Формы и методы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Необходимость и основные направления государственного регулирования 5
1.1. Необходимость государственного регулирования 5
1.2. Основные направления государственного регулирования 6
1.3. Недостатки рынка и необходимость их преодоления. 9
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования 13
2.1. Формы государственного регулирования 13
2.2. Экономические и административные методы регулирования 16
2.3. Косвенные методы государственного регулирования 18
2.4. Различия методов государственного регулирования 19
Глава 3. Особенности государственного регулирования российской экономики 21
3.1. Основные принципы торговой политики РФ. 21
3.2. Особенности стимулирования экспорта в РФ 24
3.3. Государственное регулирование российской экономики в сфере инновационных инвестиций. 28
3.4. Роль государственного регулирования в современной России 31
Заключение. 37
Список литературы. 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Нижегородский Государственный  университет имени Н.И.Лобачевского

Кафедра экономической  теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Экономическая теория»

на тему:

 

 

Формы и методы регулирования  экономики

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группы 713-2

Дневного отделения

Князева Алёна

_______ (подпись)

Научный руководитель:

экономической теории

Логинова Татьяна

Павловна

_______  (подпись)

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007 год

 

Содержание

 

Введение.

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. 

Глава 1. Необходимость и основные направления государственного регулирования

1.1. Необходимость государственного  регулирования

Государство является формой  политической самоорганизации людей  на определённой чётко очерченной территории. Особенность государства в отличии  от других социальных организаций состоит  в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.

Государственное регулирование  экономических  и социальных процессов  преследует несколько основополагающих целей. К ним прежде всего относятся обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться  везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующее воздействие государства, где это не приводит к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.);  защита самой общественнополитической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного  и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице прави-тельства занимается организацией благотворительных фон-дов в помощь нуждающихся, инвистирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех , кто может и хочет работать. Он не несёт ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушеной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, по активной поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергертическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д.  Эти, и многие другие функции берёт на себя государство, доказывая этим необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.

1.2. Основные направления государственного  регулирования

В целом государство, как правило, концентрирует свои усилия  на таких приоритетных направлениях, как разработ-ка экономической политики; развитие системы образования и здравоохранения; строительство и содержание транспорт-ной сети; поддержание закона и порядка; обеспечение за-щиты окружающей среды и т.д. Государство призвано иг-рать активную роль  в регулировании экономических про-цессов и принятии мер по социальной защите населения.

Во исполнение этих основополагающих целей государство в сфере  экономики действует в нескольких направлениях.

Во-первых, создаёт саму инфраструктуру  и среду экономической деятельности.

Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и правила экономичес-кой деятельности.

В-третьих, создаёт благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизсодство субъ-ектов и контрагентов экономической деятельности со все-ми их ценностями, нормами, установками и т.д.

В-четвёртых, разрабатывает и осуществляет определённую экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития.

В-пятых, осуществляет собственную экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономической деятельности.

В-шестых, устанавливает государственный заказ и осуществляет государственные закупки. Государство является одним из крупных, а для некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем и потребителем.

Государственные расходы считаются одним из важных  элементов  макроэкономической политики.  Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей:

Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.).

Трансфертные платежи  -  это выплаты,  перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д.

П. Самуэльсон [10, том 1, с. 155-156] выделяет четыре вида государственной  деятельности:

1. Прямой контроль.

2. Общественное потребление.

3. Государственное производство.

4. Социальное обеспечение. 

Их реализация должна опираться на три группы регуляторов, с помощью которых государство  может воздействовать на ход экономического развития:

  • косвенные регуляторы (налоги, проценты за кредит, нормы амортизации, таможенные тарифы и т.д.);
  • бюджетные ассигнования;
  • регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты).

Из этого подхода  не совсем понятно, какая роль отводится  другим регуляторам, о которых было сказано выше.

Позиция, излагаемая в  некоторых литературных источниках [1], предполагает, что в системе  государственного регулирующего воздействия  на экономику должны органично сочетаться:

  • прогнозирование социальных, научно-технических, экологических, производственных, внешнеэкономических процессов;
  • макропланирование;
  • программирование (разработка комплексных целевых программ). При том, что можно согласиться с этой позицией, однако, остается неясной роль и назначение макропланирования в рыночных условиях.

1.3. Недостатки рынка и необходимость их преодоления.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т. д.).

Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.

К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике.

Несовершенства рынка  компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

Рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условий, формируемых государством.

 К ним относятся:

а) законодательное определение  прав собственности;

б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

в) гарантия приоритетов личных интересов  и экономической мотивации;

г) использование конкурентного  механизма цен, прибылей и убытков;

д) ограничение монопольных тенденций  в экономике.[4, с. 59-60]

Государство должно вмешиваться в  экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть:

а) требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность в обществе;

в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния окружающей среды.

Признаки условий и  предпосылок для оценки их качественного состояния:

Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Естественный уровень безработицы  - 4 - 6 % от численности рабочей силы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии. Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Информация о работе Формы и методы регулирования экономики