Этика и этикет предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что этика деловых (предпринимательских) отношений – это один из важнейших компонентов предпринимательского поведения.
Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

Этика предпринимательства - это определенная, сложившаяся  совокупность принципов, приемов, методов  осуществления предпринимательской  деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская  деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и/или их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении  предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов  и методов регулирования предпринимательской  деятельности. Государство устанавливает  определенные преграды для ограничения  проявления всемерной экономической  свободы отдельными представителями  предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической  свободы других участников предпринимательства  и других субъектов рыночной экономики, общества в целом 1.

Этика предпринимательства  означает, что самостоятельность  и экономическая свобода субъектов  предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает  меры и формы ответственности  за нарушение предпринимателями  правовых норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию, а  ст. 57 Конституции установлено, что  каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Уголовным законодательством  установлены меры уголовной ответственности  за незаконное предпринимательство  и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие  законной деятельности.

Первым всеобщим элементом  культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых  законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении  не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Следующим важным элементом  культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение  к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак  культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями  общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические  кодексы фирмы, общепринятые правила  осуществления бизнеса, уровень  культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих  в обществе, уровень знаний, необходимых  для осуществления законного  бизнеса и др.

Культура предпринимательства  как проявление правовых и этических  критериев (норм) включает следующие  отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с  партнерами, с конкурентами и другими  хозяйствующими субъектами, а также  соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или  косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и  методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное  дело, осуществляют законный бизнес и  получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства  определяется многими факторами, среди  которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный  менталитет, реально действующие  правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель, и его корпоративная культура.

Этику предпринимательства  формируют, прежде всего, сами предприниматели, различные государственные институты, средства массовой информации и пр. Для того чтобы предпринимательская  этика формировалась не в разрез с общественными нравственными  принципами, идеология бизнеса должна основываться на таких понятиях, как  свобода, право, пропаганда, стабильность, сотрудничество. Рассмотрим эти понятия  подробнее.

1. Свобода. Приемлема только  для демократического общества, где сосуществуют политическая  и экономическая свобода, свобода  слова, печати и выбора, свободное  ценообразование, свободная конкуренция,  свобода выбора экономического  субъекта, равенство физических  и юридических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  и т. п.

2. Право. Уважение к  закону, соблюдение законов, нормативное  установление общих правил поведения,  регламентирующих деятельность  предпринимателей, формирование общих  моральных ценностей в сфере  рыночных отношений.

3. Пропаганда. Тесное сотрудничество  со средствами массовой информации, осуждение коррупции, теневого  бизнеса, нечестной конкуренции,  создание образа преуспевающего  делового а, обладающего высокими  моральными принципами.

4. Стабильность. Стабильность  законодательств, сильная и четко  работающая исполнительная власть, парламентские средства политической  борьбы.

5. Сотрудничество. Создание  профессиональных объединений предпринимателей, которые будут выполнять функцию  беспристрастных арбитров при  оценке уровня нравственности  входящих в них корпораций  и в случае нарушения предпринимательской  этики будут применять самые  жесткие меры. 

 

1.2. Предпринимательская  и экономическая этика

Вопросы экономической и  предпринимательской этики постоянно  продолжают возникать в этике  и экономике. Это означает, что  территория еще не исследована, что  существуют различные, частично конфликтующие  точки зрения о её задачах, что  терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее –  не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств. Нет  недостатка в голосах, которые всю  дискуссию, особенно предпринимательскую  этику, считают несерьезной с  научной точки зрения. Таким образом, требуется особая осторожность. Поэтому  мы предлагаем не строгую дефиницию, а следующее определение задач.

Экономическая этика (или  предпринимательская этика) занимается вопросом, какие моральные нормы  или идеалы могут иметь значение (для предприятий) в условиях современной  экономики и общества.

Это требует некоторых  пояснений. Отличие задач экономической  этики и предпринимательской  этики предполагается достаточно ясным  на данном этапе: адресатом моральных  ожиданий или требований являются в  предпринимательской этике предприятия, частично также предприниматели  и менеджеры, тогда как в экономической  этике в центре находятся действующие  лица экономики в целом, чаще всего  представленные в лице государственных институтов.

«Нормы» и «идеалы» различают  потому, что только при помощи идеалов  может быть выражена ориентация действий на моральные цели и идеи и дальнейшее – инновативное – развитие морали в обществе, в то время как нормами в большинстве случаев являются установленные правила, которые необходимо соблюдать.

В рабочем определении  задается вопрос, «какие» нормы и  идеалы могут получить значение. Тем  самым поднимается вопрос обоснования  норм, теоретический комплекс, который  наряду с внедрением без сомнения принадлежит к канонам всякой этики. Всеобъемлющее обоснование  отдельных норм, с одной стороны, вышло бы за рамки одной книги, и с другой стороны, по нашему мнению, оно невозможно при существующем состоянии научной дискуссии. К  тому же среди людей и в науке  существуют совершенно различные точки  зрения на существующие нормы. Если не указано другое, мы исходим, в общем, из основного принципа всей морали, который сегодня можно сформулировать как солидарность всех люде. Эту  солидарность можно понимать как  современную версию Золотого правила  морали («То, чего не хочешь по отношению  к себе, не делай другим!») или  христианской заповеди о любви к  ближнему. Далее необходимо показать на отдельных примерах, какие требования к действиям вытекают отсюда для отдельных лиц (предприятий).

В центре наших разработок будет стоять вопрос, как возможно придать значение солидарности в  условиях современной экономики  и общества. Таким образом, речь идет о другой центральной проблеме этики, о внедрении. Мы будем придерживаться точки зрения, что переход к  современному обществу, который был  представлен как функциональное дифференцирование, часто приводит к указаниям в действиях, которые, как кажется, противоречат той морали, которой большинство людей научились  в родительском доме, в детском  саду, в школе, в церкви, в партиях. Рыночная экономика со стремлением  к прибыли и конкуренция являются этому самыми известными примерами. Мы заостренно сформулируем нашу точку  зрения так, что в этих условиях современной  экономики и общества становится действительным тезис: конкуренция  более солидарна, чем разделение.

С точки зрения терминологии точнее разделять между «моралью»  и «этикой», а также «хозяйством»/«экономией»  и «экономикой».

Под «моралью» (эквивалентно также: «этос», «нравственность») в  науке понимают комплекс норм, максим и принципов, которые руководят  или должны руководить действиями действующих  лиц. В противоположность этому  «этика» (эквивалентно: «философия морали», «теория морали», несколько шире также «практическая философия») является научной теорией «морали»; она занимается теоретическим обоснованием, систематизацией и руководимым  теорией применением «морали». Аналогично можно также встреть различия на другой стороне противопоставления. Под «экономией» (эквивалентно: «хозяйство») понимают подсистему хозяйства, в которой  действуют действующие лица. В  то время как под «экономикой» (эквивалентно: «наука о хозяйстве») следует понимать теорию хозяйственных  действий. Необходимо строго различать  уровни действий, их максим, точек зрения и пр., и теории действий. Только попутно  мы остановимся на третьем уровне, «мета-этике» или «мета-экономике»; она имеет дело с теоретическими принципами не «морали» и «экономии», как «этика» и «экономика», а  с теоретическими принципами «этики»  и «экономики» как теоретическими формами морали и экономии.

1.3. «Честная» конкуренция

Для того чтобы возникла потребность в нетривиальном  обосновании предпринимательской  этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели продуктивного  типа, чья деятельность теснее связана  с этически ориентированным образом  жизни. То, что общество явно испытывает возрастающую потребность в таких  людях, ни у кого сомнений не вызывает.

Ответим на вопрос о значении понятия «честная» конкуренция.

Сфера международного предпринимательства  уже давно выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала  и подтвердила дееспособность правил "рыночной игры" - поведения предпринимателей на рынке. Приведем пример попытки разобраться  в этих правилах, разобраться в  особом положении частного предпринимательства  в обществе с тем , чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.

Около тридцати лет назад  экономист Альберт Э. Карр опубликовал  в журнале "Гарвард бизнес ревью" статью "Этичен ли блеф в бизнесе?" Он предложил обсудить такой тезис : сфера предпринимательства выработала свои правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный подход: и в том, и в другом случае, ложь перестает  быть ложью, поскольку все участники  игры заранее знают, что откровенности  от партнеров ожидать нельзя. В  покере и в бизнесе силен элемент  случайности, но в итоге победителем  выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы требуется  доскональное знание правил, умение глубоко  проникнуть в психологию партнеров, железная выдержка и способность  быстро и эффективно реагировать  на возможности, возникшие по воле случая. Никто не ожидает от игроков в  покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с  помощью блефа "высадить" из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается  как личное дело игрока.

Своеобразная этика покера отличается от этических идеалов  цивилизованных человеческих отношений. Игра призывает питать недоверие  к партнеру, игнорирует претензии  на дружбу. Не доброта и добросердечие, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - вот что лежит в основе этой игры. Тем не менее, никто не осуждает покер за его правила. Точно так  же нельзя осуждать правила игры в  сфере предпринимательства из-за того, что понятия "справедливо" и "несправедливо" трактуются в  ней не так, как того требуют моральные  традиции, господствующие в обществе.

Для примера приведем несколько  ситуаций, в которых предприниматель  может почувствовать себя в затруднительном  положении именно из-за того, что  принятые в этих ситуациях решения  в некоторых случаях не будут  соответствовать понятиям "справедливости" в моральных традициях общества, хотя будут вполне приемлемыми в  сфере предпринимательской деятельности. Некоторые решения могут быть осуждены и в этой "игре".

Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в  том, что курение вызывает рак. Недавно  он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему  поступить:

- Фирма с помощью исследований  усовершенствовала один из выпускаемых  товаров. Товар не стал по-настоящему "усовершенствованной новинкой", но предприниматель знает, что  появление подобных утверждений  на упаковке и в рекламе  повысит его сбыт. Как поступить?

Информация о работе Этика и этикет предпринимателя