Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:59, реферат

Краткое описание

Предпринимательская деятельность характеризуется определенными признаками. Не останавливаясь пока на их рассмотрении, заметим, что в отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами предпринимательского права. Как уже говорилось, предпринимательское право — это хозяйственное право рыночной экономики. Поэтому некоторые авторы используют термины «предпринимательское (хозяйственное) право», «хозяйственное (предпринимательское) право».

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности 5
2. Правовое регулирование межотраслевых связей и способы ее осуществления 13
3. Правовое регулирование производственной деятельности, материально-технического снабжения и реализации продукции и услуг, производственно-технического обслуживания предприятий и организаций 17
4. Усиление роли договорных отношений 22
5. Рассмотрение и решение хозяйственных споров 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности – это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка  также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской  деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей.

Защита субъектов предпринимательской  деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской  деятельности, характеризуется конкретными  мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как уже  отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской  деятельности должны иметь нормативное  закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование – это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

Что касается соотношения  форм и методов государственного регулирования предпринимательской  деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании  элементов трех методов предпринимательского права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как од ной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган:

  • выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
  • направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;
  • дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.

Большинство организационных  форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

 

 

 

 

2. Правовое регулирование межотраслевых связей и способы ее осуществления

Межотраслевые связи  гражданского права и различных  иных отраслей права могут выражаться в следующем (по стадиям правового  регулирования и элементам его  механизма). Во-первых, они проявляются  в нормативных правовых актах в виде прямых и косвенных отсылок к правовым нормам иных отраслей (см., например, ст. 11 Налогового кодекса РФ – далее НК РФ, п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ – далее ГК РФ). Наиболее ярко данные связи выражаются при осуществлении комплексного регулирования тех или иных общественных отношений, в частности, это можно видеть в действующем законодательстве о защите прав потребителей.

Наряду с этим, можно утверждать, что некоторые цивильные нормы, например, об объектах гражданских  прав, в некоторых случаях имеют межотраслевое значение. Подобное значение проявляется на тех участках правовой действительности, относящихся к иным правовым отраслям, которые наиболее близко связаны с гражданским правом. Данная связь, в частности с налоговым правом, усматривается в том, что налоговое обязательство (обязанность уплатить налог, сбор), ключевым элементом которого является категория «объект налогообложения», зачастую является прямым следствием развития гражданских отношений. В рамках же такого развития происходит известная трансформация объектов гражданских прав: эти объекты возникают, изменяются и проч.

Также яркое проявление межотраслевых  связей гражданского права на уровне правовых норм можно наблюдать и  в существующих межотраслевых правовых комплексах (соответствующих совокупностях правовых норм). По нашему мнению, в зависимости от своего оформления правовой комплекс может быть установлен в виде единого правового акта, как правило, закона (формально установленный правовой комплекс), так и носить лишь фактический характер (фактический правовой комплекс). В последнем случае его нормы носят разрозненный характер и содержатся в различных актах. Тем не менее, нормы этого комплекса подлежат совместному применению вне зависимости от прямого указания законодателя. В частности, нормы законодательства о защите прав потребителей при соответствующих правонарушениях могут реализовываться совместно с предписаниями уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Аналогичную картину можно наблюдать в иных областях гражданского законодательства. Так, ст. 42–46 ГК РФ (о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим) реализуются совместно с нормами Главы 30 ГПК РФ, которая устанавливает порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим..

Во-вторых, эти связи усматриваются  в отношении юридических фактов, когда то или иное обстоятельство в рамках одной отрасли права  является основанием возникновения  прав и обязанностей в иной отрасли.

В-третьих, межотраслевые связи могут присутствовать и в правоотношении, которое в основе своей моноотраслевое, но, тем не менее, может включать в себя и элементы другой отрасли, т. е. носить сложный характер. В частности, в гражданско-правовом договорном правоотношении могут иметь место не только гражданские права и обязанности, но и права и обязанности процессуального характера (о судебных расходах, подсудности и др.).

Анализируя содержание отдельных  правоотношений, в частности, правоотношений собственности, можно обратить внимание на их межотраслевой характер. Так, на наш взгляд, необходимо вести речь о межотраслевой природе ­субъективного права собственности и обозначать это право как субъективное гражданское право, осложненное публично-правовым элементом. Подобная межотраслевая природа рассматриваемого права может быть исследована по определенным единым признакам (критериям). К ним необходимо относить: основания возникновения этого права, субъектов‑правообладателей, правовые средства обеспечения, включаемые в механизм охраны данного права, а также характер юридических, в том числе и правореализационных процедур, применяемых для осуществления и защиты субъективного права собственности. Представляется, что приведенный методологический вывод о направлении правового исследования, на наш взгляд, имеет и более общее значение. Дело в том, что отмеченный анализ правовой природы субъективного права по названным признакам может быть осуществлен в отношении практически любых субъективных прав, большинство которых в той или иной степени имеют межотраслевую природу.

В-четвертых, рассматриваемые связи  выражаются и в актах реализации прав и обязанностей, которые осуществляются под воздействием разноотраслевых  предписаний. Так, в гражданско-правовой сфере, особенно в отношениях с участием предпринимателей, указанные акты, в том числе и в публично-правовых целях (фискальных и проч.), подлежат специальному оформлению (документы, оформляющие расчетные отношения, акт приемки товара в договоре поставки и т. д.).

В-пятых, межотраслевые связи можно  видеть и на стадии правоприменения, когда права и обязанности осуществляются (исполняются) принудительно, как правило, при помощи суда. Здесь суд, вынося решение, реализует не только нормы процессуального права, но и соответствующие материально-правовые предписания. Кроме того, последние могут носить разноотраслевой характер. В частности, при доказывании по налоговым спорам могут применяться гражданско-правовые положения.

Виды межотраслевых  связей гражданского права. Межотраслевые  связи гражданского права можно классифицировать по различным основаниям. Во-первых, они могут быть подразделены в зависимости от той отрасли права, с нормами которой взаимодействует в соответствующей области гражданское право. Таким образом, следует выделить взаимосвязи гражданского и административного права, взаимосвязи гражданского и гражданского процессуального права и целый ряд других. Группировка данных взаимосвязей позволяет их делить на межотраслевые связи гражданского права с отраслями частного и отраслями публичного права. Во-вторых, рассматриваемые связи возможно подразделить по указанным выше стадиям правового регулирования (элементам его механизма). В-третьих, допустима, как представляется, и классификация анализируемых межотраслевых связей и по их характеру на статические и динамические. Статические межотраслевые связи усматриваются непосредственно в источниках того или другого законодательства, а динамические связи, которые нужно именовать межотраслевым взаимодействием, имеют место при правореализации. Конечно, нужно признать, что данная классификация в некоторой степени совпадает с предыдущей. Представляется, что приведенные основания классификации межотраслевых связей в совокупности не носят исчерпывающего характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое регулирование производственной деятельности, материально-технического снабжения и реализации продукции и услуг, производственно-технического обслуживания предприятий и организаций

Для того, чтобы производственная деятельность предприятия сохраняла характер непрерывный и возобновляющийся, то есть для того, чтобы производство существовало в форме воспроизводства, оно нуждается в денежном обеспечении. Этой цели служит сформированный и функционирующий по установленным правилам механизм финансирования хозяйственной деятельности.

Финансирование –  обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства.

В зависимости от источников финансирования, под которыми следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное, самофинансирование и благотворительное.

• Государственное – в рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать лишь целевые государственные и региональные программы. Выполняя данную обязанность, государство обеспечивает соблюдение публичных интересов общества в целом. Наиболее важным направлением в сфере государственного финансирования является денежное обеспечение государственных нужд.

Государственные нужды  – это потребность РФ в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических природоохранных и других целевых программ.

В процессе организации  работы по выполнении целевых программ Правительство РФ определяет

государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию указанных  программ, и предоставляет их на утверждение Федерального собрания (см. ст. 71 н "е" и ст. 176 Конституции РФ).

Заказы на закупку  и поставку продукции, выполнения работ, оказания услуг формируются и размещаются государственным заказчиком на предприятиях, организациях, учреждениях, посредством заключения государственным контрактов. Государственный контракт является основным документом, определяющим права и обязанности государственного заказчика по обеспечению государственных нужд.

Складывающиеся между  государством, в лице государственного заказчика, и предприятием-изготовителем (поставщиком, подрядчиком) правоотношения, представляют собой оперативно-хозяйственные обязательства. В них определяются обязательства сторон, а также ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Предприятие-изготовитель обязано изготовить продукцию, выполнить  работу, оказать услуги и передать ихгосударственному заказчику. На государственном заказчике лежит обязанность принять и оплатить исполненное. Государственный заказчик выдает предприятию-изготовителю аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование, а также несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по финансированию государственных нужд в форме возмещения предприятию-изготовителю причиненных в

результате этого убытков.

Подобная деятельность государства хотя и не направлена прямо на финансирование хозяйственной деятельности предприятий, но создает условия для обеспечения мобилизации финансовых ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях структурной перестройки экономики. Помимо непосредственного финансирования выполнения контрактов для обеспечения государственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков, изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством РФ им могут предоставляться:

  • льготы по налогу на прибыль;
  • целевые дотации и субсидии;
  • текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;
  • валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт.

Информация о работе Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности