Эффективность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.
Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.
Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

      Информационные  системы

      В ООО Швейная фабрика «Радуга» существует единая компьютерная сеть, которой могут пользоваться менеджеры  и сотрудники, у которых имеется  к ней доступ.

        Эффективным средством коммуникации  на предприятии являются информационные доски. Их размещают в помещениях фирмы (коридорах, лестничных клетках и др.) Характер информации зависит от типа информационной доски. Иногда доски разделяют на ряд секций, каждая из которых предназначена только для определенной информации.

      В целом систему коммуникаций на предприятии довольно слабая, так как существует некоторый информационный барьер между руководителями и рядовыми сотрудниками, а также отсутствует свободное распространение информации. Это способствует образованию определенных психологических барьеров у работников и ведет к недостатку информации, что негативно сказывается на общих результатах деятельности предприятия. 

      Система мотиваций

      Система мотиваций также развита довольно слабо, что способствует значительному  снижению эффективности управления.

      В качестве мотиваций на предприятии  используются:

  • возможность неограниченного карьерного роста;
  • курсы по повышению квалификации за счет предприятия;
  • гарантированное предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней;
  • столовая для работников на территории предприятия и др.

      Руководство ООО Швейная фабрика мало внимания уделяет разработке системы премий и надбавок к заработной плате (за проявление хороших результатов  в работе; премии к праздникам и  т.п.), а материальные стимулы, находятся, как правило, на первом месте у сотрудников. 

      Система подбора персонала

      Прием на работу наемного персонала осуществляется в соответствии с действующим  законодательством по трудовому  договору. Прием на работу лиц, не являющихся временными сезонными работниками, осуществляется только по трудовым книжкам.

      Подбором  персонала занимается отдел кадров. В управленческие кадры принимаются  только сотрудники с соответствующим  высшим образованием и опытом работы не менее трех лет. Работники производства должны иметь хотя бы среднее специальное образование.

      Для новых сотрудников на предприятии  проводятся обучающие курсы, а в  дальнейшем – курсы повышения  квалификации.

      Анализ  структуры и квалифицированности  персонала в ООО Швейная фабрика  «Радуга» представлен в таблице 3, приведенной ниже.

      Из  данных таблицы видно, что среднесписочная  численность работников сократилась на 13,3% в 2009 году и 19,3% в 2010 году. При этом следует отметить, что количество работников высокой квалификации в 2009 году сократилось на 28 человек, а в 2010 году увеличилось на 10 человек (по сравнению с 2009годом) при уменьшении общей численности на 108 человек по сравнению с 2008годом.

      Больше  всего сократилось число работников низкой квалификации: в 2009 году – на 26 человек и в 2010 году – на 54 человека при общем сокращении количества персонала на 75 и 108 человек соответственно.

      Количество  работников средней квалификации с  учетом изменения среднесписочной  численности работников осталось примерно на том же уровне.

      Таким образом, с точки зрения структуры и системы отбора персонала менеджмент на предприятии за последние три года можно считать эффективным, так как отчетливо наблюдается динамика увеличения количества высококвалифицированных работников и сокращения работников низкой квалификации. Росту эффективности управления способствует также система обучения персонала и повышения квалификации.

      Проведенная оценка эффективности менеджмента  по разным критериям позволяет сделать  следующие выводы:

      В целом управление в ООО Швейная  фабрика «Радуга» можно считать эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2010 году вросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.

      Основными недостатками, снижающими эффективность  менеджмента в ООО Швейная  фабрика «Радуга» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления.

      Комплексный анализ всех показателей эффективности  менеджмента, и количественных и  качественных, показал, что предприятию  необходимо повышать эффективность  управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы  обеспечить высокие результаты деятельности. 

      2.2 Разработка предложений по повышению эффективности  менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга»

      Так как в результате оценки эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга» были выявлены некоторые недостатки в системе управления, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

      В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:

      1. Создание эффективной информационной системы

      2. Разработка дополнительных мотиваций персонала

      3. Совершенствование организационной структуры управления. 

      Создание эффективной информационной системы

      Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.

      Так как в ООО Швейная фабрика «Радуга» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:

      – улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;

      – обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;

      – оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).

      К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы  в ООО Швейная фабрика «Радуга» относятся следующие действия:

  1. Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.
  2. Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.
  3. Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.
  4. Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.
  5. Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации.
 

      Разработка дополнительных мотиваций персонала

      Как было отмечено выше, для сотрудников ООО Швейная фабрика «Радуга» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:

  1. Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству фирмы необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.
  2. Разработать систему бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.
  3. Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.
  4. Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха.
 

      Совершенствование организационной структуры управления

      Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ООО Швейная фабрика «Радуга» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления.

      Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (Приложение 4, рис. 2).

      Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.

      Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.

      Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.

      Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.

 

       Заключение

      Таким образом, эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

Информация о работе Эффективность менеджмента