Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:14, лекция

Краткое описание

На рубеже 70х-80х годов XIX века начинается новый период в истории развития русской музыкальной культуры. Он представлен деятельностью трех поколений музыкантов:
композиторы 60х – старшее поколение: кульминация творчества Чайковского, зрелый период творчества Римского-Корсакова, поздний – Бородина;
новое поколение – композиторы 80х: Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Калинников, Ипполитов-Иванов;
молодое поколение – композиторы рубежа веков: Скрябин, Рахманинов, Метнер.

Вложенные файлы: 1 файл

RML_4_kurs.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ A-MOLL.

1904 год.

 

Концерт посвящен Л. Ауэру и впервые прозвучал в его исполнении. В концерте проявились лучшие черты творчества Глазунова: глубочайший лиризм, единство развития, стройность формы, сочетание выразительности и виртуозности. Не смотря на общий характер музыки, лирика Глазунова не достигает напряженности и пафоса, свойственному Чайковскому.

Концерт имеет черты камерности и лаконичности. Композитор отказывается от традиционной структуры, используя двухчастный цикл, части которого звучат attacca (без перерыва).

Оркестровая партия выдержана в прозрачных тонах и не противопоставлена соло. Две части концерта контрастны: первая – лирико-драматическое сонатное allegro, вторая часть – светлая, жанровая, связанная с образами охоты.

В первой части главная и побочная партии не контрастны друг другу, различие лишь в степени эмоционального контраста.

Главная партия (a-moll) – эмоционально насыщенная, подвижная. Мелодия своеобразна: включает хроматические интонации и весьма развита в диапазоне.

Побочная пария (F-dur) – более спокойна, диатонична, звучит в высоком регистре светло и безмятежно.

Виртуозные пассажи, основанные на темах главной и побочной партий составляют заключительную партию.

Своеобразна разработка. В ней два раздела:

    1. самостоятельный эпизод – монолог скрипки, сочетающий выразительность главной партии и нежность, безмятежность побочной (Des-dur);
    2. собственно разработка, где в партии оркестра развиваются темы экспозиции.

Разработка небольшая по масштабам подводит к кульминации, где в аккордовой фактуре, в виде диалога солиста и оркестра, звучит тема главной партии.

Реприза динамизирована. Главная партия сжата и более страстная по характеру. Побочная партия звучит светло и умиротворенно.

Вторая часть отделена от первой каденцией солиста, которая представляет собой вторую разработку. Здесь композитор не ставит традиционных виртуозных задач. Небольшой предыкт на доминантовом органном пункте вводит в финал.

 

Во второй части (A-dur) преобладают светлые, радостные образы. Вся часть энергична и танцевальна. Это жанровые сцены, которые ассоциируются с образами охоты. Используется форма рондо, где рефрен сосредоточил характерные черты облика финала: задор и темперамент. Рефрен чередуется с двумя эпизодами:

    • легкая, грациозная танцевальная тема (E-dur);
    • угловатая, с оттенком юмора (D-dur).

 

СИМФОНИЯ № 5 B-dur

1895 год.

 

Произведение наиболее типично для творчества композитора. Имеет лирико-эпический характер. В симфонии четыре части. Цикл отличается внутренним единством, но единство достигается не путем интонационных связей, а благодаря общности светлого, оптимистического настроения всего произведения. Эпический тип драматургии диктует особенности формы: не контраст, а родство основных тем-образов.

Первая часть открывается вступлением в размере 4/4. В основе – торжественная, величественная тема, звучащая в низком регистре, с опорой на устойчивые ступени. Характер музыки, кроме перечисленных средств, подчеркивается яркой динамикой и неторопливым темпом. Постепенно движение становится более оживленным, размер меняется на ¾. Т.о. подготавливается тема главной партии.

Главная партия (B-dur) – лирическая, с танцевальным оттенком, представляет собой измененную тему вступления. Тема весьма легка и полетна, несмотря на низкий регистр. Структура темы приближается к трехчастной форме, в среднем разделе которой продолжается развитие основного материала темы.

Связующая партия основана на теме главной партии и представляет ее фанфарный вариант.

Побочная партия (F-dur) – также является вариантом главной партии и звучит в обращении. Побочная партия излагается в трехчастной форме. Ее средний раздел продолжает развитие интонаций главной партии. В целом вся побочная партия напоминает лирический вальс.

Заключительная партия подчеркивает родство тем главной и побочной партий. Композитор проводит их одновременно.

Разработка не противопоставляет темы, а сближает их, не приводя к изменению. В разработке два раздела:                                                                              

                                                                                    побочная Ges-dur с


    1. Главная партия Cis-dur, D-dur, Es-dur            элементами главной

 

    1. Контрапункт главная + побочная             реприза.

 

Реприза сжата и динамизирована.

                   главная

Схема: побочная + побочная.

Кода – совместное проведение главной и побочной партий.

Таким образом драматургия первой части основана на постепенном возрастании роли побочной партии и перерастании ее из сферы спокойной, уравновешенной лирики в величественный гимн.

 

Вторая часть – скерцо. Яркий контраст первой части. Используется форма рондо с двумя эпизодами, включает разнохарактерные темы. Рефрен g-moll сказочно-фантастического характера звучит в высоком регистре. Особую окраску создают колоритная инструментовка и гармония.

Первый эпизод F-dur – тяжеловесная тема, напоминающая удалую размашистую пляску.

Второй эпизод D-dur – светлая пасторальная мелодия в духе свирельного наигрыша с изящной инструментовкой.

В коде в сокращении звучит тема второго эпизода и «растворяется» основная тема-рефрен.

 

Третья часть – лирическая поэма. Используется сложная трехчастная форма со вступлением. Вступление довольно обширно. Это сдержанный хорал.

Основная тема излагается в простой трехчастной форме. Тональность – Es, B-dur. Это типичный образец мечтательной лирики Глазунова. Она выразительна и поэтична, а средний раздел отличается большей взволнованностью.

Средняя часть основана на двух темах. Первая – суровая грозная фраза у низких медных духовых. Вторая тема – скорбный элегический мотив с оттенком жалобы. Таким образом, в средней части тоже складывается простая трехчастная форма. Но, несмотря на яркий контраст, угрожающий образ быстро исчезает, и в репризе основная тема становится более страстной и эмоциональной.

В коде звучит измененная лирическая тема средней части в основной тональности. Она приобретает восторженный, светлый характер.

 

Четвертая часть – финал – рондо-соната.

Схема:

 

 А    В    А          С                 А    В    А   кода

г/п п/п  г/п  разработка      г/п  п/п  г/п 

 

Монументальное завершение цикла. Именно благодаря финалу создается ликующая атмосфера праздника. Для него характерно большое количество разножанровых тем: пляска, былина, колядка, протяжная.

Краткое вступление – лаконичный и энергичный призыв. Главная партия – энергичная пляска в трехчастной форме, тональность – g-moll. Побочная партия – e-moll звучит в низком регистре как величественный былинный напев.

Разработка (эпизод) – es-moll – основана на двух темах: первая – в духе колядки; второй – задушевный, элегичный мотив.

В коде тема колядки преобразуется в торжественный величественный гимн.

Единство финалу придает остинатный ритм:   

 

 

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

1856-1915

 

Один из крупнейших русских музыкальных деятелей, композитор, ученый пианист, педагог. Ученик Чайковского и Рубинштейна, он стал воспитателем большого числа русских музыкантов, таких как Скрябин, Рахманинов, Метнер, Гольденвейзер.

Музыкальные вкусы Танеева весьма показательны. Он ценил величайших композиторов-мыслителей: Баха, Бетховена, Генделя; питал любовь к музыке Чайковского. Его произведения имеют мужественный, активный характер. В них отразилась воля и вера в победу светлого, разумного начала. Для них характерна философская глубина, а лирике чужда открытая эмоциональность.

Танеев работал в различных жанрах. Им созданы симфонии, квартеты, квинтеты, фортепианные ансамбли, опера «Орестея» на сюжет Эсхила, три кантаты: «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Памятник»; хоры, романсы.

Танеев – автор научных трудов: «Подвижной контрапункт строгого письма», «Учение о каноне».

Танеев получил прекрасное образование в семье. Его отец окончил Московский университет по трем факультетам, был музыкантом-любителем (играл на скрипке и на флейте). Музыкальное дарование проявилось рано, в пять лет. В десять лет Танеев поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Через три года начинает заниматься в классе композиции у Чайковского, в классе фортепиано у Рубинштейна. Заканчивает консерваторию в 1875 году по двум специальностям, получив большую золотую медаль.

В качестве пианиста совершил ряд концертных поездок по России, побывал в Париже. Танеев постоянно совершенствовал фортепианную технику и технику композиции; изучает классическое наследие и современную музыку. В 1878 году входит в состав профессоров Московской консерватории по классу гармонии и сочинения. С этого момента ведет активную общественную деятельность. Четыре года пребывает на посту ректора.

90е годы – время  расцвета творческой деятельности  и создания лучших произведений (симфония № 4, квартеты № 5 и 6, два струнных квинтета, кантата «По прочтении псалма»).

В 1905 году уходит из консерватории и принимает активное участие в деятельности Московской симфонической капеллы. В 1906 году возглавляет народную консерваторию. Танеев – основатель научного музыкального общества. Последние годы жизни ведет активную концертную деятельность.

Музыка Танеева не программная. Основная идея творчества – утверждение победы добра, гармонии, разума соответствует классическим принципам. В своих произведениях композитор затрагивает высоконравственные эстетические проблемы: долга, совести, свободы личности. Музыка Танеева проникнута глубоким философским смыслом, она серьезна, вдумчива, сосредоточенна. Сюжеты его немногочисленных программных произведений выходят далеко за рамки обыденного.

Стиль Танеева – яркий пример использования полифонии и строгой музыкальной формы. Своеобразен метод работы композитора. Он полагал, что творчеству должна предшествовать кропотливая работа. Это давало повод считать его музыку лишенной чувства. Но это не верно. Произведения Танеева сочетают виртуозное мастерство, сложную полифоническую технику и богатство художественных образов.

 

 

СИМФОНИЯ № 4 c-moll

1898 год.

 

Написанию произведения предшествовал длительный период обдумывания. Замысел относится к 1896 году. Вплоть до окончания работы, Танеев оставил большое количество набросков, черновиков и эскизов.

Композитор использует классический симфонический цикл:

    1. Сонатное allegro с суровыми драматическими образами;
    2. Adagio лирико-философский центр цикла, величественное, мудрое, исполненное глубокого сдержанного чувства, Бетховенского типа;
    3. Скерцо – отводит на второй план все серьезные проблемы;
    4. Грандиозный финал – путь к победе.

Каждая часть имеет свое скрытое содержание. В целом, четыре части образуют единый цикл, связанный определенной идеей.

Подобно Чайковскому, Танеев трактует симфонию как драму. Но если у Чайковского антагонизм добра и зла сохраняется на протяжение всего произведения, и лишь в конце намечается выход (либо трагический, либо оптимистический), то у Танеева явно ощущается сближение ранее существующих противоречий. Поэтому драмы Чайковского и Танеева различны. У Чайковского – остро конфликтная, у Танеева – сдержанная, уравновешенная.

Основная идея произведения оптимистична. Она знаменует переход от сомнений, колебаний к утверждению добра, разумного, светлого начала.

Важное качество симфонии – использование принципа монотематизма. Это выражается в следующих моментах:

    • формирование самостоятельной темы из мелодических оборотов ранее звучавших тем;
    • «пересадка» тематических построений из одной части в другую;
    • образование новых тем из ранее второстепенного материала.

 

Первая часть имеет классическое строение. Начало связано с проведением основного лейтмотива, главного интонационного зерна всего произведения. Это лаконичный мотив, включающий движение на напряженный интервал ув4 и в скрытом виде – ум3 (связь с 5 симфонией Бетховена).

Лейтмотив становится основой главной партии. Это суровая, жесткая тема, где основной лейтмотив звучит в обращении (c-moll).

Побочная партия (As-dur) – спокойный вальс. Светлая диатоническая тема также тесно связана с лейтмотивом. В процессе ее развития также возникают обороты, напоминающие лейтмотив, но на диатонической основе.

Заключительная партия довольно велика по масштабам и включает три раздела:

    1. развитие элементов главной партии;
    2. самостоятельная тема в духе наигрыша (первая тема заключительной партии). Обилие альтерированных ступеней придают ей довольно напряженный мрачный характер;
    3. вторая самостоятельная тема заключительной партии драматическая, страстная, в духе тем Чайковского.

Информация о работе Музыкальная литература 80х-90х годов XIX века