Этапы развития науки управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Классические теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX в. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических

Вложенные файлы: 1 файл

Исследователи проблемы выделяют следующие этапы развития науки управления персоналом.docx

— 89.61 Кб (Скачать файл)

 

Схема управления организацией по Г. Форду 

 

Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.

 

Он применил стандартизацию и унификацию – важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное  производство, что дало возможность  перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое  внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный  уровень оплаты труда. Он больше тяготел  к практике и не разделял некоторые  взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.

 

Свою теорию управления Форд назвал «Террор машины».

 

 

 

Принципы и функции управления Файоля

 

А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

 

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

 

Им была создана «административная  наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

 

Разделение труда.

Полномочия и ответственность.

Дисциплина.

Единоначалие.

Единство направлений.

Подчиненность личных интересов общим.

Вознаграждение персонала.

Централизация.

Скалярная цепь

Порядок.

Справедливость.

Стабильность рабочего места для  персонала.

Инициатива.

Корпоративный дух.

Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность  введения новых положений.

 

 

Применимость и значение концепций  в практике современного управления

 

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

 

четкое функциональное разделение труда;

передача команд и распоряжений сверху вниз;

единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для  настоящего времени, несмотря на то, что  достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование  в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны  теоретиков и практиков менеджмента.

 

Одним из видных последователей Тейлора  был известный американский ученый Гарринггон8Эмерсон (1853—1931). В 1900 г. вышла  его книга «Производительность  как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г.— главный  труд его жизни «Двенадцать принципов  производительности». В этой работе он сформулировал 12 следующих принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения по сей день:

 

1. Отчетливо поставленные цели  как исходный пункт управления.

 

2. Здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.

 

3. Компетентная консультация профессионалов  и совершенствование процесса  управления на основе их рекомендаций.

 

 

referama.ru © Реферат Школа научного управления и ее современные модели (Ф ТЕЙЛОР, Ф И Л ГИЛБРЕТ, Г ЭМЕРСОН, Г ФОРД, Г ГАННТ) 10

4.

 

Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением

. 5. Справедливое отношение к  персоналу.

 

6. Быстрый, надежный, точный, полный  и постоянный учет.

 

7. Диспетчеризация по принципу  «лучше диспетчеризация хотя  бы не спланированной работы, чем планирование работы без  ее диспетчеризации».

 

8. Нормы и расписания, способствующие  поиску и реализации резервов.

 

9. Нормализация условий труда.

 

10. Нормирование операций, заключающееся  в стандартизации способов их  выполнения и регламентировании  времени. 1 1. Наличие письменных стандартных инструкций. 12. Вознаграждение за производительность. По убеждению Эммерсона, «работать напряженно — значит, прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит, прилагать к делу усилия минимальные»*.

 

Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала, более того, считал необходимым и управление им, как бы предвосхищая возникновение в будущем профессии менеджера персонала: «Крайне важно иметь хотя бы немного специалистов, обладающих интуицией, наблюдательностью, понятливостью, с одной стороны, и всем богатством физиологических, психологических и антропологических научных знаний, с другой. Только такой специалист может дать администрации и кандидату на работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, годиться ли кандидат на данную работу»**.

 

§ 3. Основные положения фордизма

 

Генри Форд (1863—1947), основатель американского  автомобилестроения, был и одним  из создателей «философии практики» XX в. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в  его книгах «Моя жизнь, мои достижения»  и «Сегодня и завтра». Основные его положения таковы:

 

высоко оплачивать труд каждого  рабочего и следить за тем, чтобы  он работал все 48 ч в неделю, но не больше;

 

обеспечить наилучшее состояние  всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать  окружающих и самих себя.

Принципиально важно заявление  Форда о том, что «индустрия должна иметь своих генералов, и притом — генералов высококвалифицированных». Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования  разносторонних научных знаний в  организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано  одно из первых ремесленных училищ в Америке.

 

Форд подчеркивал, что Америка  живет трудом, что она обладает талантливыми людьми, а потому важнейшая  задача бизнесменов — создать  условия, благодаря которым в  полную мощь могут проявиться возможности  ее народа, и не отдельных людей  или каких-то социальных слоев, а  наибольшего их числа. Как указывал Форд, одна из целей промышленности — это не только снабжать потребителей, но и создавать их. В 1914 г. Форд ввел в своих заводах самую высокую оплату труда, что вызвало возмущение многих предпринимателей, однако он был убежден в том, что если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке нс появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

 

Форд отмечал, что спекулянты не в состоянии создавать общественно  значимые ценности, любители воспользоваться  моментом и взвинтить цены занимаются столь же преступной деятельностью, сколь преступно извлечение выгоды из войны. Такие люди, по его мнению, чаще всего являются невеждами в  бизнесе, ибо они считают, что  наивысшая деловая мудрость заключается  в том, чтобы нажиться как можно  больше.

 

Цель своей предпринимательской  деятельность Форд видел в служении обществу; «Если не иметь перед  глазами цели, очень легко перегрузить  себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек»*.

 

Руководствуясь этими принципами, он установил 8-часовой рабочий день и увеличил зарплату своим рабочим  в 2 раза по сравнению с общепринятыми нормами, открыл необычные школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым ученикам, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников, а главное — постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением продажной цены. Как видим, наиболее дальновидные предприниматели еще в начале века стали осознавать идею социальной ответственности бизнеса в обществе.

 

На всех предприятиях Форда тяжелые  работы выполняют машины; жестким  требованием организации производства является оперативное внедрение  лучших научно-технических новшеств; обязательные параметры производственной среды — чистота, гигиеничность, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных  операций — монотонных и требующих  творческого подхода.

 

Форд был убежден, что организация  промышленности есть наука, и все  прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных  знаний в разнообразной деятельности.

 

Историческое значение деятельности Форда становится особенно ясным  при сравнении его взглядов с  идеями Тейлора. «Тейлор, — отмечал  создатель НОТ в России А. Гастев, — разработал определенную организационную механику. Форд с необычной технической революционностью разрешил вопрос тейлоризма так, что он вместо людей поставил чистую технику. Чернорабочих-транспортников, всякого рода неурегулированный низший труд Форд заменил машиной.

 

Завод Форда представляет собой  высший тип административного автомата

. Стало быть. Форд — это самое  последнее слово тейлоризма, Форд  — это Тейлор, заменивший людскую  организацию буквально сталью»*.

 

лава 3. История управленческой социальной мысли

 

Сегодня вряд ли кто скажет, как  и когда зародились искусство  и наука управления. Управление в  той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого  общества:

 

социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

 

экономической — необходимость в производстве и распределении ресурсов;

 

оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

 

Даже в самых древних обществах  требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья  и т. п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого  искусства того времени, поскольку  строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в  планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

 

Рассматривая развитие теории и  практики управления, выделяют несколько  исторических периодов.

 

Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная  с 9—7 тыс. лет до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

 

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации  совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

 

Примерно в 9—7 тысячелетии до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

 

В Древнем Египте был накоплен богатый  опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000—2800 гг. до н. э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

 

Большая заслуга в развитии представлений  о государственном управлении в  период, называемый индустриальным (1776—1890), принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области  управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал  характеристику обязанностей государя и государства.

 

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени  научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

 

Первый переворот в теории и  практике управления связан с созданием  и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж  разработал проект “аналитической машины”  — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью  которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

 

Наука об управлении находится в  постоянном движении. Формируются новые  направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи  и их взгляды. С течением времени  управленцы изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих  в их окружении. Некоторые из них  решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали  и в прошлые периоды. Другие исследователи  искали более систематизированные  подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних управляющих.

Информация о работе Этапы развития науки управления персоналом