Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть процесс развития музыкальной культуры в Западной Беларуси в межвоенный период.
Реализации поставленной цели подчинены следующие задачи:
- дать обзор научной литературы и источников по теме исследования;
- осветить деятельность западнобелорусских композиторов по сохранению и развитию национальной музыки;
- определить место белорусской национальной музыки в творчестве польских композиторов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ……………………..……… 6
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ……... 16
ГЛАВА 3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ……………………….…..……………….... 30
ГЛАВА 4. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ ………………..... 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….... 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. 60

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальная культура З.Б. Балейко. 2013.docx

— 2.87 Мб (Скачать файл)

Композитору и фольклористу Г. Р. Ширме посвящены статьи Т.Варфоломеевой в сборнике научных статей “Белорусская этномузыкология: очерки истории (XIX-XX в.)” [12], Н.Улейчик – в «Заходні рэгіён вачыма гісторыкаў і краязнаўцаў» [61], Г. Цитовича – «Труд. Талант. Доблесть» [72].

Творческий путь композитора А. М. Волынчика описан в монографии профессора В. Н. Черепицы “Очерки истории православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времен до наших дней)” [65].

К круглым годовщинам объединения Западной Беларуси с БССР традиционно организовываются научные конференции. Эта добрая традиция, советской историографии сохранилась и в современной белорусской историографии. Западнобелорусская культурная проблематика включалась в программы ІІ Республиканской научной конференции «Региональные традиции в восточнославянских языках, литературе и фольклоре», состоявшейся в Гомеле 25 – 26 сентября 1980 г.; Международной научной конференции «Славянские культуры и мировой культурный процесс», проходившей в Минске 28 сентября – 19 октября 1982 г.; ІІІ Международного конгресса белорусистов «Белорусская культура в диалоге цивилизаций» 21 - 25 мая (1 сессия) и 4 – 7 декабря (2 сессия) 2000 г. в Минске; XVII Международной научной конференции «Шлях да ўзаемнасці = Droga ku wzajemnosci» 18 – 19 ноября 2010 г. в Гродно; Международной научной конференции «Институт белорусской культуры и становление науки в Беларуси: к 90-летию создания Института белорусской культуры» 8 – 9 декабря 2011 г. в Минске; Международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры», посвященной памяти профессора У.Д.Розенфельда (Гродно, 5 – 6 апреля 2012 г.) [30, 50], а также ряде научных историко-краеведческих конференций, посвященных историческим событиям различных регионов Западной Беларуси [31].

Усилиями белорусских историков, краеведов и музыковедов возвращаются в нашу историографию имена деятелей западнобелорусской музыкальной культуры, с деятельностью которых знакомят материалы, опубликованные в средствах массовой информации. Среди них журналы различной направленности: общественно-политический и научно-популярный «Беларуская думка» [7], научные журналы «Вестник ГрГУ» [6, 11] и «Вестник БрГУ» [8], исторический журнал «Спадчына» [41, 46], краеведческий, историко-литературный журнал “Лідскі летапісец” [62], научный исторический и краеведческий журнал «Гістарычны альманах» [47], научно-методический журнал «Пачатковая школа» [14], журнал Белорусской Ассоциации Журналистов «Абажур» [15], литературно-художественный и общественно-политический журнал «Полымя» [28], историко-краеведческий и литературно-художественный журнал «Куфэрак Віленшчыны» [29], журнал работ преподавателей Минской духовной академии «Труды минской духовной семинарии» [2], а также газеты «Брестский курьер» [3, 4], «Наша слава» [74], “Літаратура і мастацтва” [38], сборники научных работ “Берасцейскі хранограф” [9] и статей и материалов по истории и культуре Белоруссии «Белорусский сборник» [1, 60], в которых периодически публикуются статьи, посвященные развитию культуры Западной Беларуси в межвоенный период, и частично затрагиваются аспекты музыкальной жизни.

Особого внимания заслуживают периодические издания г. Белостока (Республика Польша). Так, сотрудником еженедельника белорусов в Польше «Niwa» («Нива») Анной Кондратюк проводилось изучение жизни и творчества белорусско-польского композитора Я. Тарасевича, материалы которого размещены на страницах данного издания [35, 79].

Отдельные аспекты развития музыкального искусства в Западной Беларуси затронуты Т. Цыбульской, В. Скоробогатовым, Т. Лычом [73], А. Вабищевичем [5] и другими исследователями на страницах журнала «Białoruskie Zeszyty Historyczne» (“Беларускі гістарычны зборнік”). Эти публикации разнообразны по своему характеру (от воспоминаний, статей, приуроченных к конкретным годовщинам, до серьезных научных работ), но они вносят серьезный вклад в изучение западнобелорусской музыкальной культуры.

Таким образом, историографический обзор свидетельствует, что отдельные аспекты развития музыкальной культуры Западной Беларуси нашли свое отражение в белорусской историографии. Однако препятствиями для исследователей музыкально-культурного наследия Западной Беларуси являлись некоторые методологические трудности. Это связано с тем, что западнобелорусская музыкальная культура часто рассматривалась как составляющая часть польской культуры; либо уделялось внимание вопросам сохранения и развития белорусской национальной музыки вне тесной связи ее с творчеством польских композиторов. Поэтому для всестороннего раскрытия данной проблемы важно рассматривать музыкальную культуру Западной Беларуси как непрерывную целостность, как созидательный процесс, связанный с историко-культурными течениями эпохи. А произведения композиторов, влиявших на культурную жизнь западнобеларусского региона в 1920 – 1930-е годы, невозможно рассматривать без обзора всего их творческого пути.

Что касается польской историографии, то следует отметить тенденциозность работ польских авторов межвоенного периода, что было вызвано политикой польских властей и существующими общественными стереотипами. Вопросы этнокультурной жизни Западной Беларуси косвенно затрагивались в работах польских исследователей К. Сраковского [80], Л. Василевского [81], С. Ельского [77] и других польских авторов.

Изучением западнобелорусского вопроса также занимались некоторые научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения межвоенной Польши. В Польше выходили музыкальные журналы: научные "Muzyka Polska" (1934 –1939 гг.), "Rocznik Muzykologiczny" (1935 – 1936 гг.); популярные "Spiewak" (до 1938 г.), "Muzyka w szkole" (до 1939 г.) и др.

Информация о состоянии национальных культур в межвоенной Польше  содержится и на страницах журнала «Sprawy narodowościowe» («Национальные дела»), издававшемся Институтом исследования национальных дел при поддержке МВД Польши.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий историческая наука ПНР не занималась западнобелорусской проблематикой. Препятствием этому являлся ограниченный доступ к архивным источникам, которые находились преимущественно в БССР, а также признание преоритета в изучении этих вопросов за белорусскими историками.

Источниковую базу дипломного исследования составили, прежде всего, документы и материалы Государственного Архива Брестской области (далее – ГАБО). Наибольший интерес в этом плане представляют фонды межвоенного периода (1919-1939 гг.). К ним относится фонд Полесского воеводского управления (Ф. 1). Его документы содержат сведения о национальной и экономической политике правительства Польши в Западной Белоруссии, населении и административно-территориальном устройстве воеводства, об охране государственной границы, социально-экономическом положении населения края, о состоянии образования и культуры, здравоохранения, градостроительства, сельского хозяйства на Полесье, о борьбе граждан воеводства против социального и национального гнёта, о деятельности различных политических партий, профсоюзных, культурно-просветительных и других общественных организаций.

Фонд Попечительства Брестского школьного округа (Ф. 59) представлен документами о сети учебных заведений, состоянии общеобразовательной и профессиональной школы, положении национальных школ, строительстве школьных зданий, составе учителей и учащихся в округе, охватывавшем в 1921-1939 гг. Полесское, частично Новогрудское, Белостокское воеводства. Здесь хранятся материалы, которые дают возможность познакомиться с особенносями работы общественно-культурных организаций, клубов, гимназий, общеобразовательных школ в области театрального и музыкального искусства; содержатся статистические данные о количестве хоров, оркестров, музыкально-театральных и самодеятельных коллективов в различных поветах Западной Беларуси. Документы фонда также дают представления о развитии польской культуры в западнобелорусских воеводствах и воздействии польских властей на развитие и распространение музыкального искусства среди западнобелорусского населения.

Большинство использованных источников ГАБО – это отчеты, распоряжения органов государственного управления и органов местного самоуправления, реестры, списки школ и т.д. [16 ,17 ,18 ,19 ,20 ,21 ,22 ,23].

В дипломной работе была также использована группа документов Государственного архива Гродненской области (далее ГАГО) (фонд 87 - Школьный инспектор Гродненского повета Министерства религиозных культов и общественного просвещения г. Гродно (Inspektor Szkolny Obwodu Grodzienskiego w Grodnie)). Среди архивных материалов – отчет о работе округа поветового школьного инспектора г. Гродно, отчеты школ о внешкольной просветительной работе, список учителей, занимавшихся в кружках физкультуры и пения, отчеты о внешкольном музыкальном образовании [24, 25, 26, 27].

Фотоматериалы, хранящиеся в Национальном историческом музее Республики Беларусь, также являются источником для изучения проблемы развития музыкальной культуры, поскольку они служат подтверждением наличия хоров, оркестров, тесного сотрудничества композиторов с виленской интеллигенцией, белорусских и польских композиторов, исполнителей и других представителей музыкальной культуры Западной Беларуси в межвоенный период.

Различные аспекты польско-белорусских отношений в 1921-1939 гг., среди которых немаловажное значение занимают вопросы развития западнобелорусской культуры и политики польских властей по отношению к ней, отражены в сборнике документов и материалов «Польша – Беларусь (1921 – 1953)» [53], где также содержатся оригинальные архивные документы.

Ценные сведения содержатся в историко-документальных хрониках «Памяць» отдельных районов и городов Беларуси [40].

Таким образом, имеющийся комплекс архивных источников, опубликованных документов и научной литературы по проблеме развития музыкальной культуры Западной Беларуси в межвоенный период делает перспективным ее дальнейшее исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

 

Культура Западной Беларуси в межвоенный период, оказавшись под контролем польских властей, развивалась в тяжелых условиях. На тенденции ее развития воздействовали интересы Польского государства. Главным средством распространения национальной музыкальной культуры белорусов оставалась народная песня. Она прививала любовь к белорусской музыке, белорусам и белорусскости в целом.

Западнобелорусские композиторы 1920 - 1930 гг. записывали и обрабатывали песни, публиковали сборники, которые были предназначены как для любителей, так и для профессионалов. Они прилагали немало усилий для популяризации белорусской народной песни, создавая коллективы художественной самодеятельности и хоры, выступления которых пользовались популярностью среди населения Западной Беларуси.

Одним из известных общественно-политических и культурных деятелей был Антон Антонович Гриневич (1878 – 1937). В разные годы своей жизни он выделяется как петербургский издатель-печатник произведений классиков новой белорусской литературы, служащий Министерства торговли и промышленности, одновременно – вольный слушатель знаменитой Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, фольклорист-собиратель, исследователь и издатель белорусских песен, теоретик музыки,композитор, музыкальный просветитель, учитель пения в белорусских гимназиях Минска и Вильно, автор музыкальных учебников, хрестоматий, песенников для детей, школьников, взрослых, активист культурных учреждений БНР, затем – и БССР, ученый секректарь Центрального управления Товарищества белорусской школы, академический ученый-этномузыколог. А.Гриневич был первый, кто получил должность секретаря подсекции музыки Института белорусской культуры в Минске [60].

Антон Гриневич (Приложение 1) родился в 1878 г. в Лепельском повете Витебской губернии в фольварке Ивановщина. После окончания Дисненского городского училища он учился в бесплатной музыкальной школе в Петербурге, а позже – на специальных вокальных курсах. В Петербурге А. Гриневич стал активным членом товарищества “Загляне сонца і ў наша ваконца”, начал работу по сбору белорусских народных песен, осуществляя экспедиции по Беларуси, опубликовал свои первые музыкально-фольклорные сборники: два тома «Белорусских песен с нотами» (1910 – 1912 гг.).

С 1917 по 1925 г. А. Гриневич жил в Минске, Москве, а затем в Вильно, где продолжил свою музыкально-издательскую работу. Он пишет первые оригинальные музыкальные произведения, занимается преподаванием музыки в школах Беларуси.

В Вильно А. Гриневич издал “Народны спеўнік” (1920), “Школьны спеўнік” (1920), “Навука спеву” (1923) (Приложение 2), который стал учебником для белорусских начальных и средних школ, “Беларускі дзіцячы спеўнік” (1925) (Приложение 3). Здесь же он подготовил “Канцэртны спеўнік”, куда входили народные песни, гармонизованные А. Гречаниновым, планировал издание большого музыкально-этнографического сборника белорусских песен, записанных им в 1906 – 1920 гг.

В Минске были изданы сборники “Аднагалосыя, двухгалосыя і шматгалосыя песні”, “Дзіцячыя гульні”, сборник фортепианных произведений на тексты белорусских писателей. Одновременно А. Гриневич являлся автором статей в белорусской периодической печати. В журнале “Наш край” он опубликовал статью “Программа-инструкция для собирателей белорусского музыкально-этнографического творчества” (1925). В архивах Беларуси и Вильно хранится до 1000 записей белорусского мелоса, собранных А. Гриневичем [39, с.56.].

Одним из самых ярких представителей музыкальной культуры Западной Беларуси в 1920 – 1930-е гг. был общественный деятель, просветитель, публицист, фольклорист-собиратель, хоровой дирижер Григорий Романович Ширма (Приложение 4). Он считал, что народная песня – фундамент для развития музыки, так как “отмечается задушевной мелодичностью и высокой поэзией” [76, с.343].

Григорий Романович Ширма родился 20 января 1892 года в деревне Шакуны Пружанского района в большой крестьянской семье. Музыкальность была в семейных генах, так как все обладали хорошим голосом, особенно дед и отец, которые служили в царской армии и знали много военных песен. В двенадцать лет мальчик с разрешения матери и тайком от отца ушел в Пружаны, чтобы поступить в местное училище. Уже через год он стал лучшим учеником, научился играть на струнных инструментах и участвовал в оркестре и хоре училища. Единственное, что удручало его, так это отсутствие в репертуаре хора белорусских песен и музыки и, пренебрежительное отношение со стороны окружающих к белорусским народным песням. Его любовь к народной поэзии заметил учитель литературы и привлек юношу к сбору народных песен. Первые песни он записал у хозяйки дома, в котором он жил во время учебы. А в 1907 году во время летних каникул, Григорий Ширма отправился в свою первую фольклорную экспедицию по Беловежской пуще. Переходя из деревни в деревню, он записывал не только песни, но и различные народные обряды. После окончания училища Григорий Ширма поступил на двухгодичные учительские курсы в Свентянах (Приложение 5). Одновременно он занимался музыкальным самообразованием: разучивал сольфеджио, учился играть на скрипке. Здесь он организовал свой первый хор. На протяжении двух лет Г.Ширма учительствовал в школах Лидского и Свентянского районов. В Седлецком учительском институте (Приложение 6) начали сбываться его мечты: у него был хор, с которым он разрабатывал большие концертные программы, но никак не мог найти музыкальных аранжировок белорусских народных песен.

Информация о работе Развитие музыкальной культуры в Западной Беларусии (1921 - 1939 гг.)