Эффективность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.
Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.
Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

      Рассмотрим  более детально некоторые из путей  повышения эффективности менеджмента.

      В современных рыночных условиях для  эффективности управленческого  процесса необходимо, чтобы любой  менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу.

      На  развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в  сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

      Продвижение менеджеров может осуществляться в  форме:

  1. перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;
  2. повышения заработной платы без повышения в должности;
  3. продвижения его по ступеням должностной лестницы.

      Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности.

      Стимулирующая роль в повышении эффективности  труда руководящих работников выполняет  их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

      Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства  в организации. Создание и поддержка  атмосферы творческого поиска –  прямая задача руководителей компании.[3,с. 23]

      Факторами, поддерживающими  новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками.

      Одним из наиболее действенных путей повышения  эффективности управления является мотивация.

      Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

      Существует  определенная система мотивов к  труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

      Одной из основных задач менеджера для повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

      Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

      – высвобождение руководителя для  выполнения наиболее важных работ;

      – расширение объема выполняемых организацией заданий;

      – развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

      – расширение уровня принятия решений.

      Менеджеру следует помнить о том, что  делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование – это не способ уйти от ответственности, а форма  разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.

      Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента  на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят  быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.

      Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью изменить ее.

      Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов  деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого  штата и т.д. Процесс деления  организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.[13,с. 256]

      Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и  специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом.

      Важную  роль в деятельности предприятия  играют информационные системы, которые  обеспечивают коммуникационные связи  между сотрудниками и подразделениями.

      Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

      – создание единой компьютерной сети на предприятии;

      – возможность доступа сотрудников  к информационным базам данных, отчетам  и иным материалам, связанным с  деятельностью фирмы в различных областях, в том числе и инновационной;

      – регулярная организация специальных  конференций для персонала разных уровней;

      – визиты специалистов компании в передовые  подразделения для обмена опытом и т.д.

      Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно использовать различные способы, но важно понимать, что только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы.

      Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

      Повысить  эффективность управления можно  также, применяя различные методы непосредственно  к менеджеру, например, увеличить  уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

      Каждое  предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения  эффективности менеджмента в  зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся  системы управления.

      Однако  любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в  том случае, если использовать различные  методы в комплексе, ориентируясь при  этом на цели и стратегии развития предприятия.[6,с. 176] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2: Оценка эффективности и управления в ООО Швейная фабрика «Радуга»

    2.1. Оценка эффективности  и управления предприятия

      Существует большое количество методов оценки эффективности менеджмента, воспользуемся наиболее оптимальными для ООО Швейная фабрика «Радуга».

      Во-первых, необходимо рассмотреть организационную структуру управления на предприятии и определить, является ли она для него эффективной.

      ООО Швейная фабрика «Радуга» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления, то есть для низших ступеней управления сохраняется линейный, а в руководстве отделами – функциональный принципы (Приложение 3, рис. 1). Руководители подразделений по ступеням управления осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, группы), привлекаются специалисты. Последние выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления; они готовят решение, но принимает его руководитель – единоначальник.

      Преимуществом этой системы является повышение  качества принимаемых управленческих решений и распоряжений, соблюдение принципа единоначалия.

      Недостатком этой структуры управления является: «разбухание» штата; отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали: подчинение по иерархии управления.

      Во-вторых, экономическую эффективность менеджмента, используя формулы для определения широкой эффективности, приведенные в главе I.

      1. Проведем оценку эффективности менеджмента, учитывая общие среднегодовые затраты на управление и среднегодовую стоимость основных и оборотных фондов:

      ЭУ1 = ЗУ  * 100 / ФОС + ФОБ

      Рассчитаем данный показатель за три года деятельности предприятия, чтобы проследить динамику эффективности управления.

      ЭУ1 (2008) = 3168*100 / 34689 + 15465 = 6,3

      ЭУ1 (2009) = 2987*100 / 28397 + 15655 = 6,7

      ЭУ1 (2010) = 2250*100 / 25163 + 15857 = 5,5

      Исходя  из полученных расчетов можно сделать вывод о том, что в 2010 году наблюдается значительное повышение эффективности управления, так как были снижены затраты предприятия на управленческий персонал.

      2. Рассчитаем также эффективность менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга» с учетом прибыли:

      ЭУ2 = ПБ1 / РУ1

      ЭУ2 (2008) = 66132 / 78 = 847,8

      ЭУ2 (2009) = 57320 / 63 = 909,8

      ЭУ2 (2010) = 62173 / 56 = 1110,2

      Рассчитаем  индекс роста эффективности управления:

      IЭ = (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО)

      IЭ (2009) = (57320 / 63) / (66132 / 78) = 1,07

      IЭ (2010) = (62173 / 56) / (57320 / 63) = 1,22

      Расчет  эффективности с учетом балансовой прибыли как и в предыдущем случае показывает, что наибольшая эффективность менеджмента наблюдается в 2010 году.

      Кроме того, необходимо провести оценку социальных (качественных) показателей эффективности управления, что сделать гораздо сложнее, так как нет четких данных для такой оценки. 
 

Оценка  профессионализма управленческих кадров

        Все менеджеры ООО Швейная  фабрика «Радуга» имеют высшее  специальное образование, опыт  работы в своей сфере деятельности, а также периодически проходят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С 2008 года на предприятии ввели ежегодную обязательную аттестацию управленческих кадров с выдачей премий за лучшие результаты в своей сфере деятельности. Это является хорошим стимулом для менеджеров, который побуждает их работать более эффективно. (Приложение 2, таблица 3) 

      Инновационная деятельность

      Инновационная деятельность в ООО Швейная фабрика  «Радуга» развита довольно слабо, поскольку руководство недоверчиво относится к выдвигаемым снизу новым идеям и не считает нужным согласовывать внедрение каких-либо новинок с персоналом. Поэтому на предприятии отсутствует атмосфера «творческого поиска». С одной стороны, это не является большим недостатком, который оказывал бы влияние на эффективность управления, так как основная деятельность предприятия – производство, которое требует от работников четкого выполнения своих функций. С другой стороны, с увеличением новых продуктов на рынке и сокращением их жизненного цикла для поддержания эффективности организации необходима высокая плотность потока новаторских идей. Кроме того, поддержка инновационной деятельности способствует формированию благоприятного социально-психологической обстановки в коллективе. 

Информация о работе Эффективность менеджмента