Шпаргалка по «Теории управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка

Краткое описание

1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы госэкзамена.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

2. гос служба –совокупность  процессов или действий ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязи между частями системы  (рассмотрение гос службы как  процесса);

3. гос службы есть объединение людей совместно реализующих некую программу и действующих на основании правил и процедур.

Гос служба как организационный  институт – автономная специализированная группа людей, совокупность организационных  норм, способов и стандартов, а также средства и отдельные регламентации деятельности гос служащих.

Системный анализ предполагает характеристику субъекта, объекта, структуры, методов, принципов и функций гос управления.

функции гос системы как правового  института: реализация законов государства; разработку проектов законов и др. нормативно правовых актов; регулирование правового статуса гос служащих; соблюдение законов о гос службе;

функции гос службы как социального  института: производство гос социальных услуг; реализацию интересов прав и свобод граждан; регулирование и разрешение социальных конфликтов; решение социальных задач государства;

функции гос службы как публично правовых отношений государства  и служащих: правовая и социальная защита гос служащих; определение  правовых норм прохождения гос службы; регулирование численности и качественного состава гос служащих; создание условий для профессионального роста кадров гос аппарата;

функции гос службы как профессиональной деятельности: осуществление гос  управления: планирования, прогнозирования, и тд.; ;организация аппарата не выполнения полномочий гос органов; обеспечение ответственности и дисциплинарности гос служащих;

Организационные принципы гос службы:

основополагающие или исходные принципы: верховенство КРФ и ФЗ над иными нормативно правовыми актами; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.; единство системы гос власти (разделение предметов ведения между РФ и ее субъектами);

принципы профессионального характера: принцип равного доступа граждан  к гос службе в соответствии с его способностями и профессиональной подготовке; принцип профессионализма и компетенции гос служащих; принцип ответственности го служащих за подготовку и принятия им решение; принцип стабильности кадров гос службы; ранжирование должностей и званий;

организационные принципы: разделение гос службы на законодательную, исполнительную и судебную; принцип гласности  в осуществлении гос службы; принцип  внепартийности гос службы.

ФЗ «О системе гос службы РФ»  был принят Гос Думой в апреле 2000г. В мае 2005г. одобрен Советом Федерации. Окончательное принятие датируется 27 маем 2003г. ФЗ № 58.

Система гос службы включает в себя следующие виды гос службы:

гос гражданская служба –представляет  собой профессиональную деятельность граждан на должностях гос гражданской службы по обеспечению исполнению полномочий федеральных гос органов. В целом она подразделяется на федеральную гос служу и гос гражданскую службу субъектов РФ;

военная служба – профессиональная деятельности граждан на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, причем каждому присваивается воинское звание;

правоохранительная служба – профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в гос органах, службах и учреждениях  осуществляющих функцию по обеспечению  безопасности, законности и правопорядка по борьбе с преступностью, а также по защите прав и свобод человека и гражданина (специальное звание и классный чин).

9. Сущность и  особенности государственной службы  как социального института.

Гос служба –это специализированная сфера деятельности гос служащих, которая представляет собой механизм реализации политической воли государства.

Гос служба как социальный институт представляет собой исторически  сложившуюся устойчивую форму организации  совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Выступая элементом общительной структуры.

Гос служба имеет ряд особенностей:

это сфера профессиональной деятельности;

выступает как связующее звено  между государством и обществом;

имеет социальную ориентацию, направленную на приближение идеала к существующей действительности;

является не только правовой, но и  этической системой.

Как социальный институт гос служба выполняет ряд социальных функций:

функция социальной организации –упорядочивающее воздействие на все институты  общества;

функция социальной коммуникации –через каналы гос службы изучается общественное мнение, отношение граждан к различным  гос актам, программам, проектам;

функция социальной информации –гос аппарат является носителем информации, поэтому в системе гос службы возникают связи и отношения по поводу обладания и использования информации;

контроль –важным аспектом является наличие в системе гос службы социального контроля, т.е. контроль со стороны общества над деятельностью  гос органов;

регулирование –от имени государства гос служба регулирует отношения в сфере труда, собственности, жилья, доходов населения и тд.;

воспитательная.

Социальный характер функционирования гос службы определяется политическими, профессиональными и личностными  качествами гос служащих, а также демократическими процессами управленческой деятельности.

10. Глава государства:  понятие и место в системе  власти.

Глава государства- должностное лицо или орган занимающий высшее место  в системе органов государства. Согласно КРФ Президент РФ является главой государства.

Согласно КРФ глава государства  либо не принадлежит ни к одной  ветви власти, либо входит в законодательную, либо исполнительную ветвь власти. 

Основные функции:

выступает гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина;

принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов гос власти;

определять  основные направления внутренней и  внешней политики государства;

представлять  РФ внутри страны и в международных отношениях;

гарантировать соблюдение КРФ, прав и свобод человека и гражданина, что осуществляется путем: обеспечения положения при  котором все органы государства  выполняют свои конституционные  обязанности, не выходя за пределы своей компетенции; обнаруживать не конституционные действия каких-либо органов власти и обращаться к ним с требованием привести свои акты в соответствие с КРФ; принимать меры, вплоть до принуждения, по борьбе с преступностью; принятие иных законных мер по защите КРФ, прав и свобод личности.

11. Система государственного  управления: основные направления  деятельности.

Россия является федеративным демократическим  правовым государством с республиканской  формой правления. В основу системы  гос управления России, как и любой другой демократической страны, положено два принципа, два основания: принцип разделения властей и принцип комплементарности, предполагающий разделение государства на уровне управления, распространяющий власть по узловым административно-территориальным звеньям пространства страны.

Гос управление –одно из форм деятельности государства, которое выражается в  практической реализации законов и  организации общественных отношений  в целях обеспечение гос интересов  и проводимой гос политики.

По  содержанию цели гос службы могут быть социальными; экономическими; политическими; организационными; правовыми и идеалистическими.

социальные  цели обусловлены социальным характером гос системы- цель реализации обязательств государства по обеспечению определенного  жизненного уровня населения, обеспечение конституционных гарантий в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, создание условий для связи гос аппарата с обществом;

экономические цели связаны с повышением эффективного гос управления – снижение затрат на содержание аппарата управления; совершенствование фор поддержки предпринимательства; совершенствование управления гос собственностью;

политические  цели –направленные на  укрепление правового социального государства  – совершенствование законодательства в той или иной областях, формирование нормативно правовой базы и др.;

организационные цели –характеризуют ожидаемые результаты исполнения полномочий соответствующего гос органа – совершенствование  норм, правил, стандартов в гос службе и тд.;

правовые цели отражают намеченные результаты по реализации гос служащих в соответствии законодательства;

идеалистические цели совпадают с воспитательными  целями –формирование определенной корпоративной культуры в системе  гос службы.

12. Правительство:  понятие, компетенция, формирование и состав.

Правительство –это коллегиальный  орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распределительной (административной) деятельностью в  стране.

В состав Правительства входят руководители наиболее значимых органов центральной администрации. С точки зрения политического состава правительства бывают: однопартийные, беспартийные и коалиционные. Однопартийные формируются либо при парламентарной, либо при смешанной форме правления. В президентской республике однопартийное правительство формируется Президентом из представителей своей партии. Коалиционное правительство формируется при парламентской или смешанной формах правления, когда ни одна из партий не набирает абсолютного большинства голосов на выборах.  Беспартийное правительство образуется если в Парламенте не удается создать коалиции, а распустить Парламент не целесообразно. Такие Правительства называют служебные, деловые или чиновничьи. Существуют также Правительства национального единства. Формируются в кризисные моменты страны. Разновидность коалиционного правительства. Правительство меньшинства формируется из представителей не правительственных партий. Правительство которое формируется в соответствии с Конституцией считается постоянным Правительством. Сформированные неконституционным путем- временные Правительства.

Одним из основных (основополагающих) признаков  определения объема компетенции  Правительства является форма правления. 

В государствах с парламентарной формой правления, Правительство осуществляет почти всю компетенцию главы государства. Кроме того, имеет и собственные конституционные полномочия. Для социалистических стран характерно подробное регулирование конституции деятельности Правительства.

В федеративных государствах, компетенция  Правительства входит в общегосударственную  компетенцию.

Согласно КРФ Правительство  России:

- обеспечивает проведение единой  финансовой, кредитной и денежной  политики; политики здравоохранения,  образования; социального обеспечения, экологии;

- осуществление управления федеральной  собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению  обороны страны;

- осуществление гос безопасности;

- обеспечивают реализацию внешнеэкономической  политики;

- разработка и представление  Государственной Думе федерального бюджета.

Две основные модели формальной организации  Правительства:

парламентская модель – формирования Правительства на базе итогов парламентских  выборов;

внепарламентская модель –исполнительная  власть в доверии Парламента не нуждается и формируется независимо от него.

В гл.2 ФКЗ «О Правительстве РФ»  определяется состав Правительства  и порядок его формирования. Правительство  РФ состоит из членов Правительства  РФ- Председателя, его заместителей и федеральных министерств (агентств).Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что Председатель Правительства РФ имеет 6 заместителей, в том числе заместителя Председателя Правительства РФ- Министра сельского хозяйства РФ и заместителя – министра финансов РФ.  

Порядок назначения Председателя закреплен  В КРФ ст.111. Он назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Предложение вносится не позднее  двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

РФ не может эффективно существовать как государство если  не будут  разграничены полномочия между центром  и субъектами. Данные полномочия были разграничены Федеральным договором  в 92г., который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР 78г. после принятия КРФ 93г этот договор сохранил свою силу, но перестал быть частью основного закона. В настоящее время разграничения полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании: КРФ, федерального договора, договора между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения- выделение трех сфер ведения: исключительное ведение РФ, совместное ведение РФ и субъектов РФ, ведение субъектов РФ. К сфере исключительного ведения РФ относится группа вопросов: гос строительство: принятие и изменение КРФ, ФЗ, федеративное устройство, регулирование и защита прав и свобод гражданина и тд. по каждому направлению; регулирование экономики и социального развития; оборона и охрана границы; создание правоохранительных органов и правовой системы; метеорология и статистика; гос награды и почетные звания.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории управления»