Шпаргалка по «Теории управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка

Краткое описание

1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы госэкзамена.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Применение в 2003-2005 годах программно-целевого метода в муниципальных образованиях Читинской области  при разработке программ социально-экономического развития позволило, на наш взгляд, сформировать целостную политику социально-экономического развития, в которой были определены и обоснованы цели, задачи, методы решения задач, а также необходимые ресурсы.

Однако реализация этих программ не обеспечила достижения желаемых результатов. Так, для выполнения программы были выделены значительные финансовые ресурсы из областного и местных бюджетов, но полученные результаты оказались неадекватны этим ресурсам, а складывающиеся в городе социально-экономические тенденции носят противоречивый характер.

 Итоги реализации  программ позволяют сделать вывод, что существующая методическая база программно-целевого управления социально-экономическим развитием области не достаточна для того, чтобы получать планируемые результаты. Исследование процесса управления социально-экономическим развитием позволило выявить, что одной из основных особенностей являются короткие прямые и обратные связи. Отсюда высокой влияние персональных функций сотрудников администрации на эффективность реализации социально-экономической политики. В настоящее время в содержании функций отсутствуют принятые цели и не учитываются ресурсы развития. В результате программные мероприятия игнорируются системой управления, отсутствует контроль их реализации и корректировка. В связи с этим механизм реализации программно-целевого управления должен включать, помимо взаимоувязанных целей  ресурсов, целевые функции сотрудников администрации, которые бы определяли содержание деятельности каждого сотрудника по развитию объекта управления, и в итоге его роль в развитии города. Основу формирования целевой функции каждого сотрудника администрации составляют установленные цели развития муниципального образования, задачи, обеспечивающие достижение этих целей, методы решения задач, а также персональные (должностные) функции сотрудников.

Чтобы получить полное представление о программно-целевом методе решения социально-экономических проблем разного уровня и масштаба, обрисуем более обстоятельным образом основные черты и признаки этого метода. Программно-целевой метод используется чаще всего в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы. Данный метод относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем.

  Применение программно-целевого метода исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей. В то же время программно-целевой метод допускает постановку целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представить собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий. Этот метод характерен еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому  методу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах, с учетом разных сторон. Сердцевину ПЦМ представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий, мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. В построении программы целереализующих действий посредством выполнения набора процедур, формирующих их состав и позволяющих убедиться, что намеченные цели приводят к достижению поставленных целей, и состоит суть ПЦМ. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

  Подобная согласованность  достигается благодаря тому, сто  ПЦМ опирается на использование  логической схемы формирования  программ, выраженной формулой: «цели  программы – пути достижения  программных целей -  средства, необходимые для практической реализации путей». Вкратце главная формула применения ПЦМ звучит как «цели – пути – средства» и отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных, в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами. ПЦМ не только ориентирует используемые средства на достижение программных целей, но и взаимно согласовывает, увязывает цели и средства.

  Еще одна характерная  черта ПЦМ управления решением сложных социально-экономических проблем заключается в его приспособленности к поиску эффективных, экономических вариантов проблемных решений. В процессе  взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных  потребностей осуществляется не только взаимная подгонка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов. Такой анализ направлен на поиск целереализующей системы программных действий, удовлетворяющей одному из двух условий:

  1. достижение заданных величин целевых ориентиров при минимально допустимых затратах ресурсов и в возможно более короткие сроки;
  2. достижение максимально возможного  целевого эффекта при заданном (ограниченном) уровне затрат на решение программной проблемы в определенные сроки.

Так как применение ПЦМ связано  с решением отдельных проблем  социально-экономического развития, то приходится иметь в виду связь  данной программной проблемы с другими  проблемами и с общими политическими, экономическими, социальными, экологическими условиями внешней по отношению к проблеме среды. Наличие этой среды накладывает ряд ограничений на избираемые программные способы решения проблемы и намечаемые к использованию ресурсы. Необходимо принимать во внимание законодательные, нормативно-правовые ограничения. Учет подобных ограничений наряду с анализом возможных побочных последствий предпринимаемых программных действий свойственен корректно используемому  ПЦМ.

ПЦМ включает в себя следующие  взаимосвязанные и взаимообусловленные  процедуры проблемно-ориентированного управления:

  • анализ и отбор наиболее важных, настоятельных, кризисных проблем функционирования экономики и социальной сферы, жизнедеятельности государства и общества, сохранения естественной среды обитания людей;
  • формулирование системной совокупности структурированных, ранжированных по масштабности, значимости, главенству целей и целевых задач, достижение (решение) которых исчерпывает выявленную острую проблему;
  • установление комплекса мер, действий, направленных на решение выделенной проблемы; координация, ориентация действий во времени, их взаимная увязка, привязка мероприятий к исполнителям на основе вариантного анализа и отбора предпочтительных вариантов;
  • определение вида и количества трудовых, материальных, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий; источников приобретения, получения ресурсов; рационализация состава ресурсного обеспечения с позиции экономии ресурсов, минимизация затрат на основе взаимозаменяемости и взаимодополняемости;
  • создание и приведение в действие организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных программных мер, контроля за их исполнением и обеспечением, оперативного регулирования и корректирования.

  Специфическим признаком ПЦМ  является формирование функциональной системы действий перед установлением совокупности адресных программных мероприятий, направленных на достижение цели. Эта характерная особенность метода часто упускается из вида исследователями ПЦУ. Разделение системы целереализующих действий на функциональные, характеризующие содержание намечаемых мер, и адресные, определяющие исполнителей программных мероприятий, носит принципиальный характер и имеет прямое проявление в выделении функциональной и адресной структуры целевых программ. Логическая обоснованность такого разделения вытекает из необходимости вначале установить, что надо делать для достижения намеченных целей, а затем уже определить, кто это будет делать. Адресный подход выявляет круг исполнителей программы и одновременно устанавливает принципы их привлечения к участию в реализации программных мероприятий. Привлечение может осуществляться на директивной основе, если потенциальные исполнители непосредственно подчинены инициатору, заказчику программы; на основе заинтересованности участников в решении программной проблемы и в достижении программных целей; на экономической, рыночной основе, если программные мероприятия, работы предлагается выполнять как оплачиваемый заказ, по договору, контракту.  И только при наличии предварительно сформированного набора согласованных во времени программных действий облегчается последующее установление адресной структуры целереализующей системы в увязке с конкретными исполнительными органами, хозяйствующими субъектами, организациями и лицами. Ведь чаще всего с реализацией каждого программно-функционального мероприятия (целевой задачи) связаны многие исполнители, каждый из которых выполняет определенное программное задание, поручение.

    ПЦП свойственны также  некоторые особенности планирования  ресурсного обеспечения, согласно которому определяется уровень потребных затрат на достижение цели. Так как в комплекс программных действий включаются все мероприятия по достижению намеченных целей, тем самым в полной мере учитываются и все потребные ресурсы, все виды затрат.

  Таковы основные признаки  и свойства ПЦМ планирования, определяющие его содержание  и проявление в процессе установления  путей решения крупных, многогранных  социально-экономических проблем.  Так как ПЦМ воплощает общую  методологию управления решением проблем, отражает методические подходы и содержит методические рекомендации достаточно общего характера, следовательно, применяя ПЦМ к решению конкретной проблемы, приходится, опираясь на его принципы, методологию, разрабатывать методику и технологию определения программных целей, путей и средств решения данной проблемы с учетом ее специфики, индивидуальности, которую не способна отразить общая программно-целевая методология.

        Отсюда следует,  что применение ПЦМ требует  не только глубокого познания, понимания его природы и сущности, но и умения творчески использовать данный метод в конкретных ситуациях, вырабатывая детальные технологические процедуры составления программ и их реализации в соответствии с принципами программно-целевой методологии.

      Определим место  программно-целевого метода управления, а в более широком смысле  – программно-целевой методологии  в системе управления экономикой  исходя из функций управления, с которыми наиболее тесно  связан программно-целевой подход.

      Необходимо отметить, что эффективность ПЦМ управления как способа решения насущных проблем посредством разработки и реализации программно-целевых комплексов достигается только при строгом соблюдении принципов ПЦУ, сочетании присущих ему свойств, качеств. Неполное соблюдение программных принципов, непоследовательная реализация методологии и технологии целевого управления созданием программных комплексов  приводит к дискредитации ПЦМ управления, что часто наблюдается в экономической практике.

  Что же касается сценарно-ролевого метода, то здесь вырабатываются мероприятия для решения социальных проблем. В зависимости от признаков, отражающих содержание проблемы, с точки зрения условий разрешения этих проблем, определяется план мероприятий (сценарий) направленных на решение проблем, а также определяется круг ответственных лиц за решение данных проблем.  Особенностью данного метода является многовариантность вырабатываемых мероприятий.

4. Сущность и содержание региональной политики. Проблемы формирования и реализации.

Политика – это есть цели и задачи, решаемые и преследуемые людьми в связи с  их конкретными интересами, а также методы, средства и инструменты, с помощью которых эти интересы отстаиваются и защищаются.

Экономическая политика – система мер государства, направленная на улучшение его экономического развития.

Цели и содержание экономической  политики зависят от характера общественного  строя, а также от внутренних и  внешних условий развития страны.

Цели:

  • Стабилизация экономического развития страны;
  • Улучшение экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Задачи региональной экономической  политики сводятся к изучению регионального  рынка, а также спроса и предложения  с целью управления экономическим  потенциалом региона.

Региональная политика  - это такая сфера, которая реализует интересы государства в отношении региона, а также внутри интересов самого региона методами и способами, учитывающими природу современных региональных интересов и осуществляемыми применительно к меж- и -внутри региональным  связям.

Главный приоритетный государственный  интерес заключается в минимизации  негативных проявлений, территориальной  дезинтеграции на уровне субъектов.

Наиболее значимые параметры или  индикаторы государственный региональных интересов:

    1. Соотношение уровня и образа жизни населения, его отдельных слоев государственным или местным стандартам.
    2. Наличие региональных финансово-бюджетных или других источников регулирования социально-экономической ситуации.
    3. Функционирование инфраструктурнообеспеченных внутри и межрегиональных связей.
    4. Наличие природно-ресу<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style

Информация о работе Шпаргалка по «Теории управления»