Этапы развития науки управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Классические теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX в. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.
В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических

Вложенные файлы: 1 файл

Исследователи проблемы выделяют следующие этапы развития науки управления персоналом.docx

— 89.61 Кб (Скачать файл)

 

единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

 

соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

 

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для  настоящего времени, несмотря на то, что  достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование  в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны  теоретиков и практиков менеджмента.

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) был сыном пресвитерианского священника, который верил в протестантские идеи экономичного использования ресурсов. Потери и неэффективность были тем злом, которое, по мнению Эмерсона, проникло во всю американскую индустриальную систему. Согласно Эмерсону, одной из самых больших проблем были недостатки организации. Решению этих проблем должны были содействовать определенные им двенадцать принципов эффективности, ставшие новым ориентиром в истории развития управления. Каждому из двенадцати принципов была посвящена глава; первые пять глав рассматривали отношения между людьми, а остальные посвящались рассмотрению методов, институтов и систем. Принципы не были изолированными, а взаимозависимыми и координированными, чтобы создать структуру для формирования системы управления.

 

В предисловии Эмерсон подчеркнул основную предпосылку: Не труд, не капитал и не земля создали и создают сегодня современное богатство. Идеи - вот что создает богатство. И все, что требуется сегодня - это идеи, шире использующие природные условия, а также уменьшение труда, капитала и земли на производство единицы продукции. Идеи были доминирующей силой, и они должны были быть сосредоточены на устранении потерь и создании более эффективной индустриальной системы. Принципы были средствами для достижения этой цели, и базисом всех принципов была линейная форма организации. Эмерсон чувствовал, что главной болезнью промышленности является дефектная организация.

 

Принципами управления, сформулированными  Эмерсоном, являются следующие:

 

1. Точно поставленные идеалы  или цели

 

2. Здравый смысл

 

3. Компетентная консультация

 

4. Дисциплина

 

5. Справедливое отношение к персоналу

 

6. Быстрый, надежный, полный, точный  и постоянный учет

 

7. Диспетчирование

 

8. Нормы и расписания

 

9. Нормализация условий

 

10. Нормирование операций

 

11. Письменные стандартные инструкции

 

12. Вознаграждение за производительность

 

Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931)

Биография Г.Эмерсона

 

Гаррингтон Эмерсон-сын бродячего священника, теоретик, пропагандист, публицист, инженер-самоучка, и как называет его Д.Нельсон, "человек Ренессанса среди искателей приключений". Свою юность Эмерсон провел в путешествиях по странам Европы, в зрелом возрасте, будучи всемирно признанным авторитетом менеджмента, посетил Советский Союз, где высоко оценивал промышленные достижения русских. Свою карьеру Эмерсон начал профессором современных языков в университете штата Небраска (1876-1882). Уже здесь он зарекомендовал себя как человек нового типа, активно выступающий против академического традиционализма. В 90-е годы Эмерсон занимается созданием электрических кораблей, прокладкой телеграфного кабеля, строительством почтовых дорого на Аляске. Кроме того, он пытался (правда, безуспешно) получить средства для постройки электрокаробля для кругосветного путешествия. В другой раз он хотел воздвигнуть судоверфь в Вашингтоне и построить подводную лодку с неглубокой осадкой для русского флота. По-настоящему перелом в судьбе Эмерсона произошел в 1903 году, когда его пригласили консультантом в национальную железнодорожную компанию. В 1910 году Комиссия по регулированию торговли между штатами рассматривала конфликт между группой фирм отправитель грузов и железнодорожными компаниями, стремившимися под предлогом высоких издержек на зарплату повысить тарифы. Привлеченный в качестве эксперта Г. Эмерсон доказал, что применение научных методов позволит железнодорожным компаниям снизить издержки на 1 млн. долл. ежедневно. Компании потерпели поражение. В последние годы Эмерсон получил известность как индустриальный инженер, предприниматель и писатель. Изящный стиль, остроумная и экспрессивная манера изложения нравилась читателям. Его книга стала бестселлерами.

 

Система Тейлора и Эмерсона

 

И по темпераменту, и по методологии  подхода к управлению Эмерсона сильно отличался то Тейлора. Он не стремился к строгой систематизации идей. Из всего арсенала "научного менеджмента" он применял только хронометраж и поощрительные системы. Сампфорд Томпсон впоследствии скажет: "Тейлоровская система начинается там, где кончается эмерсоновская ". Тейлор не раз критиковал Эмерсона за некомплектованность, полагая, что тот больше интересуется деньгами, а не реальными делом. Многогранная и противоречивая фигура Г.Эмерсона заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее. Обычно она остается в тени, историки менеджмента пишут о его системе неохотно, полагая, что по сравнению с тейлоровской, а ней мало оригинального. Действительно, в технических методах рационализации он не изобрел нового. Но Эмерсон интересен тем, что представляет собой яркого и в чем-то типичного философа менеджмента. Свою философию менеджмента он изложил в своей популярной книге "Двенадцать принципов эффективности", которая у нас издана в 1931 году под названием " Двенадцать принципов производительности".

 

Всемирная история с позиции  менеджмента

 

Всемирная история предстает у  Эмерсона не просто нагромождение фактов и событий. С точки зрения менеджера, она, история нашей производительности и непроизводительности, история нашей неорганизованности и бесполезной траты сил. История, из которой бизнесмен или предприниматель может подчеркнуть для себя полезные выводы, советы или наставления. Но это не хроника исторических явлений. Скорее она напоминает кладезь поучительных уроков о том, как и что надо делать. История у Эмерсона творят не полководцы, политические деятели или цари. Ее создают предприимчивые и деловые люди. Исходными "кирпичиками" такой истории выступают отнюдь не завоевания, крестовые подходы или освободительные движения, а исторические предприятия. Постройка египетских пирамид и оросительной системы Нила, изобретение письменности и создание календаря, административная система Диоклетиана и законы Хаммурапи, наконец, военная реорганизация Пруссии Бисмарком и Мольтке суть исторические предприятия и только во вторую очередь исторические события. Они оказывались успешными или разорительными в той степени, в какой авторы таких предприятий -исторические деятели - могли правильно употребить одним или несколько принципов эффективности.

 

Уроки военного предпринимательства

 

Так, мобилизация немецкой армии  под руководством Мольтке разворачивалась по заранее разработанному плану, с точностью до одного дня подвозились ресурсы и боеприпасы, расквартировывались и передвигались воинские подразделения. Производительность такого делового предприятия, имеющего не гражданские, а военные цели, доходила до 100%. А мобилизация проигравшей французской армии не поднялась выше 86%. "Для Мольтке, - пишет Эмерсон, - война была не шуткой и не игрушкой, а серьезным деловым предприятие; и так как это было деловое предприятие, то Бисмарк подсчитал себестоимость, поставил все до последнего гроша на счет Франции, предъявил ей этот счет и получил уплату. Он взял с французской законной прибыли на деловую операцию, аннексировал две провинции Эльзас и Лотарингию". "Мы не знаем не одного случая ,- делает вывод Эмерсон ,- когда какое то ни было американское производственное предприятие реализовало бы а такой краткий срок столь крупную чистую и валовую прибыль". Эмерсон приводит в пример, крупнейшие сооружения США-Панамский канал, железнодорожные вокзалы, морской канал и метро в Нью-Йорке, иронически называя их "американскими чудесами света" за бессмысленную трату денег. Например, вокзалы, стоившие 300млн. долл., не разрешили, а только усугубили транспортную проблему. То же и на промышленных предприятиях - чрезмерное количество оборудования, раздутые штаты, неэффективная организация и управление. Американскую организацию труда Эмерсон считает позорно неэффективной. "Производительность труда мужчин призывного возраста по всей стране не превышает в среднем 5%, производительности материалов и оборудования не доходит до 30%". Менеджер, согласно Эмерсону, должен внимательно изучать историю и современность, чтобы, нашедши уроки бесхозяйственности и расточительности, не следовать им на практике. И наоборот, учиться у истории умению организовать деловое предпринимательство. Уроки Мольтке и Бисмарка поучителен. Победу им принесли не деньги ибо Франция была богаче и пользовалась значительными кредитами. Войну выиграли не муштра или тактическая подготовка немецкой армии и не военная техника.

 

Работа производительная и напряженная

 

Главное, что надо сделать, это выяснить разницу между работой напряженной  и работой производительной. "Рузвельт всегда был апостолом крайнего напряжения. Но напряжение и производительность-это  не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит, прилагать к делу максимальные усилия, работать производительно - значит прилагать к делу усилия минимальные. Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных  усилиях напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты при усиления ненормально тяжелых". Крупные результаты - грандиозные сооружения и величественные стройки - могут служить целью только для неэффективного управления. Ибо они всегда достигаются при сверхчеловеческом напряжении. Подобные предприятия не могут быть науко- и интеллектуалоемкими, они - памятник массового приложения физического труда и неразумной траты материалов, узаконенного расхищения природных ресурсов. Не имеет значения, как вы расхищаете недра страны - возводите грандиозные сооружения на месте или экспортируете сырье в дальние страны. И в том, и в другом случае вы лишний раз доказываете, что вашу страну нельзя считать индивидуально развитой, а организацию управления - функциональной. Такой страной в начале ХХ века и являлись, по мнению Эмерсона, Соединенные Штаты. Экспорт состоял из таких продуктов, как нефть, каменный уголь, руда, а импорт - из предметов квалификационного труда. Ввозимые страной химические изделия являются лишь побочными продуктами производства, которые при неэффективной организации обычно выпускаются в воздух. Предмет роскоши, стекло, фарфор, который ввозится в США, "стоят бесконечно дороже тех материалов, из которых они делятся, - и следовательно, эти товары тоже являются произведениями ума и рук человеческих", квалификации и ремесленных навыков. На принцип напряжения главном принципе военно-расточительной организации - основана поштучная оплата труда. "Наоборот, нормированные выработки и премиальная система, - пишет Эмерсон, - основаны на принципе производительности. Поштучная оплата-это возвращение к уровню дикаря; нормирование выработки - это шаг в будущее". Научное нормирование лишь один из двенадцати принципов производительности. Кроме него у Эмерсона есть принципы здравого смысла, компетентности, скоординированности действий, производительности, дисциплины, профессионального отбора и другие. Все они, говорит Эмерсон, петли единой сети, сплетенные так прочно, что применение одного требует использования всех других. Кроме прочной связи, принципы Эмерсона обладают еще одним качеством: их применение в корне меняет старую точку зрения на менеджмент, требует нового образа мышления. Так оно и есть: чтобы следовать философии Эмерсона, надо отказаться от устаревших истин управления.

 

Вид на управленческую пирамиду снизу

 

Например, надо отказаться смотреть на управленческую пирамиду сверху вниз и считать, что подчиненный является продолжением и расширением личности начальника или работодателя. На самом  же деле "начальник существует только для того, чтобы делать производительную работу подчиненного-работу, которая  к расширению к расширению начальствующих личностей никакого отношения не имеет". В то нет ничего необычного, ведь и человек обслуживает станок, который производит материальную продукцию, а не самого себя, хотя он считается  главным субъектом производства. Но если современное производство простроено так, что главное в нем оборудование, а основная обязанность рабочих  обслуживать его, то почему же современное  управление должно строить иначе, задается вопрос Эмерсон. Управленческую пирамиду надо строить снизу, и тогда никто не сможет самонадеянно распоряжаться сверху. "Поднимаясь вверх по административной лестнице, мы на каждой ступени убеждаемся, что ступень эта точно так же существует не для тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже". Итак, возводить управленческую пирамиду надо снизу, отталкиваясь от оборудования как от фундамента этой пирамиды. Каждый следующий уровень создается по функциональному признаку, его цель - обслуживать ниже стоящих. Техника и оборудование, на обслуживании которых сфокусирован весь менеджмент, существую не сами для себя, а ради удовлетворения нужд потребителей. Паровозы и вагоны существуют ради перевозки грузов и людей, и эта цель является главной. Если, Эмерсон, как и другие представители "научного менеджмента", говорит о функциональной привязанности человека, то подразумевает не человека в собственном смысле, не личность, а рабочего, т.е. исполнителя определенной социально-профессиональной роли. Человек и рабочий, стало быть, не одно и то же. Индивид существует ради оборудования только как часть производственного механизма, как производитель материальной продукции. Но оборудование, в свою очередь, существует ради того же индивида как части общественного организма, т.е. как потребителя. Теоретики "научного менеджмента" осознавали тот факт, что человек, помещенный внутрь производственного цикла, уже не человек, а рабочий, т. е. функционирующий индивид. В идеале лучше было бы вообще обойтись без человека, вывести его, что называется, за пределы производства, которое превращает его в производственную машину.

 

Управление от достигнутого

 

Неправильно выстроенная управленческая пирамида действует на основе ложных принципов. В правильной организации, говорит Эмерсон, компетентные руководители сначала формируют основные принципы и цели, затем обучают подчиненных тому, как их рационально достигать, и уже после контролируют ход выполнения и следят за нарушениями. В неправильной организации "руководитель дает своим подчиненным совершенно произвольные задачи и затем требует, чтобы они сами справились с ними, как знают" Вторая и весьма характерная особенность устаревшей системы управления полагаться только на прежние нормы. "Никаких норм, достигнутых в прошлом" - вот принцип управления от достигнутого. Его не интересует конъюнктура на экономическом рынке, появление новых моделей продукции и запросы потребителей. Оно не в состоянии вскрыть реальные причины неполадок в производстве. Единственная непроизводительность, которое оно в состояние обнаружить, говорит Эмерсон, это достижение тех результатов, которые достигались в прошлом. Итак, управление от достигнутого-характерная черта неэффективного менеджмента, ориентированного на консервацию старого.

Информация о работе Этапы развития науки управления персоналом