Этапы развития науки управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Классические теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX в. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических

Вложенные файлы: 1 файл

Исследователи проблемы выделяют следующие этапы развития науки управления персоналом.docx

— 89.61 Кб (Скачать файл)

 

Рядом авторов (Н.А. Витке, П.М. Керженцев и др.) предлагалось наряду с оргпроектированием и механизацией управленческого труда включение в исследование проблем управления анализа отношений в коллективе, стимулирования труда и т. п..

 

Розмирович отрицала проблему “человеческих отношений” в управлении, исходя из того, что здесь “ничего не остается для администрирования и руководства коллективом. Здесь только всеопределяющее влияние техники и сам администратор только техник и ничего больше”. Исходя из этого она считала, что “ставить вопрос об администрировании как о создании специальной социологической доктрины в условиях пролетарской диктатуры не нужно и теоретически неверно. Можно принять научное администрирование как часть научной организации труда, но не больше”.

 

Политика узкого техницизма, проводимая Институтом техники управления в  рационализации управления, и его  теоретическое обоснование —  “метод производственной трактовки  учреждения” — были подвергнуты  резкой критике и признаны вредными.

 

Для руководства работой по НОТ и управлению в 20-е годы был создан Совет научной организации труда (СовНОТ) во главе с наркомом РКИ В.В. Куйбышевым.

 

Под флагом НОТ начался период быстрого развития отечественной теории управления. Вокруг таких ученых, как А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Е.Ф. Розмирович, И.М. Бурдянский, О.А. Ерманский, стали формироваться первые школы управления.

 

Исследования в области науки  управления и административного  права были прерваны в середине 30-х  годов, по административному праву  были возобновлены после Первого всесоюзного совещания по вопросам науки советского государства и права в июле 1938 г.

 

Поскольку возрождения науки управления не состоялось, исследование проблем  государственного управления перешло  к науке административного права. В течение более 20 лет наука  административного права исследовала  проблемы государственного управления.

 

В начале 60-х годов в нашей  стране возобновились исследования проблем управления, но уже на новой  основе. Условно можно выделить три  направления, по которым развивались  исследования вопросов управления: 1) общая  теория социального управления; 2) государственное  управление; 3) управление производством.

 

Относительно сформировавшимся можно  считать только третье из перечисленных  направлений, по которому читается специальный  курс в высших учебных заведениях, издан целый ряд учебников  и имеется обширная литература.

 

Социальное управление представлено неоднородными работами общефилософского характера, в основном посвященными государственному управлению и управлению делами общества.

 

Второе направление исследования проблем управления — государственное  управление — представлено в основном работами, выполненными юристами, которые  занимались проблемами государственного управления в смежных государствоведческих областях науки: теории государства  и права, государственного и административного  права. С одной стороны, это давало им определенную подготовку в осуществлении  исследования проблем государственного управления; с другой стороны, не позволяло  вырваться из рамок категорий  и методов юридической науки. Несмотря на углубление управленческой тематики и расширение неюридической  проблематики в целом исследование проблем государственного управления по общему праву не отрывалось от традиционной почвы государственно-правовых исследований.

 

Исторически сложившийся подход к  государственному управлению с юридических  позиций не обеспечивал эффективного развития теории и практики государственного управления.

 

И только в начале 60-х годов было высказано мнение, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так  и социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественнонаучные аспекты управления, но этот подход не встретил поддержки, а вызвал возражения.

 

Были предприняты попытки формирования теории государственного управления как  преимущественно социологической  науки, что встретило возражения со стороны некоторых государствоведов, которые увидели в этом опасность превращения государственного управления в эклектическую науку.

 

В целом следует сказать, что  социальное управление как самостоятельное  научное управление и особая учебная  дисциплина пока только складывается, не имеет единого статуса и  стандарта, а логика и методология  предмета пока не выстроены на уровне тех требований, которые предъявляются  к этой отрасли знаний и учебной  дисциплине.

Выводы

 

1. Наука и искусство управления  прошли многовековую историю  своего становления и развития. На различных этапах исторического  развития управленческой мысли  формировались различные взгляды  и представления о ее содержании, накапливался многообразный опыт, возникали и действовали различные  научные школы управления.

 

2. В результате управленческой  революции на Западе в 60—80-е  годы XX в., осуществления ее пятого  этапа возник менеджмент —  современная разновидность управления  и современный тип управления  в условиях развитых рыночных  отношений.

 

3. Начало развития управленческой  науки в России относится к  XVII в., когда она формируется преимущественно в рамках теории и практики совершенствования российского государства. В 30-е годы XIX столетия в России появились различные школы и институты, которые развивали идеи управления производством, общей теории управления и государственного строительства.

 

4. Однако и сегодня мы не  можем сказать, что наука социального  управления как самостоятельное  научное направление и учебная  дисциплина окончательно сформировалась, обрела свой независимый статус  в обществе и дает тот результат,  который получен от ее эффективного  использования в странах Запада.

 

Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Свои основные идеи и взгляды Гастев изложил в самом концентрированном виде в знаменитых 16 пунктах правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать.

 

20-е годы представляют собой,  пожалуй, самую яркую страницу  в истории отечественной науки  управления. Этот период поражает  воображение современников не  только грандиозностью замыслов, количеством новых идей, проектов  и теорий, ожесточенностью идеологических  дискуссий, но и грандиозностью  личностей, которых дал Отечеству  «серебряный век».

 

Несомненно, лидером отечественной  науки управления и НОТ в 20-е  годы был А.К. Гастев. Несколько слов о его биографии.

 

Алексей Капитонович Гастев (1882—1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Костроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук), а после Октября — один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В. Маяковский и А.В. Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

 

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный  институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем. Разработки Гастева получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.

 

1. Концепция культурных установок

 

Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.

 

На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, приятно ему или нет. Искусство коллективной работы, по Гастеву, основывается на умении приспосабливать личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа». Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения — приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма. Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник. Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.

 

2. Трудовое обучение

 

Исходная ступень трудового  обучения руководителя — исполнительская  работа, простое «послушание, ибо  только здесь проверяется, на что  способен человек». Исполнительская  работа дается труднее распорядительской  и требует большего времени, усилий и воли. В ней воспитывается  скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед  будущим руководителем следует  ставить задачи « на быструю распланировку  стола, обставление комнаты, розыск телефонов, нахождение адресов... ни одного поручения без срока, ни одного задания без измерений». Лишь после прохождения школы организационно-распорядительской деятельности, работника можно допускать к более сложным, планирующим функциям.

 

Гастев был убежден, что труднее и дольше осваивается самое простое и элементарное, нежели самое сложное и непонятное. Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распорядительской, начинать с организации труда и переходить к осмыслению ее содержания. В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ. Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе. Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, карандашу. На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т.е. нацеленность на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его «анатомии» и устройстве. Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка». Надо начинать с простого ухода и налаживания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.

 

Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем линиям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека.

 

Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хроно-карта, т.е. своеобразный учетный документ для записи бюджета времени. Предлагались следующие этапы использования времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание. Учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру человека. Для науки его польза в том, что он вскрывает «социальный скелет» труда и повседневной деятельности людей.

Информация о работе Этапы развития науки управления персоналом