Шпаргалка по «Теории управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка

Краткое описание

1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы на вопросы госэкзамена.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Сегодня во всем мире признано, что  информация является важнейшим средством  организации и регулирования  частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действительным инструментом и «материей» управления. Движение к «информационному обществу» еще более усиливает роль информации в решении любых человеческих проблем.

В таких условиях получение новой информации, хранение и поиск уже созданной, адекватное понимание и актуальное использование информации уже становится очень трудным делом, требующим времени, сил и средств, создания специальных структур, применения новейших техники и технологии. Работа с информацией превращается в обширное и массовое занятие людей, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации общественного развития. Перед обществом стоит проблема овладения информацией, ее организации, каналов движения, способов осмысления и оценки, механизмов эффективного использования на практике. Если здесь на будут приняты упорядоченные меры, то общество может «утонуть» в информации, остаться только с ее «шумами», которыми и так уже переполнен так называемое информационное поле. Проявляется парадокс: обилие информации создает информационные иллюзии и лишает людей достоверной и реальной нужной им информации.

Разумеется что информация как  совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и тд, собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу гос управления. По существу, все управленческие процессы –это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самой важное, в управлении  вообще и в гос управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации гос-управленческих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация это  часть социальной информации, которая выделена из общего массива по критериям пригодности к обслуживанию гос-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий. Она своими «корнями» проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы управленческой организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых по месту и роли государства в системе частной и общественный жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных гос органов; во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативно правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах; в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управленческих объектов, которые дифференцируются и конкретизируют управляющие воздействия различных гос органов, а также формируют специфические виды правоотношений; в-четвертых, по восприятию управленческих воздействий и соответствующим изменениям под их влиянием, что свидетельствует о развитии управляемых объектов в следствии гос управления и возникновению в них новых потребностей в новых управляющих воздействиях.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

нормы законодательных и иных актов, управомочивающие гос органы и гос  служащих на принятие отдельных управленческих решений или совершение управленческих воздействий в обозначенном времени и направлении ;

обращение граждан в гос органы по реализации своих интересов и  субъективных прав;

обязательные указания вышестоящих  гос органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность гос управления;

факты, отношения, выявления в процессах  контроля, которые отражают состояние  управляемых объектов, а также  уровень функционирования управленческих компонентов;

проблемные, конфликтные, экстремальные  и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве гос органов и должностных лиц.

Проблемная ситуация возникает  тогда, когда обнаруживаются серьезные  отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов или подчиненных  управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперированной деятельности множества людей, становится явной необходимость в изменении заданных целей и параметров деятельности.

Конфликтная ситуация, состоящая в возникновении противоречий, которые участники управленческих и иных отношений не в состоянии разрешить самостоятельно, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов.

Требования к информации:

актуальность – собранная информация отличается оперативностью сбора и  передачи, новизной, соответствует  задачам сегодняшнего дня и может  способствовать их решению;

достоверность- определяет ее способность  схватывать и отражать факты, события  и особенно их причины и взаимосвязи;

достаточность –свидетельствует о  том, что информация полученная по целому ряду систем увязанных вопросов, глубоко  и всесторонне раскрывает исследуемый  процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса;

доступность –информации связана  с ее открытостью, гласностью, возможность  ее  оперативного получения в  нужном объеме;

аутентичность –обуславливает текстуальность и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка.

6. Эффективность  государственной службы: критерии  и модели оценки.

Результаты гос управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. И все общество в целом, и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности гос управления. Однако подобное ценностное отношение людей к гос управлению не заменяет необходимости специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества гос управления или его отдельных проявлений в тот или иной исторический момент.

Обществу нужны не только периодические  изменения в управлении (революции  и реформы, реорганизации и прочие), а также его составление, при  котором совершенствование гос  управления носило бы постоянный, профилактический, предупредительный характер и в каждый данный исторический момент гарантировало его высокий уровень.

В гос управлении эффективность  определяется как соотношение положительных  результатов и допустимых затрат, т.е. решение гос органа можно  назвать эффективным если наилучший результат достигнуть при заданных временных издержках или если результат получен при самых низких издержках выбора. Эффективность организации включает в себя три группы факторов:

1. внутри организационные –  организационная структура, профессионально квалифицированный потенциал организации, социальная политика;

2. промежуточные перспективы, которые  в свою очередь включают человеческие  ресурсы, организованность или  психологический климат, методы  принятия решений, уровень доверительности,  способы мотивации, стимулирование деятельности;

3. результирующие итоги труда:  рост или падение результатов  труда, степень удовлетворенности  потребителей и др.

одним из основополагающих  критериев  эффективности гос службы на современном  этапе является уровень социального партнерства –уровень взаимодействия политико-административной элиты и населения в системе гос управления.

Сегодня понятие эффективность  гос управления связано с появлением новой парадигмы политики управления. Предыдущий подход носит название технократическая парадигма управления –использующая программно целевой подход к управлению, а монополия общегосударственных интересов. Новая партисепативная базируется на политическом маркетинге, т.е. анализ, учет политических интересов всех заинтересованных групп: государство, регион, муниципалитет. Таким образом эффективности гос управления должна оцениваться с точки зрения подхода по учету разноуравневых интересов. Характеризуется использованием сценарно-ролевого подхода в управлении или ситуационного подхода.

Критерии эффективности гос  управления заключаются в следующем:

в степени соответствия направлений, содержания и результат деятельность управления структурой, теми параметрами  которые определены конституционно-правовым статусом данных органов;

законность решения соответствия управления структурой;

реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие объекта управления;

глубина учета и выражения управленческих решений направленных на удовлетворение потребностей населения и учитывающего его интересы;

влияние управленческой деятельности на внешнюю среду: нравственные, идеалистические, взаимодействие с общественными  организациями, объединениями и  др.

Методика системной оценки эффективности  гос службы включает следующие позиции:

организованность и сплоченность организации в целом: единая цель или идея, уровень конфликтности, исполнительной дисциплины, ресурсного обеспечения принятия решений и степень реализации управленческого решения;

уровень профессиональной подготовки профессиональной элиты: наличие специалистов с профессиональным образованием, стаж, опыт работы гос и муниципальных служащих, экспертов и разработки концепций, планов, программ и др;

уровень взаимодействия с общественными  организациями: поддержка общественных организаций со стороны администрации, степень информированности гос и муниципальных службы о проблемах общественных организаций;

отношение населения к местной  административной элите: взаимоотношение населения с бизнес элитой, с оппозицией, степень организованности населения;

оценка социально-экономических  положений: степень дотационности, состояние социальной сферы, уровень  жизни, экологическая ситуация, степень  удовлетворенности социальных потребностей населения.

7. Этические  требования к государственному  служащему: основные принципы, нормы, качества.

Этика связана с ценностями к  человеческому поведению, которые  свидетельствуют о правильном или  ошибочности определенных действий, о мотивах и результатах таких  действий.

Проблема этики в гос управлении связана с тем, что перед гос служащими возникает вопрос морального выбора в процессе его профессиональной деятельности.

В последнее время общеупотрбимым стало сочетание слов – административная этика. Понятие означает кодекс поведения  гос служащих, предписывающий им определенный тип нравственных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения отправления ими своей профессиональной службы. Этика наряду с психологическими, педагогическими, экономическими  и другими компонентами – только одна, хотя и очень важная составляющая в профессиональной культуре административных работников.

Административная этика как  новое научно- педагогическое направление  изучает влияние морали на работу гос аппарата и ищет ответы на вопросы, что являются правильными, а что  ошибочным в поведении гос служащих, и что необходимо предпринимать для формирования у них высоких моральных принципов.

В качестве средства регулирования  поведения руководителей и служащих выступает внешний контроль (правила, кодекс, законы) и внутренний контроль (убеждения, ценности и нормы).

При возникновении этических дилемм (например, этика выбора средств  и цели) управленцы должны следовать  трем принципам:

максимальный социальный результат  и удостоверение интересов большинства  людей.

соблюдение прав, свобод и достоинств других лиц.

справедливое распределение выгод  и издержек среди различных групп  и слоев общества.

В последнее время наряду с традиционными  проблемами административной этики  – коррупцией, неэтическим поведением, дискриминацией и другими подобными  возникают новые, связанные с приватизацией, децентрализацией, информационными технологиями и т. д.

Культура является ценностным выражением деятельности людей, ее результатом  и специфическим способом преемственности  поколений. Этот общеметодологический подход позволяет профессионально-управленческую культуру гос служащих рассматривать как переменную и результирующую из суммы  представлений о значимости норм, принципов, образа поведения, составляющих основу организационно-правовой структуры данной категории людей. Именно эти совместные ценности являются центральным и связующим звеном организации гос служащих как социально-правового института.

8. Государственная  служба как организационный институт. Организационные принципы государственной  службы в современной России.

С точки зрения  системно структурного анализа гос служба выступает как организационный институт. Данное определение рассматривается в трех аспектах:

1. гос служба внутренняя упорядоченность,  согласованность, взаимодействия  более или менее дифференцированных  и автономных элементов (данный аспект предполагает рассмотрение гос службы как системы);

Информация о работе Шпаргалка по «Теории управления»