Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Романс «Весенние воды» (слова Ф. Тютчева) – музыкальная картина русской весны, радостных, ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты, построенные на звуках мажорного трезвучия, восходящие фразы завершаются энергичным скачком. Волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами.

Блестящая, концертная фортепианная партия создает жизнеутверждающий характер и яркую, живописную картину. Бурно взлетающие пассажи воссоздают атмосферу весенних потоков.

Музыкальное развитие отличается яркими тональными контрастами. Сила и напряженность развития вызвала появление двух кульминаций. Первая – устремленная вверх ликующая фраза, поддержанная бурными взлетами пассажей фортепиано («Она нас выслала вперед!»).

Раздел Andante начинает новую волну нарастания. Восходящие секвенции фортепиано подводят ко второй инструментальной кульминации, которая напоминает патетические, виртуозные эпизоды фортепианных концертов композитора. Последний звук вокальной партии сопровождает «лавина» низвергающихся октав фортепиано.

Образ ночи и гнетущего одиночества возникает в романсе «Отрывок из Мюссе» (перевод А. Апухтина). Музыкально-поэтический образ рождается в первых тактах романса. Мелодию образуют выразительные фразы, подчеркнутые экспрессивными фигурациями аккомпанемента.

В среднем разделе появляются контрастные по настроению эпизоды, раскрывающие сложную картину переживаний лирического героя. Напевная, ариозная мелодика сменяется речитативным изложением. Неожиданный прорыв светлого чувства связан с восклицаниями в вокальной партии и гармонией VI ступени в сопровождении. Состояние смутной тревоги создают уныло повторяющиеся фразы и нисходящее движение басов (удаляющиеся шаги).

Драматическая кульминация наступает в сжатой репризе-коде, связанной с фортепианным заключением, обобщившим самые яркие музыкальные моменты произведения.

 

ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ

1882 – 1971

 

Выдающийся русский композитор, дирижер. Один из тех русских композиторов XX века, которые оказали огромное влияние на развитие русской современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства XX века.

Идейно-художественная эволюция Стравинского очень сложна, в основном из-за разнообразия «творческих манер», как их именовал сам композитор. В резкой стилевой изменчивости заключается своеобразие творческой личности композитора.

В формировании молодого музыканта большую роль сыграло знакомство с русской народной песней, произведениями М.И. Глинки и с классическим оперным репертуаром, исполнителем которого был его отец, выдающийся певец Ф. Стравинский.

В ранний период Стравинский испытал сильное воздействие Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского; из зарубежной музыки сильным, но кратковременным было влияние творчества К. Дебюсси. Особый интерес вызывал отечественный фольклор. Влияние Римского-Корсакова можно отметить в обращении к русской архаике; Мусоргского – в ладовом богатстве и речевых интонациях. Необходимо отметить воздействие литературно-художественного объединения «Мир искусств».

 Три первых балета  Стравинского демонстрируют основные  этапы стремительной творческой  эволюции:

1910 – «Жар-птица» - отличается импрессионистской красочностью;

1911 – «Петрушка» - бытовые  сцены;

1914 – «Весна священная» - картины языческой Руси.

Ярким достижением русского периода явилась «Свадебка» - «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты». «Свадебке» предшествовал ряд хоровых и вокально-инструментальных произведений:

«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», в которой Стравинский прибегает к новому сценическому решению – действие на сцене разыгрывается обособленно от «пения и музыки», разделяя поющего и играющего актера.

Подобные искания развиты в сценической работе «История солдата играемая, танцуемая и читаемая» (чтец, 2 пантомимические танцевальные роли, 7 инструментов).

Следующее сценическое произведение балет с пением «Пульчинелла» (1919г.) на темы Дж. Пергалези открывает новый неоклассический период.

Его характерные черты проявились в октете для духовых инструментов. Этот период длился более 30 лет, но с середины 30х намечается творческий кризис, усилившийся в годы второй мировой войны (1939 – 1945).

Начало периода отличается интенсивной сменой творческих манер. Стравинский осваивает различные исторические стили и «модели» прошлого – от барокко до венской классической школы и раннего романтизма (Вебер). Опера-ортория «Царь Эдип» содержит черты музыки барокко. «Симфония псалмов» является образцом европейской школы полифонистов. Завершает период опера «Похождение повесы».

Последний период, длившийся около 15 лет, назывался додекафонным. В этот период Стравинский применяет технику додекафонии, используя метод 12-тоновой системы. Ярким примером этого стиля стал балет «Агон».

Основные произведения:

3 оперы: «Соловей», «Мавра», «Похождение повесы»;

Опера-оратория «Царь Эдип».

9 балетов: «Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная», «Пульчинелла», «Игра в карты», «Поцелуй феи», «Аполлон-мусагет», «Орфей», «Агон».

Произведения для театра : «Свадебка», «Персефона», «История солдата», «Байка»;

3 симфонии и музыка  для духовых инструментов.

 

ПЕТРУШКА

1911 год

 

В творчестве Стравинского девять балетов и ни один из них не отличается полно масштабностью. Длительность самого крупного балета не больше часа.

Все балеты композитора можно разделить на две категории: балеты с ослабленной сюжетной линией (обряд «Свадебка», миф «Орфей», итальянская комедия масок «Пульчинелла»); бессюжетные балеты («Агон» в переводе – состязание, соперничество; представляет собой состязание танцевальных пар). Исключение составляет балет «Петрушка» с ярко выраженной сюжетной линией.

В творчестве русских композиторов был намечен путь симфонизации балетного жанра (Чайковский, Глазунов). Стравинский становится основоположником второй линии русского балета, основанной на чередовании контрастных эпизодов.

В балете четыре картины:

    1. Народные гулянья на масленой.
    2. У Петрушки.
    3. У Арапа.
    4. Народные гулянья на масленой (под вечер).

Роль своеобразного занавеса между картинами выполняет дробь малого барабана.

 

Первая картина состоит из трех разделов.

Первый раздел – картина народного гуляния, передает характеристику ярмарочной толпы. Здесь широко используются изобразительные моменты. Музыкальный язык отличается многоплановостью: он вырастает из одновременного сочетания и наслоения различных интонаций, гармоний, тембров.

Друг за другом следуют эпизоды: приплясывающих гуляк, основанный на подлинной народной теме «Далалынь, далалынь»; балаганного деда, эпизод шарманщика и уличной танцовщицы со специфической имитацией звучания шарманки и распространенной в городском быту песни «Под вечер осенью ненастной». Примитивный вальс, изображающий звучание музыкального ящика («Чудный месяц плывет над рекою»), накладывается на «голос» шарманки.

Второй раздел – характеристика фокусника, выдержанная в мрачных, таинственных тонах. Характер создают неустойчивые созвучия, хроматические интонации, тембр низких деревянных духовых и струнных инструментов. Своеобразна тема фокуса – каденция флейты.

Третий раздел – русская пляска, которую исполняют куклы. В ней сочетается блеск, задор с оттенком механичности. В основе тема хороводной песни «Ай во-поле липенька».

 

Вторая картина – портрет главного героя, маленького, уродливого человека, страдающего от неразделенной любви, его моносцена. Она основана на трех лейтмотивах: лейтмотив протеста с элементами политональности, лейтмотив страдания – нисходящая секундовая интонация и лейтмотив проклятья – гневная фанфара трубы.

 

Третья картина. В отличие от Петрушки, вызывающего искреннее человеческое чувство сострадания, Арап и Балерина – символы. Балерина – символ внешней красоты и внутренней пустоты. Арап – воплощение тупой и грубой силы.

Тема Арапа связана с неподвижной, угрюмой темой. Балерина характеризуется в танце. Пародия на танец обольщения – плоская, механически-бездушная мелодия в исполнении солирующего корнета и сопровождении малого барабана.

Оригинален вальс-дуэт Балерины и Арапа. Нескладная двудольная мелодия Арапа у низких струнных звучит совместно с изящным вальсом Балерины. Подобный эффект воспринимается весьма комично, так как тема Арапа звучит вразрез всей музыке сцены.

Дуэт прерывается появлением Петрушки и переходит в борьбу двух соперников. Отчаянные аккорды с тритонами утверждают поражение Петрушки.

 

Четвертая картина – смысловая и интонационная реприза балета. Так же как и первая картина простроена по принципу сюиты. Основу составляет тематический материал первой картины, в который вкраплены новые эпизоды: пляска кормилиц с темами «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы, сени, мои сени»; эпизод мужика с медведем с оригинальными изобразительными приемами в инструментовке; удалой танец кучеров и конюхов на тему «А снег тает» совместно с танцем кормилиц; яркий изобразительный эпизод ряженых.

Кульминация балета – смерть Петрушки (в оркестре падает бубен). Неожиданный итог – лейтмотив проклятья Петрушки звучит как гневный протест.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.

 

В отечественном искусстве после революции 1917 года произошли глубокие изменения. Был издан ряд законов, поддерживающих развитие культуры и искусства: Декрет о национализации консерваторий, филармоний, театров; Декрет о сохранении памятников старины, великим умам и представителям искусства. Вопросы культуры решал нарком просвещения, возглавляемый Луначарским.

Новый зритель предъявлял новые требования к искусству, что привело к появлению нового направления – массовой культуры. Это было связано с развитием искусства хорового пения, музыкальной и театральной самодеятельности, а также музыки в армии и на флоте.

Жанры массовой культуры: массовая песня, музыка для народных, духовых инструментов, эстрада и джаз, массовые театрализованные действа.

В художественном творчестве 20х годов разворачивается борьба различных организаций, рассматривающих вопросы культуры и искусства. Наиболее влиятельной организацией была Пролеткульт. Деятели организации считали, что новое искусство должно стать полным отрицанием старого. Они пропагандировали народную песню, музыку для оркестров народных инструментов, хоровое искусство.

РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) решала аналогичные задачи, негативно относилась к классическому наследию, считая его проявлением буржуазного строя. Предпочтение отдавалось лишь Бетховену и Мусоргскому.

Наиболее прогрессивной организацией была АСМ (ассоциация современной музыки), которая пропагандировала лучшие достижения современного искусства. В 1932 году постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» все объединения были распущены и создан Союз композиторов.

 

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ЖАНРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В 20е ГОДЫ.

 

  1. Симфоническая музыка развивалась в двух направлениях:
    1. Традиционная симфония (Мясковский Симфонии № 5, 6, Прокофьев Симфонии № 2, 3);
    2. Новаторское направление связано с привлечением вокальных средств и современного музыкального языка (Шостакович Симфонии № 1, 2, 3).
  2. Камерно-инструментальные жанры также были представлены двумя направлениями:
    1. Традиционное - (квартеты Глазунова, Шебалина, сонаты Мясковского, соната № 1 Шостаковича);
    2. Новаторское направление (фортепианные циклы Прокофьева, сонаты и фортепианные произведения Шостаковича).
  3. Музыкально-театральные жанры:
    1. Опера – самый распространенный и доступный жанр развивался в двух направлениях:
      • Традиционное направление не дало ярких образцов;
      • Экспериментальное – Шостакович «Нос», Прокофьев «Игрок», «Любовь к трем апельсинам»;
    2. Балет – попытки воплотить современную тематику (Глиэр «Красный цветок», Прокофьев «Стальной скок»);
    3. Оперетта не имела отечественных образцов. Ставились произведения зарубежных композиторов: Оффенбаха, Легара, Штрауса, Кальмана.
  4. Музыка в кино связана с появлением звукового кинематографа (музыка звучала с экрана) в фильме Козинцева с музыкой Шостаковича «Новый Вавилон».
  5. Исполнительское искусство было представлено деятельностью таких мастеров как: вокалисты – Собинов, Нежданова, дирижер – Голованов, пианисты – Игумнов, Гольденвейзер, Нейгауз, Гинзбург, Оборин.

 

Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века