Защита музыкально-исполнительской концепции М.А. Балакирев «Рыцарь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:47, дипломная работа

Краткое описание

Музыкально-исполнительская концепция:
Проект проводится в рамках профессиональной подготовки студентов 4 курса музыкального отделения. Материалы данного проекта позволяют будущим специалистам самостоятельно ориентироваться в музыкальных, исторических, теоретических сведениях; осуществлять поиск нужной информации в интернете; оценивать работы одногруппников и результаты собственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарь.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

 

Звуковедение зависит от характера исполнения и штрихов. Высокие ноты не должны выпадать из общей линии звуковедения, отличаться по силе от других звуков мелодии.

В произведении «Рыцарь» имеются два разнохарактерных художественных образа, поэтому для выражения каждого из них будет применяться разный способ звуковедения.

 

Мужской образ (первый период первой части и первый период репризы) - образ храброго рыцаря. Музыка мужественная, отражает мужскую обязанность сражаться, воинственная – присутствуют скачки мелодии, звуковедение – non legato.

 

Женский образ (второй период первой части и второй период репризы) – передает нежность женщины, ее женскую долю ждать мужчину с войны. Музыка этого образа мягкая, характеризуется поступенным движением, появляются интонации вздоха, звуковедение – legato.

 

Также необходимо не забывать, что при пении прикрытым звуком следует сохранять ощущение опоры.

 

  1. Дыхание.

 

В этом произведении встречаются  разнообразные виды дыхания:

  • Общехоровое дыхание.
  • Дыхание по фразам (в части, где мужской образ), дыхание по 2 такта – такты 5-12, 35-38, 42-45.
  • Дыхание по партиям – полифонические части (цифры 4 и 9), а также такты 39-41 – у партии альтов (у сопрано в этом месте дыхание по фразам).
  • Цепное дыхание (в части, где женский образ) – в случае необходимости в тактах 13-16, где фраза более длинная.

Фразы отделены паузами. Во время пауз, между фразами, дыхание  нужно брать легко, не прерывая логики.

 

  1. Дикция.

 

  1. Произношение слов во время пения произведения должно быть не только ясным, но и осмысленным, и основываться на глубоком проникновении в характер произведения и стиль, в содержание литературного текста. В тактах 5-12 и 35-38 (мужской образ) слова будут произноситься более объемно, округло, благородно.

В частях, соответствующих  женскому образу, особенно в местах, где есть восклицания «О! как...!» слова нужно петь тоже округло, объемно, но близко, светло и мягко, в отличие от мужского образа.

 

  1. Необходимо все гласные петь одинаково позиционно, выравнено, округленно.

 

  1. Нужно выдерживать звук на продолжительных гласных, не теряя опоры (внутридолевой пульсации).

 

  1. Быстрое проговаривание согласных с отнесением их внутри слога к последним гласным.

 

Закован в шлеме,   к милой невесте,   весть и со слезами,   так говорит,

целых пять,   лет кануло,   как ужасна.

 

  1. Окончания слов следует петь четко, слышимо:

 

слоги:    -рит,   ним,   -дит,   -ность;

й-тированные:   своей,   ней.

 

  1. Шипящие Ж, Ш, С произносить быстро, коротко, тихо, одновременно.

 

  1. Возвратные частицы  –ся поются как –са.  

В вечность – поется одна «в».

 

  1. Обратить внимание на произношение согласной  Р – произносить ее следует так, чтобы ее было слышно, в характере произведения.

 

Грусть, рыцарь, говорит.

 

Как пишется

Как поется

к милой

к милай

спешит

спишит

стоит и со слезами

стаит ы са слезами

зовёт

завёт

говорит

гаварит

без оглядки

бес аглятки

несёт

нисёт


 

 

  1. Строй.

 

Строй – это согласованность  между певцами хора в отношении точности звуковысотного интонирования. Причиной неточного интонирования в хоре может быть неправильное дыхание и звукообразование, низкая певческая позиция, неверное произношение гласных, особенно на коротких длительностях. Горизонтальный и вертикальный строй имеет основополагающее значение в произведении. Нельзя добиваться чистого вертикального строя, пока не будет интонационно точно выверена каждая партия в отдельности.

 

 

 

 

  1. Горизонтальный строй.

 

В работе над горизонтальным строем нужно знать, что повтор одного и того же звука требует петь каждый звук с тенденцией к повышению.

 


 

 

 

 

В произведении встречаются  следующие скачки: на ч4 вниз (у первых сопрано – 5 такт), ч5 вниз (первые сопрано, 7 такт), 6 вниз (у вторых сопрано в 23 такте) 7 вверх (альты, 40 такт).

 

При исполнении скачков  вниз нижний звук нужно петь в верхней  позиции, так же и при скачке вверх  верхний звук нужно петь в верхней  позиции, без «подъездов».

 

Особое внимание в  горизонтальном строе нужно обратить на вступление партий. Например, в 18 такте, где после партии сопрано вступает партия альтов; в 23 такте, где после паузы первые сопрано и вторые сопрано вступают вместе с поющими альтами.

 

В 23 такте, чтобы первые сопрано услышали свою ноту после  паузы, можно использовать упражнение: вначале спеть от предыдущей ноты кварту вниз и вверх несколько раз, а затем спеть с паузой: 

 

 

В этом же такте у вторых сопрано трудное место – скачок на сексту вниз. Отработаем его, построив интервал от партии альтов, которые поют ту же ноту ре, но на октаву ниже. Выполнив это упражнение несколько раз, споем его же, но уже первый звук будет на октаву выше, таким образом, сопрано уже будут слышать вторую ноту и без труда попадут на нее.

 

 

 

  1. Вертикальный строй.

 

Наше переложение написано в тесном расположении, аккорды расположены очень компактно.

 

Для хорошего  вертикального  строя в этом произведении, учитывая его размер 6/8, необходимо следить  за одновременностью звучания каждой ноты в партиях, на длительностях  «четверть с точкой» нужно удержать ритмическое биение.

 

В тактах 39-43 – это  самое трудное место – нужно  выстроить аккорды вне ритма, а затем в ритме, но в медленном  темпе, прослушивая звучание каждого  аккорда, а затем в 44 такте внимательно  проследить за вхождением в унисон – для этого весь хор должен спеть его тихо, слушая общее звучание.

 

Текже в тактах29-34, где  партии поют в унисон, так же необходимо петь его тихо, слушая друг друга.

 

 

  1. Тембр.

 

Тембр служит важным средством  музыкальной выразительности. Понятие «тембр» употребляется как определенная окраска звука в хоровых партиях и всего хора.

Работая над тембром, нужно добиваться однородного звучания.

 

Тембр этого произведения – разный, так как в произведении два образа – мужской и женский. «Женский» тембр – мягкий, нежный, «мужской» - яркий, мужественный.

Особенно стоит обратить внимание на тембр альтовой партии – низкие звуки должны звучать  легко, не перегруженно, близко к звучанию сопрано.

 

4. Исполнительский анализ.

 

  1. Темп.

 

Очень сильным средством  выразительности является темп.

 

«Рыцарь» написан в  подвижном темпе allegro marzialle (скоро воинственно).

 

В 39-40 тактах появляется poco accelerando (понемногу постепенно ускоряя), что придает стремительность, устремленность, подвижность, взволнованность героя. В этом месте нужно дирижировать с ощущением подхода к кульминации, в 40 такте – кульминация – fff.

 

В 41 такте появляется poco ritardante (немного замедляя), что служит как бы «камнем преткновения» - рыцарь бежал и вдруг увидел то, что заставило его остолбенеть.

 

В 47 такте – a tempo, вход в первоначальный темп сложен для исполнения.

 

  1. Фразировка.

 

По характеру использования  динамических нюансов фразы могут  быть

 

  • С выраженной динамикой (однородные)
  • Фразы с динамическим нарастанием (фраза-горизонт)
  • С динамическим спадом (фраза-источник)

 

Первая фраза первой части и репризы построена  по принципу фразы-источника. Первое предложение  начинается ярко, громко (f).

Второе предложение  первой части контрастирует с  первым и звучит тихо (p).

Композитор часто обращается такой динамике, а также к более тихой (pp) – минимальные динамические оттенки. Однако, несмотря на legato, в каждой такой фразе должно быть некоторое движение, которое нужно отобразить в жестах дирижера, чтобы произведение не было статичным.

 

Вторая фраза второго предложения первой части («знамя святое в битву зовет») снова звучит громко.

 

Следующее предложение  – 13-16 такты – звучит тихо, очень  мягко (pp).

 

Восклицание «О, как ужасна!»  начинается у всех партий из-за такта, со стремлением к главному слову «ужасна».

 

Реприза динамически  построена аналогично с первой частью за исключением 39-45 тактов, где идет подход к кульминации.

 

Кульминация (лат. culmen — вершина) — наиболее напряженный момент, эмоциональный накал в нарастании звучности в произведении (фразе, предложении, периоде, части всего произведения), к которому стремится музыкальное развитие.

Различают главную кульминацию и частные кульминации.

 

Частная кульминация  в первой части произведения приходится на 9-12 такты (конец первого периода), характеризуется напряжением в  литературном тексте, высокой тесситурой в сопровождении, октавные удвоения создают напряжение, кульминация звучит громко, мощно (forte).

 

В эпизоде также можно  выделить частную кульминацию – это 32-34 такты, - которая характеризуется восходящим движением звуков мелодии, крещендо, октавными удвоениями в аккомпанементе.

 

Начало репризы подводит нас к общей кульминации в конце первого периода (39-41 такты), характеризующейся сильным напряжением - восходящей мелодической линией, высоким регистром мелодии, значительной силой звучности (fff), она совпадает с главной кульминацией в литературном тексте (неожиданное страшное горе, восклицание героя «Боже!»).

В 42-45 тактах происходит отход от кульминации, поступенное движение мелодии вниз, что требует дальнейшего развития и окончания произведения. Мы видим образ горюющего рыцаря, который принял шокирующее известие, но чувствует себя подавленным, одиноким, не представляющим жизни без любимой - второй период репризы звучит очень тихо (пианиссимо), подчеркивая внутреннее состояние героя, и подводит произведение к логическому завершению на тонике ре-минора.

 

Произведение «Рыцарь» небольшое, но очень яркое по драматургии, динамика колеблется от pianissimo до fff, что присуще композиторам-романтикам.

 

Важной задачей дирижера является передача в своем жесте  характера произведения, отобразить динамические контрасты, вершины и кульминацию.

 

Трудности дирижера в  управлении хором:

 

  • показ вступления каждой партии в полифонической части произведения,
  • хоровое вступление и окончание хоровых фраз,
  • передать в жесте контрастную динамику (от pp до fff) и звуковедение от нежного legato до рубленного marcato,
  • размер 6/8 – сложный размер, необходимо ощущать внутридолевую пульсацию,
  • трудность создания общехорового ритмического ансамбля,
  • вступление хора после пауз,
  • добиться сквозного динамического развития в произведении.

Информация о работе Защита музыкально-исполнительской концепции М.А. Балакирев «Рыцарь»