Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Совершенствование уровня эффективности государственного и муниципального управления является одной из самых важных проблем современной России. На данном этапе, по мнению большей части ученых и политиков, в России уже достигнут определенный уровень согласия о необходимости существенного повышения эффективности управления во всех ветвях и властных уровнях. Эту точку зрения считают правильной и органы власти, которые пытаются воплощать ее, главным образом, путем реформ и усиления интенсивности административной составляющей, направленной на создание нормативно– правовых актов и проведение комплекса мероприятий в организационной части.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА……7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

ЭТАП  ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

 

 

Курсовой  проект

студента  дневного отделения 

специальности «Государственное и муниципальное управление»

по  дисциплине «Разработка управленческих решений»

 

Научный руководитель:




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

   

стр.

ВВЕДЕНИЕ

…………………………………………………………….

3

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА………

 

 

 

  7

РАЗДЕЛ II. 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ  ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………...

 

 

 

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

…………………………………………………………….

30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....................................................

 

34




 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Совершенствование уровня эффективности государственного и муниципального управления является одной из самых важных проблем современной России. На данном этапе, по мнению большей части ученых и политиков, в России уже достигнут определенный уровень согласия о необходимости существенного повышения эффективности управления во всех ветвях и властных уровнях. Эту точку зрения считают правильной и органы власти, которые пытаются воплощать ее, главным образом, путем реформ и усиления интенсивности административной составляющей, направленной на создание нормативно– правовых актов и проведение комплекса мероприятий в организационной части. Вместе с тем, данные направления являются обязательными атрибутами управленческой деятельности на всех уровнях власти. Кроме того, что административная деятельность не может заменить целевое управление социально–экономическим развитием на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

Одним из главных  составляющих научно организованного управления является этап целеполагания, как процесс выбора, обоснования, структуризации и согласования различных целей развития управляемого объекта. Однако, как показывают результаты проведенного нами исследования, степень зависимости правильно осуществленного этапа целеполагания от успешного управления социально–экономическим развитием регионов России является недооценкой.

Также следует  заметить, что существующая практика управления характеризуется наличием противоречий между озвучиваемыми глобальными целями, связанными с укреплением позиции России как страны, которая  является одним из лидеров мирового развития, улучшением общего уровня жизни населения, и текущей деятельностью в государственном и муниципальном управлении, имеющей низкую степень связи, как со стратегическими целями, так и с реальными задачами  развития экономической и социальной сфер.

В последние несколько лет, учённые отмечают определенное повышение уровня значимости успешного целеполагания в государственном управлении. Например, Президентом и Правительством РФ были определены такие стратегические для государства цели, как многократное увеличение валового внутреннего продукта, снижение уровня бедности и ряд других задач, которые ставятся перед руководителями и на региональных уровнях. Некоторые позитивные изменения имеются и в создании механизма достижения целей, примером может служить реализация национальных проектов. Однако, при этом власть не ставит задачу разработать комплексную и научно обоснованную методику целеполагания и определить механизм осуществления этих целей. Следствием чего является отсутствие актуальных для новых целей изменений в тактических задачах государства и проводимой государственной политики.

На региональном уровне этап целеполагания проводится в контексте общенациональной системы целей, которая в современной России носит достаточно многозначный характер, что создает определенные проблемы для региональных органов власти и управления. Вместе с тем, успешному осуществлению целеполагания препятствует низкий уровень опыта в постановке целей в условиях федеративного государства и рыночной экономики у территориальных органов власти.

Степень изученности  темы исследования. Формирование теоретический состовляющей целеполагания связано с трудами таких ученых, как И. Ансофф, А.П. Градов, А.Н. Петров, М. Портер,                     А.Д. Стрикленд,  A.A. Томпсон и других1

Сущность и классификация целей, а также особенности целеполагания  в государственном управлении исследуются в работах Г.В. Атаманчука,                                        Н.И. Глазуновой, В.Г. Игнатова, В.А. Козбаненко и других2. Однако, методики и механизмы регионального целеполагания учёными проработаны недостаточным образом.

Таким образом, на основании актуальности и степени  изученности можно сформулировать основную проблему исследования.

Проблемой исследования является противоречие между необходимостью совершенствования этапа целеполагания при формировании стратегии социально–экономического развития региона и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по данной проблематике для Белгородской области.

Объектом исследования является целеполагание как процесс постановки, обоснования и согласования целей социально–экономического развития регионов.

Предметом исследования являются механизмы осуществления этапа целеполагания при формировании стратегии социально–экономического развития Белгородской области.

Целью курсового проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию этапа целеполагания при формировании стратегии социально–экономического развития Белгородской области.

Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:

  1. Изучить теоретические основы целеполагания в процессе социально–экономического развития региона России.
  2. Проанализировать практику осуществления и определить основные направления совершенствования этапа целеполагания при формировании стратегии социально–экономического развития Белгородской области.                                                                                                                    

Теоретико–методологической основой исследования являются основные положения системного подхода, исследованного в работах  И.В. Блауберга, Э.Г. Година, Е.П. Голубкова, И.В. Прангишвили3.

Также использовались общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация , обобщение и анализ документов.

Эмпирическая  база исследования. В процессе исследования был проведен анализ «Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»4, «Стратегии социально–экономического развития Белгородской области на период до 2025 года»5, нормативно–правовых актов, статистических материалов, справочных изданий.

Научно-практическая значимость. Состоит в разработке комплекса рекомендаций по повышению эффективности и обоснованности разработки стратегических целей развития региона в единой системе стратегических документов: стратегий, программ, проектов, бюджетов, ориентированных на развитие; по совершенствованию региональной политики в направлении роста социальной, экономической, инвестиционной и инновационной конкурентоспособности регионов.

Структура курсового проекта. Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 

Целеполагание – один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования и организации. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Вместе с тем трактовка  этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль, как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации – главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке – одно из важнейших управленческих качеств.

С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции –планирования.

Другая трактовка целеполагания  состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; поэтому оно выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций6.

Вместе с тем и  по своему содержанию, и по роли в  управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам:

Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новых целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций.

Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено во весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания – это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция целеполагания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма – в методе «управления по целям»7.

В теории управления общая  характеристика цели дается на основе одного из главных положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора  организации. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности и структуру, регулирует характер существующих взаимосвязей между компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений, определяет содержание планирования.

Региональное целеполагание приобретает все большую значимость и актуальность в условиях укрепления автономности регионов. Необходимость разработки и постановки стратегических целей регионального развития, которые отражаются в важных документах (концепциях, стратегиях, программах развития), в практике целевого формирования бюджетной, налоговой, структурной и других составляющих экономической политики, оценки эффективности государственного управления, разделения полномочий между уровнями и органами управления, свидетельствует об усилении долгосрочного целевого аспекта управляемого развития региона. 

Однако в современных  условиях хозяйствования региона как субъекта экономических отношений достаточно серьезной проблемой является неспособность органов управления успешно разрабатывать и реализовывать различные программы,  направленные на собственное развитие,  в основе которых лежат определенные стратегические и тактические цели.

Анализ феномена становления субъектности региона предполагает концептуальное рассмотрение факторов, функций и продуктов деятельности региона как субъекта развития. К факторам, формирующим субъектность региона, относятся глобализация и открытость экономики, развитие открытого регионализма и федерализма.

Функции региона  рассматриваются в связи со способностями  этого территориального образования  обеспечивать потребности развития его основных субъектов – целеносителей: населения, делового сообщества и органов управления.

Продуктами  деятельности региона как субъекта развития являются конкурентоспособность  региона и его основных подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной, подсистемы безопасности), конкурентоспособные  общественные блага, ресурсы и потенциалы региона.

Под регионом как  субъектом развития понимается субфедеральное образование, выполняющее социально–экономическую функцию государства, формирующее и реализующее стратегические цели своего развития во внутренней и окружающей среде путем интеграции целей заинтересованных сторон, а также воспроизводственных циклов с учетом имеющихся полномочий и ресурсов. Именно такой регион с проактивным, целеустремленным поведением может стать одним из субъектов провозглашаемой модернизации страны.

Информация о работе Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области