Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Совершенствование уровня эффективности государственного и муниципального управления является одной из самых важных проблем современной России. На данном этапе, по мнению большей части ученых и политиков, в России уже достигнут определенный уровень согласия о необходимости существенного повышения эффективности управления во всех ветвях и властных уровнях. Эту точку зрения считают правильной и органы власти, которые пытаются воплощать ее, главным образом, путем реформ и усиления интенсивности административной составляющей, направленной на создание нормативно– правовых актов и проведение комплекса мероприятий в организационной части.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА……7
РАЗДЕЛ II. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

proekt.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

В ходе анализа  Стратегии удалось выявить следующие проблемы:

  1. Низкая степень структуризации целей, т.е. отсутствие чёткой иерархии, обозначающей стратегические цели и тактические задачи. Классификация целей не проработана, что значительно затрудняет их согласование. Эта проблема может существенно сказаться в ходе реализации Стратегии на долгосрочную перспективу.
  2. Несмотря на то, что в качестве индикатора результативности определен индекс развития человеческого потенциала, в Стратегии отсутствуют другие показатели успеха реализации. Такие как: уровень инвестиций в региональную экономику, объём выпускаемой промышленной продукции, уровень жизни населения, уровень денежных доходов граждан, уровень миграции граждан, продолжительность жизни, размер бюджета и т.д.
  3. Плохо проработан механизм реализации мониторинга Стратегии. Отсутствуют конкретные методы контроля и корректировки по ходу её выполнения. Не определены  промежуточные цели, по степени достижения которых, можно судить об успехе реализации Стратегии.
  4. Многие цели концепции не конкретизированы, вследствие чего возникает их многозначность. Эта проблема может вызвать различное понимание хода реализации Стратегии в управленческих структурах.

В рамках предложений  по совершенствованию целеполагания при разработке и корректировке Стратегии, рекомендуется использовать дуалистическую концепцию, имеющую управленческую и организационную составляющую, охватывающую иерархический и коммуникационный механизмы16.

Основные принципы этой концепции следующие:

Принцип объединения  управленческого и коалиционного  подходов отражает дополнение государственного управления самоорганизацией регионального  сообщества и предполагает согласование целей с основными целеносителями региона.

Принцип многоуровневости и фрактальности означает охват не только целей собственно региональной системы, но и целей макросистемы, в которую входит регион, а также целей составляющих его подсистем (т.е. целей макро, мезо и микроуровня). Благодаря фрактальности цели разных уровней вкладываются друг в друга.

Принцип сочетания  универсальности и специфичности  заключается в структуризации цели на базовую (типовую) и конкретную составляющие. Содержание типовых целей определяется на основе анализа факторов и результатов  развития в контексте экономических и региональных теорий, субъектно–функционального анализа региона и обобщения опыта формирования стратегических целей регионов.

Принцип структуризации целей на семантическую составляющую (целевой ориентир) и измерительную  часть (целевые показатели) позволяет оценивать вертикальные и горизонтальные связи между целевыми установками и моделировать численные значения целей.

Принцип использования  установленных и оценочных измерителей  основан на различных подходах к  измерению и моделированию целевых показателей, определяемых по методологии международных (национальных) организаций (например, валовой региональный продукт) или по методологии экспертов (например, конкурентоспособность региона).

Принцип многомерности  и динамичности измерения целей  реализуется в многовариантности, многокритериальности и выборе управленческих решений по стратегическому целеполаганию и отражает нелинейность развития.

Безусловно, некоторые  из выше приведённых принципов были использованы при разработке Стратегии, однако одновременное использование их всех позволит максимально улучшить конечный результат. Достичь, так называемого «эффекта закона синергии».

Таким образом, для совершенствования Стратегии мы можем предложить следующие рекомендации к разработке системы целеполагания и пути их совершенствования при формировании этой концепции:

1. Целеполагание  в управлении является основным средством воздействия и реализации системного подхода, от правильного и грамотного постановления целей зависит весь процесс развития региона, необходимость усиления позитивной динамики развития Белгородской области исходит из целевых ориентиров социально–экономического развития на основе:

      – разработки плана действий, воплощенного в реализации конкретных проектов, региональных областных целевых программ и системных мероприятий;

      – совершенствования системы зонального и кластерного управления, необходимой для решения поставленных стратегических целей и задач;

      – эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского сообщества, нацеленного на инновационное социально ориентированное региональное развитие и учёт интересов их всех при постановке целей Стратегии.

2. Необходимо классифицировать цели и задачи Стратегии развития региона, от целей первого уровня – до целей, разрабатываемых для отдельных людей и достичь максимального их согласования. Этот процесс более подробно описан в первом разделе.

3. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур “древа целей”, где разработка целей осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по определенным правилам. 

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Стратегия социально–экономического развития Белгородской области должна иметь как и стратегические цели, основывающиеся на концепции развития Российской Федерации, так и специфические цели и задачи, постановка которых, в свою очередь, основывается на количественном, качественном, кластерном, а также SWOT–анализе региона. Стоит отметить, что Стратегия полностью соответствует этим требованиям.
  2. В процессе анализа этапа целеполагания Стратегии были выявлены некоторые проблемы, которые могут значительно сказаться на её результатах. Это такие проблемы как: низкая степень структуризации и конкретики целей, малое число индикаторов результативности, отсутствие проработанной системы мониторинга и корректировки задач и целей.
  3. В рамках раздела были определены направления совершенствования этапа целеполагания при формировании Стратегии, которые являются необходимыми для успешной её реализации. Такие как: создание чёткой иерархии целей и их классификация, максимальная конкретизация целей для у<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044

Информация о работе Этап целеполагания при формировании стратегии социально-экономического развития региона на примере Белгородской области