Эффективность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия.
Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них.
Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

      Исходя  из определения эффективности менеджмента  как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения  полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности менеджмента, которая не всегда корректна, так как:

  1. результат управления не всегда заключается в прибыли;
  2. такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;
  3. результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
  4. затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

            Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.[9,с. 234]

      Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.

      Уровень технической вооруженности управленческого  труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-управленческого  работника. Следует отметить, что данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование.

      Однако  показатели узкой эффективности  менеджмента также непосредственно  не отражают самой его эффективности.

      Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение: 

      ЭУ1 = ЗУ  * 100 / ФОС + ФОБ,(1.2.1) 

      где  ЭУ1 – эффективность системы управления,

            ЗУ – годовые затраты на управление,

            ФОС – среднегодовая  стоимость основных производственных фондов,

            ФОБ – среднегодовая  сумма оборотных средств.

      Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно  определять также в сопоставлении  с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле: 

      Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП),   (1.2.2) 

      где  ВП – выпуск валовой продукции за год,

      РПП – среднегодовая численность  промышленно-производственного персонала.

      Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления .

      В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:

      - основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;

      - амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);

      - затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;

      - затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

      - затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.

      Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика.

      Важными показателями при оценке эффективности  менеджмента являются прибыль и  рентабельность, которые наиболее полно  характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При  этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом: 

      ЭУ2 = ПБ1 / РУ1,  (1.2.3) 

      а показатель ее роста – индекс: 

      IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),(1.2.4) 

      где  ПБ1 и ПБО – балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

            РУ1,РУО – среднегодовая  численность управленческого персонала  в текущем и предыдущем году.

      Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и  IЭ, тем более эффективно управление.

      При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы  обобщающих и частных показателей.[12,с. 122-124]

      Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

      Количественные  показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

      Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

      То  есть результативность данных показателей  может быть охарактеризована облегчением  и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.

      Свести  эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна.

      Если  в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

      Совершенствование управления организацией, внедрение  компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.

      При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта  для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.[15,с. 95]

      Основу  оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

      Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

      Таким образом, в обобщенном виде можно  выделить следующие критерии эффективности  менеджмента:

      1. Действенность – степень достижения целей организации.

      2. Экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

      3. Качество – соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

      4. Прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками.

      5. Продуктивность – соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

      6. Качество трудовой жизни – условия труда работников

      7. Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.[14,с. 46]

      Анализ  категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов  управленческого труда позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.

      Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает выгодное значение. 
 

      1.3 Пути повышения  эффективности управления

      Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

      В настоящее время существует множество  способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

      Работа  над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

      Рассмотрим  наиболее общие пути повышения эффективности  управления:

  1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
  2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
  3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
  4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
  5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
  6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
  7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
  8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

Информация о работе Эффективность менеджмента