Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Совершенствование уровня эффективности государственного и муниципального управления является одной из самых важных проблем современной России. На данном этапе, по мнению большей части ученых и политиков, в России уже достигнут определенный уровень согласия о необходимости существенного повышения эффективности управления во всех ветвях и властных уровнях. Эту точку зрения считают правильной и органы власти, которые пытаются воплощать ее, главным образом, путем реформ и усиления интенсивности административной составляющей, направленной на создание нормативно– правовых актов и проведение комплекса мероприятий в организационной части.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА……7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, регион стал субъектом экономического развития, формирующим образ своего будущего (цели) и пути его (их) достижения (стратегии). Срединное положение региона в иерархии экономических систем объективно определяет необходимость формирования региональных целей трех уровней: макроэкономических как подсистемы национальной экономики, мезоэкономических как региональной системы,  микроэкономических в разрезе составляющих его элементов, что требует сочетания иерархических и партнерских принципов целеполагания.

Прежде чем перейти  к рассмотрению процесса формирования и постановки целей регионального развития, необходимо подчеркнуть,  что выделяют следующую классификацию целей:

1. Цели первого уровня  или цели прибыли – регион  в современных условиях развития экономики страны является хозяйствующим субъектом,  следовательно,  получение прибыли в результате своей деятельности является важным фактором обеспечения развития региона, разрабатываются для региона в целом.

2. Цели второго уровня  или узкоспециализированные – разрабатываются на основе целей прибыли и способствуют достижению главной, стратегической цели развития региона, устанавливаются для административных единиц регионов – районов.

3. Цели третьего уровня  или задачи – разрабатываются  для конкретных предприятий региона, которые являются основой для развития экономики региона.

4. Цели четвертого  уровня или стандарты работы  – разрабатываются для отдельного  человека, представляют собой набор  различных характеристик, которыми  должен обладать результат, полученный работником при завершении того или иного объема работ8.

Стратегическим целеполаганием социально–экономического развития региона  называется системный процесс разработки, согласования и выбора стратегических целей по их содержанию, измерителям и количественным значениям. Реализация целей осуществляется одновременно с внедрением стратегий и называется целеосуществлением.

У. Изард впервые  обратил внимание на важную роль в  региональном развитии процесса формирования целей, отметив, что сам процесс  определения обществом своих целей изучен еще плохо – в самых общих чертах и с субъективной точки зрения9.

Современные исследователи  отмечают, что стратегические цели  остались за пределами экономической  теории, включая и региональную.  Неоклассическая теория не анализирует возникновение целевых  установок, поскольку сосредоточена на том, чтобы показать, что делать  для получения максимального результата при заданной целевой  функции. В институциональной теории исследуются экономические  решения сквозь призму институтов как единства целеобразующих  факторов, анализ которых возможен в рамках экономики, однако модель  формирования эндогенно заданных целей так и не была создана10.

О.С. Пчелинцев объясняет это следующим  образом: территориальное развитие, связанное с проблемами инфраструктуры,  занятости, экологии и др., всегда являлось областью «пробуксовки» рыночного механизма, что отталкивало от исследования  этих проблем приверженцев неоклассической традиции11.

Основы стратегического  целеполагания вытекают из общих закономерностей целеобразования, из концепции субъектности региона,  свойств региона как субъекта развития, исследованных на основе  системно–диалектической методологии, включающей субъектно–функциональный, системный, организационный, стратегический  подходы к региону и учитывающей внутреннюю противоречивость  региональной системы. Для определения объективного содержания  региональных целей могут быть использованы различные экономические  и управленческие теории, раскрывающие разные аспекты  процесса экономического развития.

Цели региона как  организационной системы, имеющей  свойства безличной структуры, формируются  для обобщения, формализации, типизации  индивидуальных и групповых целей. Невозможно полно учесть бесконечное  разнообразие индивидов, организаций, особенностей их взаимосвязей. У региона как организационной системы существуют общесистемные, или типовые, цели, которые формируются в результате интеграции, обобщения целей его основных активных элементов (населения, делового сообщества, органов управления).

Стратегические ориентиры  населения российского региона  могут включать следующие цели: обеспечить уровень и качество жизни, сопоставимый с развитыми странами; обеспечить стратегическую безопасность и стабильность; создать условия для развития интеллекта и личности; обеспечить создание стратегических институтов, инфраструктуры, экологической защиты.

Стратегические цели делового сообщества включают обеспечение  долгосрочной экономической эффективности  бизнеса; рост капитала и его капитализации; обеспечение стратегической стабильности условий бизнеса, социализации бизнеса, стратегического партнерства с властью; обеспечение стратегической безопасности, инфраструктуры, институтов развития бизнеса.

Процесс стратегического  целеполагания должен осуществляться органами управления регионом. Тогда цели органов управления должны консолидировать цели основных целеносителей. «Улавливание» целей может осуществляться в результате взаимодействий органов управления с населением, бизнес–сообществом, политическими, общественными и другими организациями. Актуально налаживание стратегического партнерства между властью, бизнесом и населением.

Кроме того, цели органов  государственного управления регионом должны включать общие региональные цели неактивных элементов региональной системы: обеспечение безопасности, функционирование институтов и инфраструктуры, защиты природы. В результате формирование целей региона преображается в образование системных интегрированных целей, которые могут быть представлены в канонической (типовой) форме.

Стратегические цели региона в типовой (канонической или классической) форме ориентированы  на достижение главной стратегической цели – обеспечить опережающее устойчивое экономическое развитие. Перед РФ поставлена цель опережающего (ускоренного) развития. В ранг высших стратегических целей страны возведены цели: уменьшить уровень бедности, увеличить долю среднего класса в три раза (с 20 до 60%) за 10 – 15 лет, улучшить демографические показатели. Эти цели отсутствуют в канонических целях развитых стран.

Главная стратегическая цель может быть реализована с  помощью канонических целей более  низкого уровня: содействовать постоянному  и сбалансированному росту и  стабильности; обеспечить повышение  конкурентоспособности региона; содействовать  ускоренному повышению уровня и качества жизни населения; содействовать формированию высокого уровня занятости; укреплять связи между регионами; содействовать укреплению и развитию стратегической безопасности, стратегических институтов, инфраструктуры, охранять природу.

В свою очередь, каждая из указанных целей может быть детализирована целями низших уровней иерархии. Например, постоянный и сбалансированный рост может включать выравнивание уровней  жизни по территории региона, снижение уровня бедности. Однако эти цели могут быть вынесены и на более высокий уровень вследствие их большой значимости. Таковы национальные проекты, направленные на улучшение демографии, здравоохранения, образования. На макроуровень могут выноситься важные цели мезоуровня. Для приграничных регионов таковыми могут быть цели, связанные с обеспечением международной деятельности и конкурентоспособности, приграничного сотрудничества, экологической безопасности.

Важное место в системе  региональных целей занимает постоянный и сбалансированный экономический рост. Он обеспечивается постоянством высоких (опережающих) темпов экономического развития, сбалансированностью экономики с разными сферами (социальной, экологической), по разным направлениям (по отраслевой и территориальной структуре, по дифференциации доходов между разными социальными группами, по совершенствованию сальдо внешнеэкономической деятельности).

Главные стратегические цели регионов совпадают по содержанию с макроэкономическими целями государства. Последние являются типовыми для  всех стран с рыночной экономикой и формируют их целевую функцию. Цели региона могут быть представлены в конгломератной форме, агрегатной форме, формируемой из указанных выше целей (функция благосостояния, общая полезность).

Стратегические цели социально–экономического развития регионов формируются в единой цепочке целевых ориентиров, исходя их миссии региона и стратегических целей Российской Федерации и федерального округа. Они должны опираться на модели регионального развития и поведения региональной власти, учитывать международные факторы, законы и интересы основных целеносителей.

При выборе целей региона  можно использовать три основных методических подхода:

  1. От будущего, желаемого состояния региона, его миссии во внешней среде.
  2. От стратегических проблем региона, которые необходимо решить.
  3. Совмещение первого и второго подходов12.

Баланс первых двух подходов зависит от типа региона. Даже в развитых регионах могут существовать стратегические проблемы, имеющие макроэкономическое значение. Такие цели выносятся с  низких на более высокие уровни целеполагания. Здесь уместно применение анализа SWOT, когда при выборе целей опираются на сильные стороны, потенциал региона, преодолеваются слабости, определяются возможности использования факторов внешней среды, учитываются и предупреждаются нарождающиеся угрозы.

Специфические цели формируются  исходя из особенностей региона. Для  приграничного региона особо  важно укрепление связей с приграничными  зарубежными территориями, формирование благоприятной внешней среды, приграничной инфраструктуры. Приграничным регионам необходимо создать условия для развития портовой и транспортно–логистической инфраструктуры, приграничной и таможенной инфраструктуры.

Успешное социально–экономическое развитие региона зависит именно от правильно организованного процесса постановки целей и их согласования между различными структурами, такими как федеральные и региональные органы власти, предприниматели, руководство предприятия,  население и т.д.  Таким образом,  процесс согласования целей развития региона в общем виде представляет собой договоренность между данными структурами по основным направлениям их дальнейшей деятельности.

В процессе согласования целей в регионе необходимо:

1.    Установить стратегическую цель развития региона. Стратегическая цель устанавливается на основе установленных федеральными органами власти узкоспециализированных целей развития страны, задач и стандартов работы. Необходимо отметить, что достижение стратегической цели является приоритетным направлением работы для всех подсистем региона, участвующих в процессе целеполагания. Руководство региона должно учитывать тот факт, что убыточность деятельности одного из элементов региональной системы не должна сказываться на достижении общей стратегической цели, т.е., если один из  элементов находится в отрицательной динамике развития, то общий эффект должен быть нивелирован за счет деятельности других элементов системы.

2.       Разработать и установить узкоспециализированные (цели второго уровня) цели, которые в свою очередь являются стратегическими целями развития для объектов управления региональной власти, т.е. районов, выраженных муниципальными органами власти. При установлении узкоспециализированных целей руководство региона должно делегировать полномочия муниципальным органам власти по трансформации первичной формулировки узкоспециализированных целей с учетом факторов (экономических, экологических, техногенных, геополитических, социальных и др.), сложившихся на конкретной территории.

3.    Разработать задачи для конкретного элемента подсистемы региона, необходимые для достижения поставленных узкоспециализированных целей подсистемы региона с учетом их трансформации в рамках конкретной территории, на которой расположен тот или иной объект.

4. Разработать и установить стандарты работы. Данный этап необходим для формирования круга работ для каждого отдельного сотрудника каждого элемента процесса постановки и согласования целей регионального развития и формирования целей населения. Важным условием для успешного согласования целей является постоянное взаимодействие всех элементов системы региона, координирование их деятельности, а также взаимодействие и наличие обратной связи в процессе постановки и реализации тех или иных целей развития региона13.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

  1. Успешное социально–экономическое развитие региона зависит именно от правильно организованного процесса постановки целей и их согласования между различными структурами, такими как федеральные и региональные органы власти, предприниматели, руководство предприятия,  население и т.д.
  2. Основы стратегического целеполагания вытекают из общих закономерностей  целеобразования, из концепции субъектности региона,  свойств региона как субъекта развития, исследованных на основе  системно–диалектической методологии, включающей субъектно–функциональный, системный, организационный, стратегический  подходы к региону и учитывающей внутреннюю противоречивость  региональной системы. Для определения объективного содержания  региональных целей могут быть использованы различные экономические  и управленческие теории, раскрывающие разные аспекты  процесса экономического развития.
  3. При выборе целей региона рационально исходить, как от будущего, желаемого состояния региона, так и от стратегических проблем региона, требующих своего решения.

Информация о работе Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области