Эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компа-ниях на примере французск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы — выстроить эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компаниях на примере торговой сети «Ашан-Россия». В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
 дать обзор основных понятий и теорий мотивации, а также подходов к мотивированию персонала;
 раскрыть сущность управления по целям, дать классификацию целей, выявить этапы и инструменты управления по целям;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ключевых кадровых процессов 6
1.1. Особенности управления человеческими/трудовыми ресурсами 6
1.2 Мотивация: основные понятия и теории 10
1.3 Системы и формы оплаты труда в РФ 19
1.4 Метод управления по целям MBO (Management by Objectives) 22
Глава 2. Анализ деятельности и кадровых процессов в торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.1 Этапы развития и состав торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.2 Общий анализ деятельности сети гипермаркетов «Ашан-Россия» 33
2.3 Описание кадровых процессов в «Ашан-Россия» 35
Глава 3. Эффективное и справедливое мотивирование персонала на основе целей и задач 62
3.1 Предложение по расчету премии и КТВ (коэффициента трудового вклада) 62
3.2 Обзор рынка труда и заработных плат в РФ 67
3.3 Регулярный мониторинг лояльности и удовлетворенности персонала 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Последний файл Спицина Н.А. ИМТП 6ЗМ.docx

— 3.95 Мб (Скачать файл)

Стоит отметить, что предложенный нами КТВ - интегрированный (суммарный) показатель достижения целей и выполнения задач конкретного работника.

Далее проведем обзор рынка труда и заработных плат в РФ

 

    1. Обзор рынка труда и заработных плат в РФ

Как же привлечь и удержать лучших?

Источником информации по заработным платам служат рекрутинговые сайты:

  • www.zarplata.ru;
  • www.rabota.ru;
  • www.job.ru;
  • www.superjob.ru;
  • www.joblist.ru;
  • www.headhanter.ru;
  • www.rabota.ru;
  • www.mail.ru;
  • www.haltura.ru;
  • www.jobfair.ru;
  • www.career.ru;
  • www.job-today.ru;
  • www.mainjob.ru;
  • www.msk.job-mo.ru;
  • www.labor.ru;
  • www.trudvsem.ru.

Кроме того, информацию относительно условий приема на работу и оплаты можно узнать из рекламных проспектов конкурентов:

а)

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

в)

Рис 3.1 Объявления о вакансиях «Перекресток» (а), «Пятерочка» (б), «Виктория» (в)

 

Мониторинг рынка труда и заработных плат – это эффективный инструмент в управлении человеческими ресурсами, позволяющий оптимизировать политику оплаты труда и мотивации персонала, повысить конкурентоспособность компаний. Зачем нужен обзор рынка труда и заработных плат:

  • для выявления реальной стоимости специалистов и менеджеров;
  • для разработки эффективных схем мотивации персонала;
  • для определения конкурентоспособности компании на рынке труда;
  • для экономии денег.

Рассмотрим пример исследования заработных плат среди различных профессий, проведенного одним из крупнейших рекрутинговых агенств России - порталом Superjob.ru. Информация, представленная в данном материале, основана на изучении резюме специалистов, размещённых в базе портала Superjob.ru [23]. Традиционно за мужчинами закреплены работы, связанные с тяжелым физическим трудом, - это те сферы деятельности, куда эмансипация предпочитает не заглядывать. Так, на 100% мужской является профессия слесаря-ремонтника. Подавляющее большинство соискателей должности токаря и оператора станков с ЧПУ – также представители сильного пола (99%). Среди машинистов женщину встретить довольно непросто (4%), а вот крановщицы, напротив, не являются редкостью (17%). Довольно часто женщины трудятся малярами (34%). Трудно представить себе женщину в качестве персонального водителя. Это еще одна из исконно мужских должностей, сильный пол составляет 99% кандидатов. Охранная деятельность, безусловно, также прерогатива сильного пола. И хотя мужчин в данной сфере деятельности большинство, среди соискателей позиции охранника встречаются и дамы (4%). Причем женщины претендуют как на должность охранника объекта, так и на позицию частного охранника, телохранителя. Инженерные должности, как линейные, так и руководящие, по большей части заняты мужчинами. Но если женщина-главный энергетик по-прежнему является исключением из правил (1%), то среди ГИПов доля представительниц слабого пола выросла за 5 лет на 4 процентных пункта (10% в 2008 г. и 14% в 2013 г.). В специальностях инженера-механика, инженера КИПиА и инженера АСУ ТП сильный пол обладает значительным численным перевесом (99%, 98% и 92% соответственно). А вот в сфере проектирования и охраны труда лидерство мужчин уже не столь очевидно: (60% и 58% соответственно). Информационные технологии – интересная, сложная интеллектуальная деятельность – оккупированы мужчинами. Впрочем, женский фронт довольно успешно ведет наступление по ряду позиций. И если, как и 5 лет назад, «сисадмины в юбках» являются объектом удивления и шуточек (мужчин среди системных администраторов – 96%), то обеспечивать информационную безопасность, программировать на платформе 1С, тестировать ПО и внедрять ERP-системы женщины стремятся все чаще. Так, среди специалистов по информационной безопасности доля женщин возросла на 10 п.п. (12% сегодня и 2% в 2008 г.), среди разработчиков 1С – на 6 п.п. (21% ныне и 15% 5 лет назад), среди тестироващиков ПО – на 16 п.п. (39% в 2013 г. 23% в 2008 г.), а среди консультантов по внедрению ERP-систем – на 27 п.п. (41% и 14% соответственно). Не сдают лидирующих позиций IT-директора (99% - мужчины), администраторы баз данных (94%). Казалось бы, приготовление пищи - исконно женское занятие, ан нет! Среди специалистов, превративших готовку в профессию, большинство составляют мужчины. Так, количество шеф-поваров сильного пола достигает сегодня 82%, а их подчиненных – поваров-мужчин на рынке труда 60%. Впрочем, на руководящих постах в сфере общепита мужчинам за последние 5 лет пришлось потесниться: число женщин, претендующих на пост шеф-повара, возросло на 9 п.п. (с 9% в 2008 г. до 18% в 2013 г.). Кадровая сфера - традиционно женская. Среди директоров по персоналу дамы составляют 74%, среди начальников отделов кадров – 86%, среди инспекторов ОК - и вовсе 97%. А вот профессия менеджера по персоналу, хотя и остается по большей части женской, теряет абсолютное преимущество: количество мужчин за прошедшие 5 лет увеличилось на 7 п.п. – с 10% до 17%. Лидируют представительницы слабого пола и среди медицинских работников: женщин-врачей – 60%, фармацевтов – 88%, медсестер – 94%. В финансовой отрасли заняты в основном дамы - возможно, благодаря большей усидчивости, внимательности и терпению по сравнению с представителями сильного пола. Так, среди главных бухгалтеров женщин 90%, среди их подчиненных – рядовых бухгалтеров – и того больше – 95%. Аудиторские и налоговые проверки также в основном осуществляют женщины (67% и 74%, соответственно). 

Прогноз роста заработных плат в России в 2013 г.

Количество вакансий растет, но не все профессии в ближайшие пять лет окажутся востребованными на рынке труда, по крайней мере относительно роста заработной платы.

 
 

Рис.3.2 ТОП-10 позиций с самыми высоким потенциалом ростом зарплаты в 2013 г.

 

При этом стоит отметить, что прирост средней предлагаемой зарплаты в целом по Москве не превысит 10%. Опережающие темпы роста зарплат у каждой из позиций связаны с изменениями, которые происходят на рынке труда и в экономике в целом. На рынке труда в целом на одну вакансию претендует 4 соискателя. Оптимальным же состоянием для рынка является конкуренция в 3 человека на одно вакантное место.

 

Рис.3.3 ТОП-20 позиций с умеренным потенциалом роста зарплаты в 2013 г.

Топ-менеджмент и сфера продаж в рейтинге позиций с высоким потенциалом роста зарплат стоит обособленно. Изменение зарплат на рынке обычно можно отследить только по фиксированной части оклада, которая увеличивается из года в год незначительно. Таких специалистов чаще всего мотивируют бонусами за успешные проекты или достижение определенных результатов и финансовых показателей, размер которых у всех разный. Поэтому в 2013 г. совокупный доход директоров и представителей сферы продаж также будет существенно расти.

3.3 Регулярный мониторинг  лояльности и удовлетворенности  персонала

Исследования социологов в области лояльности и удовлетворенности персонала позволяют сделать следующие выводы.

10-20 % работников нелояльны всегда и во всем;

5-10 % работников считаются абсолютно  лояльными;

75 % работников представляют из себя некий «маятник»


 

Внимание к интересам не только собственников и топ-менеджеров, но и рядовых работников неизменно ведет к повышению лояльности со стороны первых, вторых и третьих. Это, в свою очередь, благотворно влияет не только на текущие процессы, но и на благоприятное развитие компании в будущем. Одним из наиболее эффективных методов для анализа удовлетворенности работой и лояльности персонала было и остается анкетирование (Приложение 1). Выявить степень лояльности работника к организации помогает экспресс-опросник, который должны заполнить несколько человек (но может и один, если он не испытывает личной неприязни к тому, кого он оценивает). Количество вопросов и их содержание можно придумать самостоятельно, но их должно быть не менее 20. Как же измерить полученный результат?

 

IY (индекс удовлетворенности или лояльности) = % положительных ответов - % отрицательных ответов


 

 

 

 

 

Пример анкеты представлен в табл. 3.4

Пример анкеты из практики

№ п/п

Наименование фактора производственной ситуации

Совершенно удовлетворен

Удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Не удовлетворен

Совершенно неудовлетворен

1

Содержание труда

     

х

 

2

Занимаемая должность

 

х

     

3

Заработная плата

     

х

 

4

Премия за год

 

х

     

5

Премия за отпуск

     

х

 

6

Премия в течении года

 

х

     

7

Условия труда

х

       

8

Организация труда

       

х

9

Оплата проездных билетов

х

       

10

Оплата детских путевок

   

х

   

11

Содержание информации на доске объявлений

х

       

12

Подарки ко Дню рождения

х

       

13

Подарки к Новому году

х

       

14

Организация и содержание корпоративного праздника «Открытие сезона»х

х

       

 

Табл. 3.4 (продолжение)

15

Организация и содержание корпоративного праздника «Новый год»

 

х

     

16

Программа «Здоровье»

х

       

17

Отношение с непосредственным руководителем

       

х

18

Отношение с коллегами

 

х

     

 

Ранжирование факторов по степени удовлетворенности можно рассмотреть на примере табл. 3.5

Ранжирование факторов по степени удовлетворенности

№ п/п

Наименование фактора производственной ситуации

Средний индекс

1

Содержание труда

0,83

2

Занимаемая должность

0,83

3

Заработная плата

0,82

4

Премия за год

0,82

5

Премия за отпуск

0,75

6

Премия в течении года

0,71

7

Условия труда

0,68

8

Организация труда

0,67

9

Оплата проездных билетов

0,65

10

Оплата детских путевок

0,63

11

Содержание информации на доске объявлений

0,62

12

Подарки ко Дню рождения

0,60


 

 

Табл. 3.5 (продолжение)

13

Подарки к Новому году

0,56

14

Организация и содержание корпоративного праздника «Открытие сезона»х

0,56

15

Организация и содержание корпоративного праздника «Новый год»

0,56

16

Программа «Здоровье»

0,54

17

Отношение с непосредственным руководителем

0,53

18

Отношение с коллегами

0,24


 

Лояльность характеризуется корректным, уважительным отношением к руководству, сотрудникам и компании в целом. Но зачем же это, в конечном итоге, нужно компании? На это существуют две точки зрения.

  • «Лояльные к компании сотрудники работают лучше и приносят больше прибыли и пользы. Именно на таких сотрудников можно и нужно опираться в условиях финансового и экономического кризисов»;
  • «Если есть четкие и ясные критерии оценки труда, и те работники, которые достигают высоких показателей, не все ли равно – как они относятся к компании?».

Мы придерживаемся первой точки зрения. Внедрение новой системы мотивации и оплаты труда может вызвать и непонимание, и неприятие, и сопротивление тех или иных работников. Это не «13-я зарплата», и не премия «все в порядке», и не премия «за лояльность к начальнику». Кроме того, следует учесть, что российские граждане в возрасте от 40 лет уже устали от «бесконечных перестроек» и нововведений, что отражает опрос общественно мнения «Левады-Центра».

Рис. 3.4 опрос общественно мнения «Левады-Центра».

 

По вышеуказанным причинам:

  1. регулярный мониторинг просто необходим;
  2. внедрение новой системы через КТВ нужно вводить поэтапно «сверху-вниз».

К1 – К2

К3 – К4

К5 – К6 – К7


 

Такой подход позволит преодолеть явное и скрытое сопротивление персонала, реализовать философию "кнута и пряника" в действии,  а также формирует у сотрудников осознанное согласие необходимости применения системы премирования через анализ эффективности труда.

 

 

 

 

Заключение

 

Управление по целям (УПЦ) – эффективный инструмент управления, требующий точности, настойчивости и терпения. Необходимо потратить много времени, чтобы разработать полноценную систему УПЦ. Важно вводить эту систему тогда, когда это действительно необходимо для компании. Частичное использование УПЦ или внедрение недоработанной системы только дискредитирует ее в глазах руководителей и сотрудников компании. Суть целевого управления – жить и работать, достигая определенных целей. Однако, для успешного внедрения УПЦ важны четыре умения: умение понять и принять цели, четко их ставить и достигать.

Информация о работе Эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компа-ниях на примере французск