Этика и этикет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

- Предприниматель познакомился  с женщиной, которая еще совсем  недавно была управляющей по  товару в конкурирующей фирме.  Можно взять ее на работу. Она  с удовольствием расскажет обо  всех планах конкурента на  предстоящий год. Как поступить?

- У предпринимателя существует  сеть дилеров. У одного из  них на важной сбытовой территории  недавно начались неурядицы в  семье, и показатели его продаж  упали. В прошлом это был  один из самых высокопроизводительных  продавцов фирмы. Как скоро  войдет в норму его семейная  жизнь, неясно, а пока что большое  количество продаж теряется. Есть  юридическая возможность ликвидировать  выданную этому дилеру торговую  привилегию и заменить его.  Как поступить предпринимателю?

- Предприниматель узнал,  что конкурирующая фирма придала  своему товару свойство, которое  окажет большое влияние на  сбыт. Hа ежегодной специализированной  выставке у этой фирмы будет  офис для гостей, и на одном  из приемов для своих дилеров  глава фирмы расскажет им об  этом новом свойстве товара. Предприниматель  без труда может послать на  этот прием своего соглядатая, чтобы узнать о нововведении. Как ему поступить?

- Глава фирмы изо всех  сил старается добиться заключения  большого контракта и в ходе  переговоров о запродаже узнает, что представитель покупателя  подыскивает себе более выгодную  работу. У предпринимателя нет  желания брать его к себе  на работу, но если глава фирмы  намекнет ему об этой возможности,  он, по всей вероятности, передаст  заказ рассматриваемой фирме.  Как поступить?

- Предприниматель хочет  опросить выборку потребителей  об их реакциях на товар  конкурента. Предлагается провести  эти интервью якобы от имени  некоего несуществующего безобидного  "Института по исследованию  маркетинга". Как поступить?

- Предприниматель беседует  со способной женщиной, желающей  поступить к нему торговым  агентом. Уровень ее квалификации  выше, чем у мужчин, с которыми  беседы проводились ранее.

Однако есть подозрения, что ее прием на работу вызовет  отрицательную реакцию со стороны  ряда нынешних торговых агентов, среди  которых нет женщин, и может  раздосадовать некоторых важных клиентов фирмы. Как поступить?

Вернемся к сравнению  сферы предпринимательства с  покером.

Разумеется, такой подход вовсе не предполагает, будто в  частной жизни предприниматели  непременно безразличны к этическим  нормам, но на работе эти люди перестают  быть обычными гражданами. Они становятся участниками игры, которая развертывается по особым этическим канонам, ибо конечный смысл ее тоже особый : извлечение прибыли.

Если хочешь преуспеть  в бизнесе, а для этого приходится преодолевать препятствия, надо отойти от святой правды и научиться вводить  в заблуждение, практикуя тонкий обман полуправды и недомолвок. Какую  бы форму блеф ни принимал, он неразрывная  часть игры, и предприниматель, который  не овладел ее техникой в достаточной  мере, вряд ли сумеет сколотить состояние  или прорваться к власти.

Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведет "нечестную игру", никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти  хорошего партнера. Очень важно уметь  общаться с партнером. Завоевание авторитета - очень сложный и долгий процесс. Hо зато, если предприниматель им обладает, то это - 50 процентов успеха. Вот небольшой пример:

Вновь открывшаяся в Москве фирма заключила сделку с австрийским  бизнесменом о поставке ему большого количества строительного леса. Перед  отправкой экперты австрийской  фирмы провели проверку технических  условий товара и отправили главе  фирмы несколько снимков вагонов  с лесом, которыми он остался доволен. При получении товара привыкшие  к ведению "честной игры" австрийцы  произвели оплату без проверки всех вагонов. А при разгрузке оказалось, что вместо первоклассного строительного  леса в вагонах свалены горбыли, пни и т.д. - полное несоответствие снимкам. Австрийский бизнесмен  был вынужден отправить составы  за свой счет обратно. Он решил не работать больше с нашими предпринимателями. При многочисленных связях этого  бизнесмена, об этом случае, естественно, узнали многие предприниматели из разных стран. Как ни странно, через полгода  упомянутая московская фирма "развалилась", т.к. все труднее было находить партнеров.

Глава 2. Предпринимательская  этика на международном уровне

Становится все очевиднее, что, действуя в собственных интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников  в обменах, обусловливающих экономическое  и социальное развитие. Желая или  не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно  воздействуют на другие страны. Влияние  на местные культуру, институты, религию  и образ жизни следует поэтому  тщательно оценить. Для этого  необходимо периодически устраивать "ревизии  воздействия на этику". Этические  моменты должны обязательно стать  важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных  корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования  со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной  организации установить единые этические  принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком  уровне, и неукоснительно и сознательно  следовать им.

Стандарты этичного поведения  различаются в разных странах. Поведение  зачастую определяется средствами принудительного  выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения  не имеет "верхних" границ. Многонациональные  организации характеризуются высоким  уровнем этической ответственности  и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

Многонациональные организации  должны следовать следующим рекомендациям:

1. Разработка этических  нормативов, применимых во всем  мире.

2. Учет этических вопросов  при разработке стратегии.

3. Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешаемых этических проблем.

4. Составление периодических  отчетов о "воздействии на  этику".

2.1. Предпринимательская  этика и современное управление

За свою историю человечество выработало всего три принципиально  различных инструмента управления - то есть воздействия на людей.

1. Иерархия, организация,  где основное средство воздействия  - отношения власти-подчинения, давление  на человека сверху, с помощью  принуждения.

2. Культура, этика, то есть  вырабатываемые и признаваемые  обществом ценности, социальные  нормы, установки, шаблоны поведения,  ритуалы, которые заставляют человека  вести себя так, а не иначе.

3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти явления сложные, это  не просто "инструменты управления". В живых, реальных хозяйственных  и социальных системах они все  почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик  экономической организации общества.

В нашей стране долгое время  существовала административно-командная  система. Ее корнем была иерархия, самый  мощный инструмент управления. Hо одновременно с этим была и "жесткая" этика  советского общества, когда большое  влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы  общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда  ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика  отношений, в том числе и деловых  отношений. Этика в сфере предпринимательства  – это отражение этических  норм в обществе. Закончилась советская  идеология, а что же осталось? Как  вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой  системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес  будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как  во всех цивилизованных странах. А какая  ситуация сегодня, рассматривалось  в первом разделе данной работы.

Итак, этика и современное  управление.

Люди, полагающие, что организации  должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую  ценность максимизации прибыли, эффективности  и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно  и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе  ценностей. Чтобы сделать выбор  в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление  об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако этика бизнеса  затрагивает не только проблему социально  ответственного поведения. Она сосредоточена  на широком спектре вариантов  поведения управляющих и управляемых.

Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Hапример, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация : многие люди считают неэтичным  ведение компаниями дел с Ю  А Р или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов  бывшей федерации в Югославии, которые  нарушают ценностные представления  людей об отношении к индивидам  в обществе.

Действия руководителей  или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать  как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться  неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

Вы преприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию  перхоти и эффективен уже при  разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят.

А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что  здесь плохого?" Таким образом, поступок ( этичен он или неэтичен ) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями  блокировала данные, свидетельствовавшие  о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно  приняла деловые решения о  неприятии защитных или восстановительных  для здоровья мер в полном пренебрежении  к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих  акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной  этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлимое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне  представляется недопустимым.

Этические проблемы в бизнесе  имеют отношение к конфликту  или по меньшей мере к вероятности  такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми  доходами, издержками и прибылью, и  показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства  по отношению к другим людям как  внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное  корпоративное поведение, любое  лицо в организации может также  действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для  себя лично то, что предназначено  для фирмы. К неэтичным действиям  людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств  и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной  практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая  оттесняет на обочину этические  соображения;

2. Усиливающееся стремление  указывать уровень прибыльности  каждые три месяца, т.е. в квартальных  отчетах;

3. Hеудачи с обеспечением  должного вознаграждения руководителей  за этичное поведение;

4. Общее снижение значения  этики в обществе, что исподволь  извиняет неэтичное поведение  на рабочем месте;

5. Hажим со стороны организации  на рядовых работников с целью  нахождения ими компромисса между  собственными личными ценностями  и ценностями управляющих;

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими  оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику  поведения своих подчиненных.

Hужно перечислить некоторые  черты, которыми должен обладать  руководитель, чтобы ему сопутствовал  успех в делах и чтобы он  нашел полное понимание подчиненных.

Предприниматель будет лучше  воспринят людьми, если:

- он будет первым приветствовать  собеседника, независимо от его  положения (подчиненный или партнер);

- он будет обращаться  к сослуживцам по имени и  отчеству;

- он будет в деловой  обстановке обращаться к подчиненным  на "Вы";

- он не будет без  особой необходимости отдавать  распоряжения "через голову" нижестоящего  руководителя, подрывая его авторитет;

- он будет относиться  ко всем сотрудникам ровно  и выдержанно вне зависимости  от личных симпатий и антипатий;

- он установит четкий  порядок, при котором максимально  уменьшится вероятность того, что  ему кто-то помешает в работе;

- установит порядок, когда  любой сотрудник в достаточно  короткий срок сможет встретиться  с ним и обсудить любой вопрос;

Информация о работе Этика и этикет предпринимателя