Зимняя дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Виссарио́н Я́ковлевич Шебали́н (1902 -1963) — советский композитор и педагог.
Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Зимняя Дорога 2.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Музыка В.Я  Шебалина

Слова А.С Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зимняя дорога»

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

ученицы 11 класса

Фёдоровой  Надежды

Преподаватель

Архангельская М. А.

 

 

Виссарио́н  Я́ковлевич Шебали́н (1902 -1963) — советский композитор и педагог.

Композитор Шебалин работал  практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера  «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов.

Виссарион Яковлевич родился 11 июня 1902 года в Омске. В 1928 году он блестяще окончил Московскую консерваторию, где начал преподавательскую  деятельность.

В тяжелый для СССР 1942 год Шебалин  был назначен директором консерватории.Пробыв директором до 1948 года, Шебалин до конца своих дней оставался профессором класса композиции. Шебалин обладал огромной культурой, безукоризненным вкусом, он был человеком энциклопедических знаний. Имея педагогический талант, сумел привить высокий профессионализм и своим ученикам, среди которых  композиторы:  Т. Н. Хренников, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Ю. М. Чичков, К. С. Хачатурян, А. Николаев, В. Тормис, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, Б. А. Мокроусов, Л. В. Фейгин и др.

 «Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня», — писал Д. Шостакович. Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и та этическая сила выразительности, которую не передать внешними, иллюстративными эффектами.

Шебалин удостоен звания народного  артиста РСФСР, ему присуждена степень  доктора искусствоведения. Творчество его неоднократно отмечалось Государственными премиями.

 

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837) - величайший русский поэт и писатель , прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

 

  “Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки”, - писал А. Н. Серов.

 

Влияние А.С. Пушкина на русскую  музыкальную культуру уникально.

Безупречная форма и завершенность  произведений Пушкина, их удивительная музыкальность  всегда  привлекали композиторов.  Но именно эти качества, как ни странно, соперничая с собственно музыкой, оказалась особенным испытанием для композиторов, и очень мало кто мог признаться как М.И. Глинка, что ему «достаточно вслушаться в музыку пушкинского стиха, как своя тут же польется из-под пера». Многие, как, например, П.И. Чайковский, считали, что «поэзия Пушкина сама по себе настолько музыкальна, что незачем портить ее музыкой».

П.И. Чайковского в Пушкине привлекала более всего лирика: любовь,  страсть, роковые жизненные  ситуации. Подобно  поэту, строившему свою «энциклопедию  русской жизни» из самой жизни, Чайковский включил в свои партитуры все, что носилось в музыкальном воздухе России – от городского романса до итальянской арии, от вальса до детской песенки-считалочки.

А.С. Даргомыжский, который был настолько  влюблен в творчество Пушкина, что  писал: «Не могу шагу без него», - создал большое количество романсов на стихи великого поэта: «Ночной зефир струит эфир», «Юноша и дева» и другие.

 

 

 

 

  Композиторы  ХХ века, среди которых С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов так же  обращаются к  творчеству А.С Пушкина.

 По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры...»

Пейзажная лирика занимает особое место  в творчестве Пушкина,  она богата и разнообразна.  Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться.

Стихотворение «Зимняя дорога», созданное гением Пушкина, является шедевром русской пейзажной лирики. Природа для Пушкина – зеркало, в котором человеческая душа яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности. А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимняя дорога». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с природой. Вьюга сковывает человека, вызывает в его душе старинную тоску. Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: разбушевавшаяся стихия как бы является отзвуком на внутренний разлад человека. Человек – вечный путник, странник, мечтающий о покое, тоскующий о тепле и любви.

Стихотворение «Зимняя дорога» создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском.Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано во время поездки опального поэта на дознание к псковскому губернатору, и настроение автора близко переживанию его лирическому герою.Это произведение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

Путь лирического героя непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Образ “полосатых вёрст” - это символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик ... гремит”, песни ямщика.Основной круг образов хорового сочинения «Зимняя дорога» Шебалина связан с впечатлениями от зимнего пейзажа, зимней дороги и с навеянными этими картинами задушевными думами и чувствами человека. Народно- национальный характер, простота и сердечность роднят музыку с вдохновенными описаниями русской зимней дороги в произведении Пушкина.

Зимняя дорога

 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной 

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный 

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне 

Только версты полосаты

Попадаются одне...

Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая 

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

 

Шебалин сокращает текст стихотворения Пушкина, убрав любовную линию. За счет этого изменяется содержательная сторона текста до широкого обобщения человеческой жизни как вечной дороги, вечного пути.

Основной музыкальный образ — широкая, как сами русские просторы, свободно льющаяся мелодия, напоминающая песни русских ямщиков, которыми они коротали долгие часы дороги. И только слышится звон колокольчика, одинокий и тоскливый. Так средствами музыкального искусства композитор рисует близкую сердцу русского человека картину, которая привлекала Пушкина и наполняет ее тем же глубоким лирическим чувством.

Шебалин сумел тонко передать настроение пушкинского лирического героя: дорожная тоска, «сердечная тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским пейзажем(печальные поляны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен)

 

 

Произведение написано для 4х голосного смешанного хора а-сарреllа.

Темп - A1legro moderato.( Умеренно оживленно) Leggiero. (Легко, грациозно)

Музыкальная форма произведения строфическая, с элементами контрастной полифонии, в которой условно можно выделить 3 эпизода.

 

В первом эпизоде автор передает настроение пушкинского лирического героя, создавая образ утомительной, cкучной зимней дороги.

  Тональность  b-moll, размер переменный, автор в основном использует 4/4 , но на  слова «утомительно гремит» появляется размер 3/2, фактура гомофонно-гармоническая.Основная мелодическая линия в партии сопрано, остальные голоса выполняют роль гармонического фона. Мелодия узкого диапазона, непрерывно развёртывается, она волнообразная, витиеватая. Преобладает динамика p и лишь на слова «на печальные поляны» появляется mf.

  Весь первый эпизод построен на сопоставлении звучания полного и неполного состава хора, когда исключена партия сопрано. За счёт этого появляется эффект эха с повтором конца фразы. Ритмический рисунок основан на движении восьмыми. В остальных голосах автор использует движение более крупными длительностями (четвертными нотами).

Этот эпизод состоит из двух  предложений, где второе построено на музыкальном материале первого, но с небольшим изменением в ритмическом рисунке (появление восьмой и двух шестнадцатых).

 В произведении дважды появляется образ колокольчика. Имитация его звучания отдана партии  сопрано, построенной на многократном повторении одного звука, ритмический рисунок основан на движении восьмыми. Остальные партии выполняют роль гармонического фона , автор использует более крупные длительности — половинные.

 

 Второй эпизод «Что-то слышится родное...» звучит ярким контрастом по отношению к первому. Автор использует неполный состав хора, исключив в трех  начальных тактах партию  басов, а затем  мужской хор  вступает  на  восходящую нону (T) и септиму (B) в 4 такте, предвосхищая кульминацию во всем хоре на слова «То разгулье удалое». Она  звучит   очень мощно и калоритно за счет использования автором дивизи в партиях, так же появляется движение терциями и октавные унисоны, что характерно для народного творчества. Таким образом  Шебалин привносит в своё произведение черты фольклора. Мелодическое движение имеет  восходяшее направление.  Появлются знаки альтерации, которые связаны с отклонением в параллельную мажорную тональность Des-dur. Новая тональность передает  изменившийся, мажорный образ в этом эпизоде. С первых тактов автор использует mf и crescendo, чтобы придти к кульминации на  f , и затем неожиданно появляется p на слова «то сердечная тоска..».

Третий эпизод «Ни огня, ни черной хаты...» выражает печальное одиночество героя, его желание увидеть жизнь вокруг ( ни огня, ни черной хаты, глушь и снег), а ему на пути попадаются лишь «версты полосаты». Эпизод начинается и заканчивается на pp , на слова «Навстречу мне» динамическое развитие достигает mf . Размер постоянно чередуется между 4/4 и 3/2 это помогает создать ощущение замирания. Интонация монотонная, паузы, на месте часто повторяющихся многоточий, - это знак какой-то недоговорённости, грусти.  Ритмический рисунок основан на движении четвертными и половинными нотами.  Этот эпизод напоминает звучание хорала.

Музыкальное предложение «Скучно, грустно, путь мой скучен...» построено на музыкальном материале 1 эпизода, но здесь автор использует аккордовую фактуру и ритмический рисунок основан на движении четвертными нотами. Мелодия узкого диапазона переходит в тему звучащего колокольчика.

Произведение завершается словами «Лунный лик» в партии басов- октавистов, что придает музыке загадочность, таинственность. В последнем такте произведения используется Morendo (замирая) - музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения силы звука до полнейшего его ослабления, замирания. Хор смолкает.

  Диапазоны хоровых партий:                                                                                                              S:  ре ♮ первой октавы — фа второй октавы.                                                                                  A: си ♮  малой октавы — си ♭   первой октавы.                                                                             Т: ми ♭ малой октавы - соль ♭ первой октавы.                                                                                  B: си  ♭контоктавы -  ми ♭ первой  октавы                                                                                                     

Вокально-хоровые трудности: 
- Высокая тесситура в мужских партиях                                                                                            - Смена темпа;                                                                                                                                       - Частая смена образов. 

 

 
 
 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                   

Информация о работе Зимняя дорога