Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Совершенствование уровня эффективности государственного и муниципального управления является одной из самых важных проблем современной России. На данном этапе, по мнению большей части ученых и политиков, в России уже достигнут определенный уровень согласия о необходимости существенного повышения эффективности управления во всех ветвях и властных уровнях. Эту точку зрения считают правильной и органы власти, которые пытаются воплощать ее, главным образом, путем реформ и усиления интенсивности административной составляющей, направленной на создание нормативно– правовых актов и проведение комплекса мероприятий в организационной части.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА……7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Развитие любого региона – многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининграда, Ямало–Ненецкого автономного округа и Белгородской области по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Формирование целей социально–экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно активной экономике и устойчивой социальной политике.

Инновационный путь развития России определяется обеспечением сбалансированного социально–экономического развития регионов, нацеленного на создание благоприятных условий для реализации потенциалов каждого региона, и выделением отдельных территорий с учетом естественных конкурентных преимуществ и природных ресурсов. Это способствует определению оптимальных возможностей использования выявленных преимуществ путём преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества в привязке к другим регионам страны и внешнему окружению.

«Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»14 определяет приоритеты долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально–Черноземной зоне, связанные с использованием их природноресурсной базы.

На основе результатов  детального анализа экономико–социального положения  и после соотнесения полученных результатов с целями стратегий более высоких уровней и общегосударственными целями развития, можно приступать к формированию собственных целевых установок и главной цели, которая описывает отличительные характеристики объекта планирования, создавая картину  желаемого будущего, и определяет направление для формулировки целей  низших уровней иерархии.

В Белгородской области организацией и координацией разработки стратегии социально–экономического развития региона на долгосрочный период, включая программы экономического и социального развития области на среднесрочный период, занимается Департамент экономического развития Белгородской области. Кроме того, в функции департамента входит организация и координация разработки прогнозов социально–экономического развития области, методическое руководство их разработкой в органах исполнительной власти области, органах местного самоуправления муниципальных образований, а также мониторинг и корректировка задач и целей стратегии в процессе её исполнения.

Для определения  объективных целей и задач  департамент проводит,  в том  числе, комплексный анализ социально–экономического развития области, тенденций развития экономики области и подготовку мониторингов, докладов о социально–экономическом развитии области для представления их в министерства и ведомства Российской Федерации, правительству и губернатору области.

«Стратегия социально–экономического развития Белгородской области на период до 2025 года»15 (далее – Стратегия) основывается на положениях программы улучшения качества жизни населения области. Стратегия является одним из элементов системы государственного планирования Белгородской области, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста валового регионального продукта, капитализацию активов территории и повышение благосостояния граждан.

Стратегия включает в себя необходимые сведения о  развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики  области и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит перечень соответствующих  программ и проектов.  Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегия разработана  для определения целевых ориентиров в социально–экономическом развитии области, выражающихся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить опережающие темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни человека, обеспечить духовное благополучие белгородцев.

С целью определения целей и задач стратегического развития Белгородской области  в основу методологических подходов положена комплексная количественно–качественная оценка, с использованием данных Белгородстата, основных сфер  жизнедеятельности, предложена логическая структура проведения комплексной оценки определения конкурентоспособности региона, включающая системный анализ потенциалов и результативность их  использования с позиции производства добавленной стоимости, а также критерии оптимальности региональной социально–экономической системы.

Исследование и анализ различных условий конкурентоспособности региона позволили выявить основные факторы, влияющие на ее уровень, а также сформулировать критерии оценки экономического потенциала территории, показать, что конкурентное преимущество экономики региона создается и удерживается в тесной связи с качеством жизни населения.

Для объективной постановки целей  социально–экономического развития в рамках разработки Стратегии был сформирован комплекс методологических подходов:

  1. Построение профиля социально–экономического развития региона. Методика построения профиля социально–экономического развития включает выбор ряда факторов, характеризующих состояние экономики и социальной сферы, и определение координаты обобщающего показателя с учетом среднероссийских значений. Позволяет определить приоритетные направления, оценить сложившиеся тенденции экономического развития региона на основе выделения зон благоприятного, удовлетворительного и неудовлетворительного состояния.
  2. Стратегический анализ социально–экономического развития Белгородской области (SWOT–анализ). Базировался на исследовании внутренней и внешней сред региона в разрезе выбранных приоритетных конкурентоспособных секторов экономики, отражая сформированный стратегический климат региона.
  3. Кластерный анализ и анализ зон опережающего развития. Включает: количественный анализ – на основе рассчитанных показателей, отражающих конкурентную устойчивость сектора экономики в регионе и потенциал его кластеризации; качественный анализ – определение наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности региона в определенных секторах экономики.

     Сформулированные методологические подходы к разработке региональной стратегии в условиях перехода России к новой экономике позволили определить место и роль региона в межрегиональном и международном разделении труда, что положено в основу Стратегии как управленческого документа, содержащего научно обоснованную систему целей социально–экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и, в дальнейшем, на обеспечение устойчивого инновационного социально ориентированного развития.

Стратегический  анализ современной социально–экономической ситуации в Белгородской области проведен на  основе экспертной оценки факторов внешней среды и качественно–количественных характеристик параметров состояния экономического и социального потенциала региона.

На основе анализа и количественной качественной оценки были определена приоритетная стратегическая цель развития региона, которой является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно–ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.

Были также  определены стратегические направления и основные задачи, обеспечивающие их реализацию:

1. Обеспечение конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики:

  • устойчивого инновационного развития региона на основе сбалансированности развития экономического потенциала, социального благополучия и сохранения окружающей среды;
  • повышения конкурентоспособности продукции, товаров и услуг региональных товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций, модернизации существующих производств, обеспечивающих возможность интеграции в глобальную экономику;
  • структурной диверсификации экономики региона на основе инновационного технологического перевооружения, выделения приоритетных секторов и сегментов специализации, развития новых инновационно ориентированных производств;
  • формирования территориальных кластеров, позволяющих интенсифицировать экономический рост и конкурентоспособность региона в целом, индуцировать значительный прирост добавленной стоимости, в том числе и за счет мультипликативного эффекта.

2. Становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона, включая:

  • опережающий рост отраслей экономики, обеспечивающий развитие человеческого потенциала, на основе модернизации и развития здравоохранения, образования, повышения доступности жилья, экологических условий жизни человека;
  • развитие демографического потенциала области, стимулирование подъема рождаемости, формирование социально–экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста, поддержку молодых семей и молодежи;
  • развитие многоуровневой системы образования по стандартам нового поколения, отвечающей требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества, каждого человека, и совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг;
  • достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения и социального самочувствия населения области, формирование массового среднего класса;
  • создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области.

3. Формирование институциональной  среды, индуцирующей инновационную  активность и привлечение капитала  в экономику и социальную сферу, за счет:

  • разработки и внедрения новых механизмов государственного регулирования и управления социально–экономическими процессами, системного подхода к решению социально–экономических проблем программно–целевым методом и методом проектного управления;
  • формирования системы стратегического управления, позволяющей обеспечить гармоничность развития институтов, направленной на согласование социальной, экономической и бюджетной политики при решении системных проблем и поиска ответа на внешние вызовы в условиях глобализации экономики;
  • формирования системы институтов и институциональной среды инновационного развития для обеспечения согласованной и эффективной политики, регулирующей социальные и экономические аспекты развития региона.

В качестве целевого индикатора достижения главной стратегической цели определен индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), разработанный программой развития ООН, который определяет уровень достижений стран и регионов по трём важнейшим показателям: ожидаемой продолжительности жизни; уровню образования; ВВП (ВРП) на душу населения.

В результате реализации мероприятий и проектов, достижения целей и решения задач, намеченных в Стратегии, уровень социально–экономического развития Белгородской области будет сопоставим с уровнем развития развитых стран. Область будет входить в число лидеров по уровню развития среди субъектов Российской Федерации.

Важной частью единого механизма реализации Стратегии является осуществление контроля её реализации путем оценки эффективности реализации поставленных целей и задач, проведения многоцелевого мониторинга реализации посредством системы индикативных показателей.

Стратегия и её цели должны корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешних условий (мирового развития, развития России, макрорегионов страны) и внутренних процессов развития области. При этом коррекция возможна в виде ежегодного уточнения краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально–экономического развития региона, а также коррекции программ социально–экономического развития области на среднесрочный период, областных целевых и ведомственных программ. Кроме того, целесообразно раз в 4 – 5 лет осуществлять непосредственно коррекцию Стратегии, внося в нее необходимые поправки и дополнения. Именно в ходе реализации, контроля, корректировки и обновления целей, задач, целевых индикаторов, будет происходить обмен информацией, координация действий субъектов регионального развития.

Информация о работе Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области