Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)
    1. Поздний период. Лучшие произведения: симфоническая поэма «Прометей», сонаты с 6 по 10. Происходят изменения в образной сфере. Музыка приобретает более суровый и несколько мрачный колорит. Скрябин отказывается от широкого симфонического развития и использует принцип комбинирования материала. Наблюдается усложнение гармонии, фактуры. Диссонанс начинает выполнять устойчивую функцию. Композитор отказывается от традиционных ладов, используя сложные ладовые структуры.

 

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Составляет наибольшую часть творческого наследия композитора. Сочинения для фортепиано отразили творческие поиски Скрябина и стали предварительными набросками его крупных симфонических полотен. Наиболее многочисленную группу составляют миниатюры, среди которых композитор отдает предпочтение прелюдиям и этюдам. Скрябин создает ряд фортепианных произведений крупной формы: концерт, 10 сонат, поэмы. В некоторых произведениях отражены философско-эстетические взгляды композитора. Это проявилось в своеобразных названиях: «Маска», «Загадка», «Ирония», «Странность». Фортепианные произведения дают полное представление об эволюции стиля композитора.

 

24 ПРЕЛЮДИИ ОР. 11

 

Наиболее популярные из произведений подобного жанра. В разнообразных по характеру миниатюрах, в краткой, лаконичной форме Скрябин отразил различные жизненные впечатления и стороны лирики: светлую, безмятежную, скорбную, меланхоличную, драматическую, взволнованную, патетическую. Цикл построен по принципу контраста.

 

Прелюдия № 4 e-moll – скорбно-меланхоличного характера, излагается в форме периода. На первый взгляд, гармоническая фактура пронизана тонким полифоническим развитием. Основу составляет обильно хроматизированная мелодия.

 

Прелюдия № 5 D-dur – образец спокойной умиротворенной лирики. Используется форма периода с расширенным вторым предложением. Неторопливой мелодии верхнего голоса противопоставлена извилистая линия баса. Так образуется типичная для Скрябина диалоговая фактура. Во втором предложении музыка обретает более взволнованный характер. Непрерывная волна нарастания подводит к кульминации, после которой возвращается первоначальное состояние.

 

Прелюдия № 10 cis-moll – излагается в простой двухчастной форме. Это лаконичное, но драматическое произведение. Развитие вырастает из сопоставления двух конфликтных мотивов: жалобного нисходящего, подчеркнутого неустойчивыми гармониями, и повелительного секундового восходящего.

Второй период начинается с изложения контрастного материала взволнованного, устремленного характера E-dur. В репризе начальная тема значительно динамизирована. Яркая динамика, массивная фактура создают трагедийно-патетический образ. Постоянно повторяющаяся тоника в заключении, подчеркивает непреклонное, суровое, волевое начало.

 

Прелюдия № 14 es-moll – страстная, мятежная. Характер создают: стремительный темп, плотная, насыщенная фактура, активные, волевые восходящие квартовые интонации, размер 15/8.

 

ДВЕ ПОЭМЫ ОР. 32

 

Два произведения представляют типичные для Скрябина две контрастные образные сферы: первая – утонченная лирика, вторая – героический порыв.

Первая поэма Fis-dur представляет сложный период с элементами сонатной формы.

Первое предложение – образец тонкой, прозрачной, изысканной лирики. Мелодия насыщена хроматизмами, неожиданными скачками. Она своеобразна ритмически и звучит на фоне прозрачной фактуры.

Второе предложение взволнованного характера. Изменяется фактура. Мелодия складывается из кратких, выразительных мотивов, которые становятся основой для активного развития.

Вторая поэма h-moll – излагается в простой трехчастной форме, представляет активное, волевое начало. Мелодия декламационного склада (за счет скачков на широкие интервалы, пунктирного ритма). Насыщенная аккордовая фактура сближает поэму с симфоническими полотнами. Острота звучания достигается за счет альтерированных аккордов доминантовой группы.

 

СОНАТА № 4 Fis-dur

 

Соната в русской музыке явление эпизодическое, хотя сонатная форма использовалась широко и многообразно. Наибольшее распространение соната получила в творчестве Скрябина и Метнера.

Скрябинская соната претерпела эволюцию на протяжение творчества композитора. С 1 по3 была свойственна программность и классическое строение, последние, начиная с 6 непрограммные, одночастные. Особенно показательна для стиля композитора Соната № 4 Fis-dur op. 30. Соната имеет программу, опубликованную после ее создания.

 Исходя из программы, можно выделить три стадии, три  образные сферы: первая – мерцающая  вдали звезда; вторая – полетное  состояние души; третья – экстаз. Тональность произведения не случайна. Fis-dur в творчестве композитора символизирует синий цвет (цвет звезды).

Соната имеет две части, но фактически оно одночастна, так как части звучат attacca, в одной тональности и скреплены общей темой.

Первая часть фактически представляет собой вступление, разросшееся в самостоятельную часть (простая трехчастная форма).

Основная тема является главным интонационным комплексом всего произведения. Она трепетна, хрупка, своеобразная сфера томления. Сложные альтерированные гармонии с многочисленными задержаниями создают впечатление мерцающего фона. Мелодия представляет собой ряд микрообразований: восходящий квартовый мотив (тема воли), призывный ход на большую сексту, нисходящий ход на ум6, восходящий, полетный гаммообразный мотив и секундовая интонация томления. В целом, тема представляет собой первое предложение периода, которое завершается неустойчиво.

Средний раздел развивает основную тему и подготавливает репризу, где тема, благодаря высокому регистру и иной фактуре звучит более светло и утонченно.

Вторая часть – синтез двух стадий: полет и экстаз. Композитор использует сонатную форму. Ее тематический материал лаконичен и не создает конфликтного противопоставления.

Главная партия – Fis-dur – полет творческой фантазии художника. Она диатонична, отличается стремительной сменой фраз, мотивов, гибким ритмом. Ведущим интонационным импульсом становятся два мотива: активный скачек на сексту и восходящая фигура восьмых.

Роль связующей партии выполняет второе предложение главной партии, где происходит изменение тональности.

Побочная партия Cis-dur излагается в аккордовой фактуре и имеет энергичный характер.

Заключительная партия строится на материале главной партии.

Предельно краткий тематизм обусловил масштабы разработки. Она насыщена полифоническим развитием. В ее основе тема главной партии. В кульминации, в ритмическом увеличении звучит тема первой части. Ее характер меняется. Из хрупкой и нежной она превращается в энергичный призыв.

На этой же теме основана кода. Значительный диапазон, плотная, массивная аккордовая фактура подчеркивает характер ликующего апофеоза.

 

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Эволюция симфонического творчества Скрябина весьма значительна. От первой симфонии до симфонической поэмы «Прометей» наблюдается сужение цикла.

Первая симфония – в шести частях, финна написан для симфонического оркестра, хора и двух солистов на литературный текст Скрябина (гимн во славу искусства).

Вторая симфония – в пяти частях объединена идеей преодоления.

Третья симфония – «Божественная поэма» - три части, звучащие attacca.

Две симфонические поэмы: «Поэма экстаза», «Прометей».

Значительно изменяется музыкальный язык. Если в трех симфониях он достаточно традиционен, то язык «Прометея» явно выходит за рамки классической и романтической гармонии.

 

СИМФОНИЯ № 3 «БОЖЕСТВЕННАЯ ПОЭМА» c-moll

1904 год.

 

Первое произведение, в котором Скрябин выразил свою философскую концепцию в симфонических образах. Здесь он воспевает человека-творца и великую божественную силу его разума и таланта. В названии симфонии заключен не только идейный замысел, но и ее строение. Три части звучат без перерыва и объединены общим тематизмом.

Три части симфонии имеют программные подзаголовки, отражающие основные этапы духовного освобождения личности: 1 часть – «Борьба»; 2 часть – «Наслаждения»; 3 часть – «Божественная игра» (свободное творчество).

 

Первая часть наиболее масштабна. Здесь претворяются традиции суровой и величественной героики Бетховена, а также – лирический пафос музыки Чайковского.

В симфонии появляется тема-эпиграф – предельно сконцентрированная музыкальная мысль, получившая название – тема самоутверждения. Она сочетает краткость и внутреннюю динамику музыкальной мысли. Тема излагается на ff октавами в низком регистре. Мелодический рисунок: богатырская раскачка вокруг временной тоники Des-dur, нисходящий скачек на септиму, восходящий хроматический ход с остановкой на увеличенном трезвучии. Значительное напряжение разрешается внезапным тональным сдвигом в Ges-dur, подчеркнуто восходящим секстовым ходом трубы. Восходящая секста – второй элемент темы эпиграфа – становится самостоятельным лейтмотивом, который будет играть важную роль во второй и третьей частях.

В целом, тема-эпиграф играет важную формообразующую роль: она завершает основные разделы сонатной формы и подводит итог каждому этапу драматического развития.

Масштабность части определяет развернутость каждой темы экспозиции. Главная партия c-moll – подвижна, активна, исполнена внутреннего порыва. Она связана с лейтмотивом, а ее широкое развитие напоминает тематизм Чайковского. Энергичный пунктирный затакт подчеркивает волевой импульс. Тема излагается в трехчастной форме с развитием в среднем разделе.

Связующая партия легка, прозрачна, создает ощущение полета.

Побочная партия широко развита Es-dur. Она содержит две темы:

    1. спокойная, светлая, имеет эпизодическое значение;
    2. более значима; призрачно-фантастического характера, воспринимается как образ далекой мечты.

Заключительная партия привносит героические образы и связана со значительным эмоциональным подъемом. Она логично подводит к теме самоутверждения.

Развернутость образов экспозиции объясняет масштабность разработки, весьма напряженной и объемной. В ней три раздела.

Первый раздел начинается с темы главной партии в тональности g-moll. Она приобретает беспокойный напряженный характер. В развитие включается вторая тема побочной партии, интонации вступления. Активное развитие завершается темой заключительной партии (первая кульминация). Но эмоциональный подъем завершается грандиозным срывом на гармонии малого вводного.

Второй раздел. В тревожной тишине у альтов рождаются интонации будущей темы второй части. Они сочетаются со вторым элементом вступления (секстовым возгласом трубы). Облик новой темы мрачен и сдержан. Интонации новой темы гаснут под натиском новой динамической волны – темы главной партии. Она звучит в низком регистре, в ритмическом увеличении, у медных духовых, превращаясь в зловещий и трагический образ.

Третий раздел связан с развитием лирического тематизма. В основе вторая тема побочной партии. Лирика подчиняет себе тему главной партии. В этом же разделе продолжается становление темы второй части, которая вырастает в прекрасный, нежный образ. Кульминацией разработки становится провозглашение темы вступления.

Реприза динамизирована и сокращена. Она начинается с контрапункта темы главной партии и основной темы второй части.

Довольно обширна кода. Она включает два раздела. Первый довольно развитый, разработочного типа, где присутствуют как драматические, так и лирические образы: вторая тема побочной партии, тема второй части и тема главной партии. Второй раздел весьма активен, ритмически сжат и основан на теме главной партии. Предельно сконцентрированная энергия находит выход в заключительной кульминации, где полно и величественно тема вступления утверждает основную тему преодоления темных сил.

 

Вторая часть «Наслаждения». Широко развитая сфера лирики. Важным фактором развития является полифония. Композитор использует сонатную форму. Облик всей части определяет тема главной партии, интонации которой формируются на протяжении всей первой части. Основу составляет восходящий мотив томления. Своеобразные гармонические сопоставления, пентатоника в мелодической линии, фигурационные пассажи создают яркий, поэтичный образ. В развитие темы неоднократно вторгается секстовый возглас трубы из вступления.

 

Третья часть – финал отличается стремительностью, моторностью, лаконичностью тем. Тема главной партии вырастает из секстового трубного возгласа (первый элемент). Второй элемент – взлет по ступеням S9 с последующим разрешением в тоническое трезвучие C-dur. Ощущение полета усиливает пунктирный ритм.

Секстовые интонации продолжают развиваться и составляют основу побочной партии. Лирическая тема обильно хроматизирована, отличается полифонической фактурой и выразительными подголосками.

Важную роль играет тема заключительной партии. В ее основе пентатоника. Это спокойная, умиротворенная, нежная тема.

В разработке нет конфликтного столкновения. Она построена на ладовых, ритмических, тембровых преобразованиях темы главной партии. В кульминации в увеличении звучит тема побочной партии в контрапункте с главной.

Реприза довольно динамична. Главная партия звучит четыре такта, а побочная наоборот, излагается в более плотной фактуре, в трехчастной форме. Заключительная партия звучит без изменений.

Кульминация всего цикла – кода открывается темой главной партии первой части в тональности e-moll. Волна интенсивного динамического развития подводит к кульминации, в которой в увеличении утверждается тема второй части, преобразованная в величественный гимн.

Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века