Шпаргалка по "Основам управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:50, шпаргалка

Краткое описание

· 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
· 2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
· 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
· 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
· 5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
· 6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
· 7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
· 8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
· 9. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ту.docx

— 149.22 Кб (Скачать файл)

Выходом рассматриваемого этапа должен быть: 1) план работы группы выработки предложений и полностью отражающей содержание работы, состав группы и сроки завершения работ; 2) система контроля хода и качества выработки решения, включающая организацию контроля и силы, выполняющая контроль, а также организации, созданные для реализации этого этапа: группа выработки предложений и контроля за ходом и качеством выработки предложений.

Порядок работы на данном этапе: 1. Планирование и организация предстоящей деятельности. 2. Установление лиц, ответственных за контрольные мероприятия. 3. Установление сроков проведения контрольных мероприятий.

Результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого  решения руководителя. Особенность этапа: процесс разработки плана выработки решения должен совпадать с процессом выработки решения, однако методы, применяемые на этапах планирования, должны быть другими: так как речь идет только об уточнении, а не о поисках наиболее подходящего варианта. На данном этапе реализуются функции планирования этого процесса и организации, то есть создание реальных организаций, способных организовать спланированный, разработанный процесс и осуществить контроль за ходом и качеством выработки решения.

Уточнение и детализация  задач, определение мероприятий, которые  необходимо осуществить, для достижения поставленных целей (3-й этап):

1. Осознание цели деятельности, для достижения которой должно быть разработано решение. 2. Установление системы задач, которые необходимо осуществить для достижения цели. 3. Исключение из определенной на 2-м шаге системы задач тех, которые жестко регламентированы руководящей документацией для включения их в список задач, решаемых при реализации третьей функции управления – организации. 4. Сопоставление разработанной подсистемы задач, требующих творческого решения, с поставленной руководителем на 1-м этапе. Если разработанная система будет отличаться от определенной руководителем, то необходимо предоставить аргументированный доклад о новой системе задач для ее утверждения. 5. Создание подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из представленных задач. 6. Установление технологической последовательности осуществления задач и мероприятий.

Вход 2-го этапа – цель деятельности и основные задачи, которые необходимо осуществить для достижения цели, поставленной руководителем на первом этапе процесса выработки решения.

Выход – система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

27. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ (4-Й ЭТАП)

Порядок работы на этапе анализа  факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели, состоит из следующих основных этапов:

1. Анализ особенностей и времени деятельности по выполнению каждого из мероприятий. При этом необходимо учитывать количество времени, затраченное на проведение каждого из мероприятий, определить факторы, оказывающие влияние на изменение временных границ.

2. Установление подсистем внутренних и внешних факторов, влияющих на качество выполнения. Выявление их основных характеристик и особенностей функционирования в определенных условиях.

3. Установление характера изменения факторов в зависимости от времени выполнения каждой задачи и каждого мероприятия в отдельности.

4. Установление параметров (количественных характеристик), характеризующих факторы.

5. Установление характера влияния параметров (факторов) на качество выполнения мероприятий.

Выход 4-го этапа – система задач и подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели – система факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние как на эффективность деятельности в целом, так и на отдельных ее этапах.

Сущность деятельности на 4-м этапе: рассмотрение особенностей выполнения каждой задачи, каждого мероприятия и на их основе постановки определенного набора факторов внешней и внутренней среды таких, от которых зависит качество их выходов.

Факторы внешней  среды – характеристики, координаты состояния системы – это такие факторы, которые не зависят от управляющих воздействий не непосредственно, а косвенно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы внешней среды. Чаще всего факторы внешней среды оказывают более сильное воздействие, чем факторы внутренней среды.

Внутренние факторы – это управляемые факторы, которые характеризуются системами показателей, по величине которых следует судить об эффективности деятельности системы в целом. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить возможно большее значение этих показателей при существующих ограничениях на время и ресурсы. Внутренние факторы могут подлежать изменению в зависимости от установленных ограничений, преследуемых целей деятельности и их возможной корректировки.

Особенность: такие факторы полностью зависят от выработанных и существующих управляющих воздействий, которые также являются факторами внутренней среды.

28. ПРОГНОЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ (5-Й ЭТАП)

Вход для 5-го этапа – это выходы 3-го и 4-го этапов – прогнозное моделирование процесса достижения цели будущей деятельности, для управления которой и принимается решение.

Выход 5-го этапа – набор предусмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант действий.

Цель моделирования  при выработке решения – получение такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.

Порядок работы на этапе моделирования:

1-й шаг моделирования – определяется вид основного показателя качества деятельности по достижению цели.

2-й шаг – определение видов и качества необходимых ресурсов и их наличие.

Характеристики  качества требуемых и наличных ресурсов: 1) для исполнителей – производительность, безошибочность работы, зависящие от уровня обученное™, моральных, социально-психологических и физиологических характеристик; 2) для других видов ресурсов – производительность, надежность и т. д.

На 3-м шаге происходит смысловое, оперативное, вербальное описание вариантов будущих действий.

Выходом 3-го шага этапа модернизации является множество возможных вариантов действий, описанных в неформальном виде. На этом этапе исключаются не эффективные варианты.

Особенность 3-го шага: при отсутствии времени, на нем заканчивается этап моделирования и из полученных вербальных моделей вариантов действий осуществляется качественный, интуитивный выбор лучшей, которая после согласования и утверждения становится решением.

При количественном анализе  определенных на 3-м шаге моделирования  вариантов действий, процесс моделирования  переходит к 4-му шагу, определению показателя или показателей эффективности и системы параметров, от которых эти показатели зависят.

На 5-м шаге определяется модель. Для социальных систем, наиболее приемлемыми видами модели предстоящей деятельности могут являться слабо структурированные модели.

На 6-м шаге осуществляется разработка выбранной модели, сущность которой будет сводиться к формализации процесса деятельности, то есть к логико-математическому описанию этого процесса.

Так как разрабатываемая  модель является прогнозной, она должна обеспечить прогнозное значение показателей  качества в зависимости от варианта деятельности, устанавливаемого управляющими воздействиями, и от прогнозных значений факторов внешней среды.

На 7-м этапе осуществляется программирование и отладка модели. Этот шаг является техническим, но при его осуществлении выявляются все ошибки, неточности, которые были допущены на предыдущих шагах.

8-й шаг – исследование модели путем экспериментирования на компьютерной модели.

29. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ (6-Й ЭТАП). ВЫБОР ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ И ДОВЕДЕНИЕ ЕГО ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (7-И ЭТАП)

Технология согласования проекта решения с исполнителями (6-й этап) состоит из следующих  основных шагов:

Шаг 1. Установление перечня исполнителей, которые будут участвовать в реализации решения. Определение ответственных лиц.

Шаг 2. Доведение проекта решения до заинтересованных лиц. Предоставление им всей необходимой информации.

Шаг 3. Установление заинтересованными лицами степени их участия в реализации предложенного решения.

Шаг 4. Анализ заинтересованными лицами своих возможностей. Если очевидно, что решение реализуемо, то осуществляется переход к шагу 7, если не реализуемо – осуществляется переход к следующему шагу.

Шаг 5. Обоснование вывода о нереализуемости.

Шаг 6. Установление приемлемого варианта решения.

Шаг 7. Доклад о своем решении руководителю группы выработки предложений.

Шаг 8. Подготовка проекта решения для отчета руководителю.

Вход 6-го этапа – полученные в результате моделирования варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из этих действий.

Выход 6-го этапа – согласованный с исполнителями проекта решения. Сущность деятельности на этапе – согласование проекта решения с исполнителями, оценка исполнителями реализуемости вырабатываемого решения и уточнение его с учетом реально имеемых ресурсов у исполнителей.

Порядок работы на этапе утверждения решения (7-й  этап):

Шаг 1. Доклад руководителей группы выработки предложений руководителю (проекта) вариантов деятельности по достижению цели, условий, в которых будет происходить эта деятельность, правила выбора лучшего из предложенных вариантов.

Шаг2. Выбор руководителем (проекта) лучшего, на его взгляд, варианта с учетом собственного опыта, профессиональных знаний и интуиции.

Вероятны случаи, когда  руководитель (проекта) потребует дополнительных сведений для принятия решения, доработать предложения в том или ином отношении или даже изменить их, если такие действия, по его мнению, будут способствовать более эффективной деятельности.

Вход 7-го этапа – скоординированные варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них с учетом мнения исполнителей.

Выход 7-го этапа – выход всего процесса выработки решения.

Сущность деятельности на этапе утверждения решения –  осуществление волевого акта руководителем  по утверждению одного из вариантов  действий, которое на взгляд руководителя является наиболее оптимальным в  сложившейся ситуации.

30. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО УРОВНЮ СТАНДАРТНОСТИ И ПО ПРИЗНАКУ МАСШТАБНОСТИ

Классификация управленческих решений в зависимости от уровня стандартности, типичности, наличия  или отсутствия аналогов: 1) запрограммированные (структурированные); 2) незапрограммированные (слабо структурированные).

Запрограммированные решения отличаются отработанной моделью, включающей стандартные, привычные процедуры их выработки и обоснования. Алгоритм решения известен заранее и следует только приспособить его к решаемой проблеме с учетом присущих ей условий и ограничений.

Применение запрограммированных  решений: решения свойственны часто встречающимся типичным проблемам, простым проблемным ситуациям, выход из которых требует достаточно рутинных решений и процедур их принятия.

Цели и задачи таких  решений или хорошо известны, или  заданы извне, а лицам, принимающим  решение, необходимо сделать выбор  способа действий из относительно небольшого набора допустимых вариантов.

Особенность: прежде чем использовать набор стандартных, программных процедур принятия подобных решений, необходимо убедиться в результативности выбранного таким способом решения.

Незапрограммированные, слабо структурированные решения типичны для нестандартных проблем, для ситуаций, отличающихся новизной, неопределенностью.

Применение незапрограммированных  решений: такие решения принимаются в случае, когда типовые процедуры, программные модели поиска путей выхода из сложившейся проблемной ситуации не ведут к рациональным, приемлемым решениям. Слабо структурированные решения характерны для принципиально новых, нестандартных проблем.

По признаку масштабности зоны действия и уровня принятия управленческих решений их разделяют на макроэкономические и микроэкономические решения.

Макроэкономические решения распространяют свое действие на всю экономику в целом, на крупные отрасли и регионы, на представительные секторы экономики и социальной сферы. Это решения, оказывающие влияние на объемы и структуру производства в масштабах страны, на федеральный и региональный бюджеты, доходы и расходы населения, инвестиции в экономику, темпы экономического роста. Макроэкономические решения принимаются законодательными, исполнительными, судебными органами государственной власти в высших эшелонах управления. Чаще всего это незапрограммированные или частично запрограммированные решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам управления"