Защита музыкально-исполнительской концепции М.А. Балакирев «Рыцарь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:47, дипломная работа

Краткое описание

Музыкально-исполнительская концепция:
Проект проводится в рамках профессиональной подготовки студентов 4 курса музыкального отделения. Материалы данного проекта позволяют будущим специалистам самостоятельно ориентироваться в музыкальных, исторических, теоретических сведениях; осуществлять поиск нужной информации в интернете; оценивать работы одногруппников и результаты собственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарь.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

 

1-й период имеет квадратное строение (8 тактов) и состоит из 2 предложений:

1 предложение – 4 такта (2 фразы по 2 такта).

2  предложение –  4 такта (2 фразы по 2 такта).

 

2-й период – неквадратный (14 тактов), состоит из 2 предложений:

1 предложение – 4 такта (2 фразы по 2 такта).

2 предложение – 10 тактов (1 фраза 3 такта, 2 фраза – 3 такта, 3 фраза – 4 такта).

Заканчивается первая часть  совершенной каденцией в основной тональности ре минор.

 

Связующая часть.

Между первой частью и  средним разделом имеется миниатюрная  связующая часть, которая состоит всего лишь из 2 тактов в инструментальном исполнении, которое логично и плавно подводит нас к средней части.

 

Средний раздел (эпизод).

Эпизод не имеет самостоятельной  формы, тонально неустойчив, однако он имеет свой тематический материал. Несмотря на его небольшой размер, он очень важен, так как имеет повествовательный характер и сообщает о дальнейшем развитии сюжета.

 

Хоровая партия эпизода  состоит из 2 построений по 3 такта.

 

Реприза (расширенная, динамизированная).

 

Представляет собой  простую 2-частную форму. Состоит за 2 периодов.

 

1-й период имеет неквадратное строение (12 тактов) и состоит из 2 предложений:

1 предложение – 4 такта  (2 фразы по 2 такта), в точности  повторяет предыдущий материал  из первой части.

2  предложение –  8 тактов (1 фраза – 2 такта, 2 фраза  – 1 такт, 3 фраза – 5 тактов) – содержит новый материал, за счет которого происходит расширение репризы.

 

2-й период – неквадратный (17 тактов), состоит из 2 предложений:

1 предложение – 5 тактов (1 фраза – 2 такта, 2 фраза - 3 такта). Построено на материале из  первой части, но изменено за  счет паузы.

2 предложение – 12 тактов (1 фраза 3 такта, 2 фраза – 3 такта, 3 фраза – 6 тактов).

 

  1. Мелодия.

 

Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль посредством последовательности звуков, организованных в ладовом и метрическом отношениях.

В цифрах с 1 по 3 и с 5 по 8, написанных в гамофонно-гармонической фактуре, мелодия находится у верхнего голоса (сопрано), а в 4 и 9 цифрах – полифоническая фактура, поэтому здесь у каждого голоса своя мелодия.

Исходя из содержания произведения, в «Рыцаре» можно выделить два разнохарактерных образа, у каждого из которых своя мелодия.

Первый образ (в начале 1-й части и репризы) – образ рыцаря, героический, мужественный. Его мелодия состоит из скачков вверх и вниз на ч4 и ч5, что подчеркивает мужественность, решительность героя, его стремительность.

 

 

Второй образ (в крайних частях произведения) – женский. Это нежный, ласковый образ, в котором отражается вся тяжесть нелегкой женской доли – грусть от расставания с близким человеком, тоска по нему, переживания и страх за его жизнь, здоровье. Поэтому мелодия здесь не похожа на мелодию мужского образа – в тактах 13-16 и 47-51 голоса движутся плавно, часто на одной ноте, немного волнообразно.

 

 

 

А в тактах 17-23 и 53-58 мелодия  не движется, она остается на одной  ноте. Происходит перекличка голосов – мелодия сначала у партии сопрано, затем вступают альты, затем снова сопрано, потом альты, и снова мелодия переходит в партию сопрано.

 

 

 

 

 

 

В среднем разделе  такты 29-31 отданы сопрано, а 32-34 поют альты. Но ввиду небольшого состава хора весь раздел можно спеть всем хором в унисон.

 

 

  1. Анализ метро-ритмических особенностей.

 

Произведение написано в сложном размере 6/8, что подразумевает ощущение внутридолевой пульсации.

 

Здесь встречаются следующие  ритмические группировки:

 

 

 

 

 

 

Ритмические особенности  и сложности:

  • Короткие мотивы и 2-тактовые фразы в (5-12 тактах, например) требуют мощного звука.
  • В произведении много пауз (половинная, четвертная с точкой, восьмая), которые используются композитором для приближения музыкальной речи к взволнованной разговорной.

Каждая пауза выполняет  свою функцию:

В тактах 29-34 две фразы  разделены разделительной паузой («Время проходит... Целых пять лет...»). В тексте используется многоточие. Такой же вид пауз используется и в восклицаниях «О, как ужасна!» в тактах 17-22 и 52-57.

В тактах 40-43 («Рыцарь бежит… Боже!..) – звучащие объединительные паузы, остановившись на которых нельзя потерять мысль.

В тактах 50-51 («Так… говорит») используются звучащие выразительные паузы, как бы обращающие внимание на то, что говорит рыцарь.

  • Крайние части начинаются с сильной доли, а цифры 4 и 9 начинаются из-за такта, со стремлением к первой доле.
  • Фразы построены по принципу суммирования, укрупнения к концу.

 

  1. Ладо-тональный план.

 

В оригинале романс «Рыцарь» написан в тональности с-moll (до-минор).

Основная тональность  хорового переложения – d-moll (ре-минор).

Произведение ладово неустойчиво, что характеризует  порывистость, эмоциональность.

Вступление начинается в основной тональности, однако уже  через 2 такта происходит модуляция в F-dur (фа-мажор).

Первый период первой части в тональности F-dur (фа-мажор), в конце периода модуляция через Д7 в d-moll (ре-минор).

Первая часть завершается  совершенной каденцией в d-moll (ре-минор).

Средний раздел начинается неаполитанским аккордом и происходит модуляция в F-dur (фа-мажор).

Первый период репризы  начинается в F-dur (фа-мажор), проходит цепочка секвенций, которая через II неаполитанский секстаккорд переходит в d-moll (ре-минор). Завершается произведение полной совершенной каденцией в основной тональности.

 

  1. Анализ гармонического языка.

 

Гармонический язык в этом произведении сложный, оно изобилует сложными созвучиями: DD, DD34 альтер., неаполитанский аккорд, II2+2.

 

 

 

 

Доминанты создают остроту  звучания, придают драматизм, они требуют разрешения.

Произведение написано тонально неустойчиво, имеются модулирующие секвенции, прерванные обороты.

Пример модулирующей секвенции:

 

 

 

 

Пример прерванного оборота:

 

 

 

 

В произведении преобладают аккорды  субдоминантовой группы, которые придают музыке мягкость, что сочетается с текстом.

 

В «Рыцаре» встречаются следующие  гармонические обороты:

Плагальный замкнутый оборот –  Т – S – Т.

Прерванный оборот и  несовершенная каденция - Т – S – DD II56 – D35 – VI7 – D56 – T.

Полная совершенная  каденция – T46 – II2+2 – D56 – K – D – D35 – T.

 

  1. Фактура.

 

В этом произведении стиль  изложения фактуры смешанный.

 

В первом периоде первой части и первом периоде репризы  – гамофонно-гармоническая фактура.

 

В цифрах 4 и 9 – полифоническая фактура.

 

  1. Роль аккомпанемента.

 

Аккомпанемент написан  в классическом стиле.

Инструментальное вступление создает общий тон произведения. Пунктирный ритм, контрастная динамика во вступлении готовит нас к драматическому действию.

Первый период первой части имеет аккордовую фактуру со скрытой мелодией (композитор дублирует ее по четвертям).

В тактах 17-26 и 52-62 – появляется подголосочность, фактура усложняется, драматизируется, появляются мелодические фигурации в виде восходящих ходов.

В среднем разделе  начинается аккомпанемент в си бемоль мажоре, переходит затем в соль-минор, звучит доминантовое тремоло и происходит переход в F-dur. Таким образом, этот раздел являются модулирующим.

Реприза начинается в F-dur (фа-мажоре). Начало заполняется октавными ходами, драматизируется, появляются полутоновые ходы. Происходит возвращение к d-moll (ре минору).

Сопровождение играет немаловажную роль в создании драматического образа, украшает и дополняет его, используется низкая тесситура, октавные удвоения с закреплением в основной тональности на тонике ре минора.

 

3. Вокально-хоровой анализ.

 

  1. Тип и вид хора.

 

Переложение романса  «Рыцарь» написано для однородного  трехголосного женского хора с сопровождением фортепиано.

 

  1. Диапазон хоровых партий и общехоровой диапазон.

 

Диапазон всего хора:

 

 

Диапазон S1 :

 

 

Диапазон S2 :

 

 

A:

 

 

  1. Тесситурные условия партий.

 

В произведении наблюдается  широкий диапазон у всех хоровых  партий – больше октавы.

У первых и вторых сопрано неудобная нижняя нота – «ДО» первой октавы, это трудная нота, поэтому ее нужно петь тихо, осторожно интонируя, делая опор на партию альтов.

У первых сопрано встречаются  высокие звуки («фа» второй октавы, но их исполнение не должно составить трудности, поскольку они исполняются на относительно громкой динамике и у хористов есть возможность петь эти ноты на хорошем дыхании с опорой.

 

Динамический  ансамбль – самый важный вид ансамбля.

В произведении «Рыцарь» в основном (в гамофонно-гармонических частях) используется монолитный естественный ансамбль, мелодия проходит у партии первых сопрано и сохранены все условия равномерного использования регистров каждой отдельной партии.

 

В полифонических частях произведения (цифры 4 и 9 - восклицания  «О, как ужасна!») используется дифференцированный ансамбль – партии равноправны, поэтому в этих частях ансамбль искусственный, где предыдущая партия должна динамически «уступить место» вновь вступившей партии.

 

Темпо-ритмический  ансамбль. Основан на едином ощущении темпа, меры и ритма всеми поющими в хоре. Важно, чтобы весь хор одновременно вступил на первую долю в начале каждого раздела, а также закончил по руке дирижера. Это очень важно, так как в произведении много пауз.

 

Тембровый ансамбль. В каждой партии должен звучать единый звук по своей окраске. В начале каждой части, где присутствует мужской образ, партия сопрано должны петь по тембру близко к партии альтов – петь сочно, драматично (например, в 5-8 и 35-38 тактах). Там же, где раскрывается женский образ (такты 13-16), альты будут петь ближе к тембру партии сопрано.

Артикуляционный ансамбль. Важно, чтобы гласные были спеты округленно, нужно петь, артикулируя каждую гласную и проговаривая каждую согласную.

  1. Звукообразование.

 

Вопрос звукообразования – один из самых важных в работе с хором. Атака звука – первоначальный момент в работе над ансамблем, строем, дикцией. При атаке звука не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков, переход от звука к звуку должен совершаться сразу, без partomento.

Исходя из художественного  образа в произведении «Рыцарь», в  начале каждой части, где раскрывается мужественный образ, воинственный, храбрый, но несмотря на это при пении используется мягкая атака (5-12 такты). Такая же атака будет использоваться и в частях с женским образом (такты 13-16).

Исполнение 4 и 9 цифр, в которых фразы начинаются возгласом «О!», требует использования твердой атаки, при которой нужно «уколоть» звук. При этой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха.

Применение твердой  атаки уместно также на восклицании  «Боже!» (такт 41) и в 44 такте, где поставлены акценты («…камень лежит»).

В тактах 44-45 Балакирев для большей выразительности использует акценты (удары, marcato), что предполагает звуковедение non legato.

 

 

  1.  Звуковедение.

Информация о работе Защита музыкально-исполнительской концепции М.А. Балакирев «Рыцарь»