались различные договоры и трактаты. В зависимости от этих событий судьба Западной Беларуси коренным образом менялась несколько раз. Был момент, когда Западная Беларусь отошла по Брест-Литовскому миру к Германии и должна была превратиться во внутреннюю немецкую колонию; был момент, когда на ее территории, по мысли германского императорского правительства, должно было образоваться Литовское княжество, зависимое от Германии; был момент, когда казалось, что Западная Беларусь останется в составе Советской Белоруссии и примет участие в строительстве своего социалистического будущего. Последним звеном в цепи этих событий явился захват Западной Беларуси Польшей. На этот раз судьба Западной Беларуси определилась на более долгое время. Рижский трактат 1921 г. закончил собой тяжелый период военных пертурбаций в Западной Беларуси, но вместе с тем открыл перед ней не менее тяжелый период пребывания под властью польского государства» [52,с.73]. Осознавая субъективизм некоторых положений и оценок, данных авторами сборника, эта книга, тем не менее, ценна и как источник.

В белорусской советской историографии в конце 1950-х – начале 1960-х годов утвердилась строго очерченная схема, признаваемая и сегодня, согласно которой польские власти в межвоенный период жестоко преследовали развитие белорусской национальной культуры, стремились к ополячиванию и окатоличиванию белорусского народа, чтобы окончательно закрепить за собой западнобелорусские земли и преобразовать их в неотъемлемую часть польского государства.

Проблематика Западной Беларуси оставалась важным направлением белорусской советской историографии до 1980-х гг. Фрагменты культурной жизни Западной Беларуси находили свое отражение во многих монографиях и диссертациях. Однако только в отдельных из них объектом изучения являлась культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг.

Вопросы развития культуры западнобелорусского региона традиционно рассматривались в рамках изучения революционного движения белорусского народа в межвоенный период. Борьба трудящихся за сохранение и развитие белорусской национальной культуры как составная часть национально-освободительной борьбы исследовалась в трудах Лочмеля И. Ф. «Очерки истории борьбы белорусского народа против польских панов» (1940), Полуяна В., Полуяна И. «Революционное национально-освободительное движение в Западной Белоруссии в 1920-1939 гг.» (1978) и др. [43, 54].

В монографиях В.А. Полуяна, В.Ф. Ладысева, М.С. Орехво, И.О. Царюк раскрывается сущность политики полонизации, анализируется деятельность западнобелорусской общественности по сохранению белорусской школы, развитию национальной художественной культуры и т.д. [55, 36, 37, 71]. Необходимо отметить, что проблемы культурного развития рассматривались советскими исследователями, в основном, в историко-партийном аспекте.

Качественно новый этап в развитии историографии Западной Беларуси начался в 1990-е годы. Появились научные работы, в которых пересматривались некоторые ранее сделанные выводы по истории Западной Беларуси, определялись новые подходы к оценке тех событий и явлений, которые на протяжении многих лет были объектами исследования белорусских историков.

К трудам обобщающего характера по культурной проблематике Западной Беларуси относятся академическое издание «Нарысы гісторыі Беларусі» [49], а также учебные пособия Л.М. Лыча и В.И. Новицкого “Гісторыя культуры Беларусі” [45] и одноименное издание С.А. Парашкова [51], в которых раскрываются основные тенденции развития белорусской культуры в исследуемый период. Авторы показали участие в национально-культурном движении в Западной Беларуси широкой демократической общественности, представителей самых различных политических партий и организаций. Однако музыкальная культура на страницах этих книг не получила освещения.

Более широко проблема культурной жизни межвоенной Западной Беларуси и развития музыкального искусства стала освещаться в начале 2000-х гг. Комплексному изучению культуры Западной Беларуси в межвоенный период посвящены работы брестского историка А. Вабищевича [5, 6, 7, 8, 9].

Непосредственное отношение к теме дипломного исследования имеет монография А.М. Вабищевича “Национально-культурная жизнь Западной Белоруссии (1921-1939 гг.)” (2008) [10], в которой раскрывается не только судьба белорусской культуры в Польском государстве, но и польская общественно-культурная жизнь в западнобелорусском регионе. А.М. Вабищевич отмечает, что после подписания Рижского мирного договора открылись новые перспективы польского культурно-просветительского движения. Не оставалась без внимания местных властей и культурная жизнь Западной Беларуси. Польские общественные объединения и культурно-просветительские организации в определенной степени содействовали дальнейшему культурному развитию края . В монографии имеются важные сведения, касающиеся развития музыкального искусства, самодеятельного хорового исполнительства в клубах, народных домах региона.

Значительный вклад в изучение музыкального наследия Западной Беларуси внес филолог, фольклорист, историк культуры Арсений Сергеевич Лис [39, 40]. Cвоим названием статья «Западная Беларусь: культурное наследие забытого двадцатилетия» указывает на недостаточное исследование культурных процессов в западнобелорусском регионе. А. Лис анализирует музыкально-фольклорные издания А. Гриневича (Беларускі школьны спеўнік. – Вильно, 1925), Г. Ширмы (Беларускія народныя песні. – Вильно, 1929) и др. [41].

Проанализировать культурную ситуацию в Западной Беларуси и этнокультурную политику Польского государства позволяют материалы сборника статей “Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі.” под редакцией Р. М. Ковалевой, В. В. Приемко [63].

Обзор творчества западнобелорусских и польских композиторов представлен в монографии белорусской поэтессы, музыковеда, культуролога, изучающей теорию и историю белорусской музыкальной культуры, И. М. Шумской “Музыка ў кантэксце беларуска-польскага міжкультурнага ўзаемадзеяння” [75]. Этой работой она внесла значительный вклад в изучение развития музыкального искусства в Западной Беларуси.

Изучением музыкальной культуры Западной Беларуси в межвоенный период в белорусской историографии занимаются М. А. Загидулина [31], А. Иверс [33], В. Колесник [34], Л. Луцкевич [44], В. Скоробогатов [57], З. Сосновский [58, 59], слонимский краевед С. Чигрин [66, 67, 68, 69] и др. В их работах представлены биографические очерки, литературные портреты западнобелорусских композиторов, а также содержатся сведения о самодеятельном национальном музыкальном искусстве в Западной Беларуси в межвоенный период.

Информация о работе Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)