Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 80х-90х годов XIX века.

 

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:

    1. композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
    2. новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
    3. молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Русская музыка этого периода развивалась в новых условиях. С точки зрения общественной жизни, 80е годы совпали с периодом жестокой реакции, когда преследовались любые свободолюбивые мысли и демократические настроения. Гонения в печати и в просвещении достигли наибольшей силы после убийства Александра II народовольцами. Это проявилось в жесткой цензуре, в закрытии многих передовых изданий. Подобные явления породили в культуре два направления: декадентское или писсемистическое; прогрессивное (в литературе представлено творчеством Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Гончарова).

Основные тенденции 80х проявились в тематике творчества русских композиторов.

    1. Происходит усиление трагической тематики, отразившей сложность и противоречие человеческой личности и окружающей действительности (Чайковский, Мусоргский).
    2. Утверждение прекрасного, доброго начала (Римский-Корсаков – образы природы, искусства, Чайковский – воплощение любви).

Значительные изменения коснулись ряда музыкальных жанров. Основной областью творчества становится инструментальная музыка (симфоническая). Оперы продолжают писать Чайковский и Римский-Корсаков, но параллельно они работают над симфоническими произведениями. Не проявляют интерес к оперному жанру композиторы младшего поколения.

Характерная черта – отход от исторической темы, перенесение акцента на лирико-психологическую, трагическую тему. Если историческая тема присутствовала, то она становилась фоном к развитию личной драмы героев.

Характерная черта времени – тяготение к миниатюре не только в инструментальной музыке, но и в оперном жанре (Чайковский «Иоланта», Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери», Рахманинов «Алеко»). Возрастает интерес к жанру кантаты (Чайковский, Танеев) и камерно-инструментальным жанрам (Чайковский, Бородин, Глазунов, Танеев).

80е-90е годы – расцвет русского оперного исполнительства (Ф. Стравинский, супруги Фигнер, дирижер Направник). Важную роль в развитии русского оперного исполнительства сыграли частные оперные театры. Значительна роль частного театра С.И. Мамонтова, в котором работали выдающиеся исполнители: Шаляпин, Забела-Врубель; выдающиеся художники: Врубель, Коровин, Васнецов; как дирижер дебютировал С.Рахманинов

80е годы связаны с  ростом концертной жизни. Создаются  различные концертные организации: Беляевские симфонические концерты, концерты РМО, консерватории. Значительного расцвета достигло инструментальное исполнительство. Известные пианисты этого времени: Есипова, Зилоти, Блуменфельд; скрипач Л. Ауэр, виолончелисты – Вержбилович, Брандуков. Музыкальная критика была представлена деятельностью Стасова, Кругликова, Кашкина. Музыкальная наука развивалась в трудах Римского-Корсакова, Танеева. Изучение народных песен продолжали Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов.

В данный период формируется новое объединение композиторов «Беляевский кружок», руководителем которого был Римский-Корсаков, а после его смерти – Глазунов. В него входили Лядов, Аренский, Скрябин. Задачи объединения были связаны с пропагандой русской музыки и просветительской деятельностью. По сравнению с Могучей кучкой, беляевцы не преследовали «революционных» задач, но благодаря их деятельности происходило сближение Московской и Петербургской школ, лирико-драматической и эпической ветвей русской музыки.

 

 

АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ

1855-1914

 

Талантливый композитор, педагог, дирижер, авторитетный музыкальный деятель конца XIX века. Будучи учеником Римского-Корсакова, он воспитал ряд выдающихся музыкантов, таких как Прокофьев, Мясковский, Гнесин, Асафьев, Оссовский, Штейнберг.

Жизнь Лядова связана с Петербургом. Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в музыкально-артистическом мире. Его отец – известный дирижер русской оперы, поэтому молодой композитор рано знакомится с оперными шедеврами Глинки, Даргомыжского, Мейербера, Верди, Вагнера.

Одаренность Лядова проявилась в поэзии, в живописи, но, в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств, он не получил должного образования в детстве. Постоянная неустроенность быта формирует в нем негативные качества: несобранность, лень, отсутствие воли. В 1867 году поступает в Петербургскую консерваторию. С 1874 года занимается с Римским-Корсаковым. Не смотря на проблемы в обучении (был отчислен за неуспеваемость и непосещаемость), блестяще ее заканчивает в 1878 году.

При содействии Римского-Корсакова входит в «Могучую кучку», но влияние «кучкистов» не стало определяющим для творчества композитора. Он не разделял их взглядов на творчество Чайковского, так как его привлекала лирика композитора. В середине 80х он входит в Беляевский кружок. Его музыкальные кумиры – Глинка, Римский-Корсаков, Шуберт, Шопен, Вагнер.

Лядов был далек от политической жизни. В историю музыкального образования он вошел как блестящий педагог-теоретик, разработавший собственную систему преподавания; работал в консерватории, в певческой капелле.

Наиболее ярко композиторское дарование проявилось в поздний период. Ценность его творчества в многообразных связях с народной песней и поэзией. Не будучи фольклористом, он был знатоком народного стиля. Народность определила содержание его творчества, основу которого составили такие жанры как былина, сказка, лирика.

В отличие от великих предшественников, его творчество не обладало широтой идей, он не затрагивал социально-историческую тему, не решал глобальных проблем. Но умел дать меткую характеристику и мастерски владел изобразительными приемами. Музыка Лядова выражает естественные человеческие чувства: в основном – это нежная лирика. Он не создает крупных монументальных произведений, а тяготеет к миниатюре: к вокальной, симфонической, инструментальной, а также использует программность.

В технике композиции важную роль играют полифонические средства, ритмическое многообразие, изящное голосоведение, оригинальная инструментовка.

Заслуга Лядова состоит в объединении традиций Московской и Петербургской школ, идей «Могучей кучки» и «Беляевского кружка». Это проявилось в опоре на русские национальные традиции и высокий профессиональный уровень.

 

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

 

Симфоническое творчество Лядова немногочисленно. Все произведения одночастные. Сам композитор называл их симфоническими картинами. Вершиной творческой деятельности стали четыре произведения: три программные сказочные картинки (Кикимора, Баба-Яга, Волшебное озеро) и сюита «Восемь русских народных песен для оркестра». Содержание произведений – сказка и фантастика. При этом Лядов в своих произведениях тяготеет к конкретно-сюжетному типу программности.

Характерный для композитора принцип народно-жанрового симфонизма ярко представлен в сюите «Восемь русских народных песен для оркестра». Это итог работы композитора в области фольклорных обработок. Произведение построено по принципу сюиты и имеет ярко выраженную драматургическую основу, представленную в едином динамическом развитии от строго песнопения к всеобщему празднику и торжеству бытия.

В сюите восемь частей:

    1. Духовный стих.
    2. Коляда-маляда.
    3. Протяжная.
    4. Шуточная «Я с комариком плясала».
    5. Былина о птицах.
    6. Колыбельная.
    7. Плясовая.
    8. Хороводная.

Материалом послужили фольклорные обработки из его песенных сборников. Среди песен Лядов отбирает напевы с краткими мотивами и небольшим диапазоном. В развитии материала композитор использует вриантно-вариационные приемы.

Образы русских народных сказок оживают в миниатюрах «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро». Две первых – сказочные портреты, третий – завораживающий симфонический пейзаж. Источником двух первых произведений послужили русские сказки из сборника Сахарова. «Волшебное озеро» не имеет литературного сюжета, это не сказка, а сказочное состояние, в котором может зародиться сказка.

В «Бабе-Яге» запечатлен полет сказочного персонажа. Изобразительную функцию выполняет энергичный ритм, ладовое своеобразие, оригинальная инструментовка.

«Волшебное озеро» - сказочный пейзаж, развитие в котором направлено от почти неосязаемого состояния тишины природы к одухотворенному любованию. Лядов использует специфические выразительные средства. В произведении отсутствует четкий тематизм. Основу составляет едва изменчивый фон, на котором появляются отдельные элементы тематизма. Важную роль играют красочные гармонические сопоставления и колоритная инструментовка. Таким образом, композитор создает пейзаж в духе импрессионистов.

«Кикимора» - сказочное скерцо. Произведение двухчастно и двухчастность заложена уже в программе. Первая часть имеет вступительный характер и является экспозицией различных персонажей: Кудесника, Кота-Баюна, Кикиморы, Хрустальной колыбельки. Вторая часть – динамичное скерцо, воссоздающее деяния выросшей Кикиморы.

Основу первой части составляют четыре темы:

    1. (а) – тема Кудесника – низкий регистр струнных и деревянных духовых, диссонирующие гармонии, хроматические интонации;
    2. (в) – тема Кота-Баюна – типичная русская колыбельная, небольшого диапазона с секундово-квартовыми интонациями, плагальными гармониями;
    3. (с) – тема Кикиморы – хроматический, нисходящий мотив в объеме тритона, своеобразный ритмически;
    4. (d) – тема Хрустальной колыбельки с тембром челесты, высоким регистром, прозрачной гармонией.

Схема раздела: A  B  C  A  B  C  A  D

Вторая часть развивает тему С. Процесс подчинен единой динамической волне. Композитор использует яркие изобразительные приемы: скачки на широкие интервалы, форшлаги, неожиданные акценты, гармоническое своеобразие. Кульминация – яркий марш-гротеск.

 

 

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ГЛАЗУНОВ

1865 – 1936

 

 

Крупнейший композитор, педагог, дирижер, видный музыкальный общественный деятель, ученик и соратник Римского-Корсакова. Родился в семье книгоиздателя. Родители – музыкально одаренные люди. Отец играл на скрипке, мать – пианистка, ученица Балакирева.

С 1880 года Глазунов – ученик Римского-Корсакова. С раннего возраста увлекается композицией и под руководством Римского-Корсакова пишет первую симфонию, получившую широкое признание.

В 1882 году знакомится с Беляевым. В 1883 году поступает в Петербургский университет на филологический факультет, но вскоре его оставляет. Вместе с Беляевым отправляется в заграничное турне по Испании и Франции. В это же время знакомится с Чайковским и Танеевым. Восторженно отзывается о творчестве Чайковского. Становится участником русских симфонических концертов в качестве дирижера. После смерти Бородина совместно с Римским-Корсаковым завершает его неоконченные произведения, также готовит новые издания симфонических партитур Глинки и оперы «Жизнь за царя», музыки к трагедии «Князь Холмский».

В 1899 году был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории, в 1905 году становится ректором. На этом посту он пребывает 23 года.

После революции 1917 года продолжает оставаться на этом посту до 1928 года. Но, будучи сторонником школы Римского-Корсакова, он не смог противостоять новым веяниям. Разногласия стали причиной того, что выехав в Вену в качестве члена жюри конкурса имени Шуберта, он остается за границей. Умер композитор в Париже.

Глазунов вошел в историю русской музыки как симфонист, завершивший путь развития русской симфонии в XIX веке. Наиболее существенные черты его творчества: народность и национальная характерность. Его музыке свойственны образы русской природы, быта, истории. Это связывало его с творчеством композиторов «Могучей кучки», но в отличие от них его не привлекал оперный жанр. Основная часть его творчества – симфонические произведения: 8 симфоний, 3 программные симфонические поэмы («Море», «Лес», «Стенька Разин»), 3 балета («Раймонда», «Барышня-крестьянка», «Времена года»), сочинения для камерного ансамбля, вокальные произведения, концерт для скрипки с оркестром, произведения для фортепиано.

Музыке Глазунова не свойственен драматизм и острота напряженного развития. Главное для него – это светлая созерцательная лирика, национальная жанровость и эпическая повествовательность.

Глазунов – мастер крупных форм. В симфоническом творчестве он приближался к Бородину, создавая героико-эпические произведения. Напряженное развитие лирического тематизма связывает его с Чайковским.

 Тематический материал, который использует Глазунов, весьма разнообразен. Это либо плавные мелодии широкого дыхания, либо лаконичные, сжатые, но яркие мотивы. Его темы тесно связаны с народным творчеством и не только русским, но и польским, чешским, украинским. Сонатная форма композитора основана не на контрасте, а на родстве тем-образов. Важную роль играют полифонические методы развития. Симфонический цикл Глазунова отличается одновременно единством и самостоятельностью каждой части. Общие черты всех симфоний – стремление к грандиозному финалу. В балетном жанре Глазунов продолжает реформы Чайковского, то есть идет по пути симфонизации жанра.

Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века