Вокально-хоровой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

«Виктор Сергеевич Калинников стоит в ряду первоклассных мастеров русской хоровой культуры», - писал об этом композиторе А. Сергеев в статье «Мастер хоровой культуры» в журнале «Советская музыка» (№5 1950 год).
Калинников Виктор Сергеевич родился в 1870 г. в селе Воины Орловской губернии. Отец Калинникова происходил из духовной среды. Человек он был энергичный, общительный, очень любил музыку и пение, сам играл немного на гитаре, руководил любительскими хорами. Музицирование в их доме было постоянным. Калинников воспитывался в среде, которая, не будучи профессионально-музыкальной, любила и ценила музыку. Образование Виктор Сергеевич получил в Орловской духовной семинарии.

Вложенные файлы: 1 файл

Kondor_Annotatsia.doc

— 5.04 Мб (Скачать файл)

Больше развита  и гармоническая структура фразы. Напряжение создают проходящие хроматические звуки в крайних голосах, они связаны с литературным текстом. Диссонирующие созвучия появляются на слова «уродливо плечистый и худой», в последних четырёх тактах вновь появляется удвоение в партии первых теноров.

Пример 4.

Кульминацией  хора является средняя часть. Она состоит из 12 тактов. Этот раздел является самым эмоциональным и напряжённым. Это выражается и в увеличении темпа, и в пронзительных скачках мелодии из унисона на кварту и сексту в партии сопрано и теноров. Смена тональности и резкая гармония ещё больше усиливает напряженное состояние.

Пример 5.

Унисон на ноте «ля» начинает восприниматься не как  тоника, а как V ступень новой тональности, за ней следует вводный септаккорд DD с пониженной секстой. С дезальтерацией в 7 такте он через VII 43 переходит в тонику (d-moll). Музыкальное развитие заканчивается уже в 8 такте на D к основной тональности. Последние 4 такта – это хоровая педаль на D53. Многократное повторение одного и того же аккорда, постепенно затихающий звук и ritenuto создают ощущение замирания, растворения.

 

Пример 6.

Последняя часть (реприза) является видоизменённым повторением первой части. В гармоническом и мелодическом отношении реприза также близка к первой фразе первой части. Здесь также идёт непрерывное чередование T и натуральной D, мелодия волнообразная без скачков.

Пример 7           Пример 8.

            

В репризе хоровой огранный пункт отдан партии C и T2, мелодия в октавный унисон проходит у партий А, Т1 и Б. Пустые квинты в последних тактах утверждают ощущение безысходности, если смотреть на текст, безразличности природы ко всеми окружающему (см. Пример 8).

Реприза делает как бы вывод, заключение ко всему сказанному выше. Также и по правилам сонета последние строки несут в себе вывод, подводят итог.

 

Партитура написана в переменном размере. Метр четвертями. В первой части и репризе Калинников использует двухдольный (2/4) и трёхдольный (3/4) размер.

Производя постоянную смену размера, автор добивается максимального совпадения сильных и относительно сильных долей такта с ударными слогами поэтического текста (см Примеры1, 3, 4).

Среднюю часть  автор проводит в основном в одном  размере, так как смена размеров в данном случае нарушила бы кульминационное развитие. Размер меняется лишь момент затухания (см. Примеры 5, 6)

 

Каждая фраза данного хора заканчивается затиханием и замедлением (см. Пример 2, 4, 6). Таким образом, композитор отделяет каждый фрагмент стихотворного текста (катрены и терцеты). Смена темпа происходит в средней, кульминационной части. Автор обозначает этот раздел Piu mosso (energico). Но уже в конце раздела исполнители получают указание legato и morendo.

Пример 9.

    

Реприза снова проходит в первоначальном темпе, а в конце уходит на pp, ещё больше замедляясь и растворяясь (см. Пример 8).

 

В данном хоре аккордовая фактура. На протяжении почти всего  хора все партии исполняют одинаковый ритмический рисунок. Лишь в средней части появляются отдельные реплики в партии альтов, которые придают большую напряжённость звучание.

 

III. Вокально-хоровой анализ.

Данное произведение написано для смешанного четырёхголосного хора. В первой части и в репризе  встречаются divisi у теноровой партии, во второй - у всех партий (для усиления насыщенности звучания) (см. Примеры выше).

На протяжении всего произведения происходит дублирование партий, это способствует усилению напряжения.

В первой части  это проведение темы партиями сопрано, первых теноров и басов в октавный унисон (2 октавы) и квинтовый октавный органный пункт у партии альтов и вторых теноров (см. Пример 1).

В средней части  мелодию в октавный унисон проводят партии сопрано и теноров (см. Пример 5).

В репризе мелодия  в октавный унисон проходит у альтов, первых теноров и басов, а органный пункт поручен партиям сопрано и вторых теноров (см. Пример 7).

 

 

Диапазон партий:

Сопрано 

Альты  

Тенора  

Басы  

Общий диапазон хора

Тесситура партий на протяжении произведения различная. Так, например, у партии сопрано и теноров она удобна и не должна вызывать особых затруднений. У альтов и басов встречаются фрагменты низкой тесситуры, когда хористы исполняют свою партию на нижней границе диапазона, что может вызвать некоторые затруднения.

Затруднения могут  также вызвать хроматические  ходы в крайних голосах (см. Пример 4) в первой части и во всех партиях в средней части (см. Пример 6).

Определённые  вокальные трудности могут быть вызваны большими скачками в партии басов на границах фраз Пример 2, 4-5).

Неточное исполнение органного пункта также может  негативно отразиться на общем строгом звучании хора. Для того чтобы избежать этих неточностей, необходимо мыслить произведение не только по горизонтали (слушать свою мелодию и постоянно вести её вперёд, вне зависимости от изменения или неизменности звуковысотности), но и по вертикали (слушать гармонию), здесь это важно, так как хор имеет аккордовый склад фактуры. Необходимо также внимательно следить за точным произношением слов, ведь в данном хоре каждое слов невероятно ярко оформлено музыкальными средствами.

Ритмические трудности могут возникать в связи с постепенным изменением темпа или его резкой сменой. В таких моментах от исполнителей требуется максимальная сосредоточенность и внимание к жестам дирижёра.

 

 

IV. Исполнительский анализ.

Большая часть  хора проводится в темпе Andante – не спеша (q = 58-72) pesante – тяжеловесно (см. Пример 1). В первой части фразы длинные, на протяжении всей фразы динамика плавно изменяется, это необходимо точно показывать исполнителям. В данной части происходит изменение динамики от f до p. Помимо изменения динамики к концу фразы происходит замедление, а в конце фразы фермата (см. Пример 2). Здесь нужны очень точные, мелкие, но плавные жесты. Очень важно не передерживать фермату. В противном случае это может привести к распаду хора на отдельные части, потерю ощущения целостности.

Вторая часть  требует большего логического развития, хотя вся часть проводится в динамике p, и небольшие изменения динамики обусловлены только логическим ударением поэтического текста (см. Пример 2, 3).

Средняя часть Piu mosso – более подвижно (q = 90) energico – энергично, сильно, решительно (см. Пример 5). Средняя часть является кульминацией всего произведения, это подчёркивается и более подвижным темпом, и более напряжённой гармонической структурой, и более высоким звучанием хора в целом. Динамика фразы также изменяется от ff до p. В 7 такте авторская ремарка rit. sempre – постоянно замедляя (см. Пример 6), далее legato – связно и morendo – замирая.

Реприза начинается в первоначальном темпе (Andante) с ремаркой energico (энергично) (см. Пример 7). Реприза полностью проходит в тихой динамике (изменение динамики от p до рр) и, так же как и в остальных частях, постепенное замедление в конце и фермата на последний звук.

Пример 10.

Последняя фермата  может быть задержана несколько дольше, чем ферматы между частями, так как это финал.

В первой части  следует добиваться от хора legato, уверенного, вязкого, тяжеловесного, насыщенного звука. В средней – звук должен быть пронзительным и ярким, возможно несколько менее связное исполнение, но последние 4 такта снова важен штрих legato, так как здесь происходит переход, возврат в настроение первой части. В репризе следует добиваться legato, собранного, сосредоточенного звука, что будет выражаться точными кистевыми движениями.

В первой части и в репризе движение вертикальное, тяжеловесное, оно диктуется строгим характером музыкального материала и более низкой тесситурой. В средней части движения более горизонтальные, так как музыкальный материал более пронзительный, в основном более высокий, менее вязкий. Особое внимание следует обратить на переменный размер, так как смена размера производится автором для того, чтобы совпадали логические ударения поэтического текста и сильная доля в музыкальном материале. Трудности может вызвать постепенное изменение динамики и темпа. Важно провести весь хор с постоянным развитием, чтобы не было отделения каждой части, для этого каждая новая часть должна быть осмыслена как логическое продолжение предыдущей. В предпоследнем такте при сильном замедлении последняя четверть должна быть раздроблена на восьмые для наиболее точного исполнения.

 

V. Заключение.

Познакомившись  с творческой биографией Виктора  Сергеевича Калинникова, проанализировав его хор «Кондор», можно сделать следующий вывод. Калинников был выдающимся мастером хорового письма, во многом этому способствовала историческая хоровая атмосфера тех лет. Виктор Сергеевич очень бережно относился к поэтическому тексту и мог музыкальными средствами максимально полно, ярко, правдоподобно выразить любое чувство, любую мысль, любое слово.

 

    1. Список литературы.
  1. Павлюкова Т. Жизнь и творчество В.С. Калинникова. М., 1952 (Дипломная работа)
  1. Сергеев А. Мастер хоровой культуры. В журн. «Советская музыка» 1950 г. №5.
  2. Антипова Т. Виктор Калинников как представитель новой московской школы церковной музыки. Гимнология. Вып. 2. В 2 книгах. М. 2000
  3. Дмитриевская К.Н. Виктор Калинников. – в кн.: Хоровое искусство, вып.2 . Л., «Музыка», 1971.
  4. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2005. – 230 с.
  5. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Гос. Муз. Издательство, 1961.
  6. Т. С. Крунтяева, Н, В. Молокова, А. М. Ступель. Словарь иностранных музыкальных терминов.- 3- е изд.- Л.: Музыка, 1982.- 151 с.
  7. Виноградова Г.Е. К вопросу написания аннотации и рекомендации тем дипломных рефератом для студентов дирижёрско-хорового факультета; утверждено к печати кафедрой хорового дирижирования Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных. М., 1974.
  8. Ерман Р.Н. Методические указания к работе над аннотацией хорового произведения; утверждено к печати кафедрой хорового дирижирования Московского государственного заочного педагогического института. М., 1976.

Информация о работе Вокально-хоровой анализ