Шпаргалка по "Основам управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:50, шпаргалка

Краткое описание

· 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
· 2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
· 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
· 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
· 5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
· 6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
· 7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
· 8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
· 9. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ту.docx

— 149.22 Кб (Скачать файл)

Основатели школы  человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

Особенность школы  человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.

Элтон Мэйо (1880–1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.

В целом, представители школы  человеческих отношений считали, что  групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации  управления. Они подвергали критике  тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.

Поведенческая модель в управлении

Теория человеческих отношений  получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении.

Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами.

Определяющие факторы  повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива.

Управление, ориентированное  на поведенческий подход, состоит  из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе.

Школа поведенческих наук способствовала росту эффективности  организаций за счет увеличения эффективности  использования человеческих ресурсов.

Развитие количественной школы связывают с развитием статистики и математики. Представителями этой школы являются: R Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир. Школа использовала точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), статистику, кибернетику, теорию исследования операций) для решения управленческих задач. Представители этой школы способствовали более глубокому пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и точных методов в управлении послужило внедрение и развитие компьютерной техники.

5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.

Управление в социально-экономических  системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.

Разновидности специальных  теорий управления:

1) теория государственного регулирования экономики;

2) региональный и муниципальный менеджмент. Задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Предмет науки  управления – управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Объекты управления: 1) аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг); 2) отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт); 3) территориальные общности людей (область, район, город); 4) отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР); 5) виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.); 6) характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.

Основной элемент любой  социально-экономической системы  – человек, он может быть и объектом, и субъектом управления. Именно на человека направлены управляющие воздействия  в рамках государственного и корпоративного управления.

Человек и организация  в целом реагируют на управляющее  воздействие с учетом предварительных  оценок и самостоятельного анализа  последствий собственной реакции. То как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них  – от этого зависит эффективность  работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.

Основные функции  управления: 1) целеполагание; 2) анализ; 3) прогнозирование; 4) планирование; 5) организация; 6) координация; 7) мотивация; 8) обучение; 9) учет и контроль; 10) коммуникация; 11) принятие решений.

Все функции управления тесно  связаны друг с другом и взаимно  дополняют друг друга.

Методы управления – способы выполнения функций управления.

Классификация методов управления по содержанию: 1) экономические; 2) административные (организационно-распорядительные); 3) социально-психологические.

6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ

Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.

Слово «менеджмент» употребляется  по отношению к людям, коллективам  и организациям: менеджмент организации  означает управление этой организацией.

Предмет науки  общего менеджмента – общие закономерности, принципы и методы управления организациями.

Два основных смысла понятия «менеджмент»:

1) процесс управления;

2) группа людей, составляющих орган управления. Определение понятия «менеджмент» Оксфордским словарем: 1) способ обращения с людьми;

2) административные навыки и умение особого рода;

3) искусство управления; 4) орган управления и люди, его составляющие.

Основные значения термина  «менеджмент» в русском языке: 1) наука управления; 2) процесс управления людьми в организациях; 3) орган управления и люди, его составляющие.

Специальный менеджмент – управление объектами с учетом их специфики или управление специфическими процессами, ресурсами.Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.

Объект общего менеджмента – люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе управления этими организациями.

Объект специального менеджмента – своеобразные отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Объектом специального менеджмента могут быть некоторые разновидности специальных процессов (финансовые потоки, исследуемые финансовым менеджментом).

Управление – деятельность управляющей подсистемы, которая заключается в выработке управляющего воздействия, его осуществлении для достижения цели деятельности системы в целом.

Главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность, – цель.

Управление как сознательная целенаправленная деятельность свойственна  только человеку и организационным  системам.

Организационная система – общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей.

Признаки группы людей  как организационной системы: 1) если имеет одну цель, которую принимают  как общую цель все члены группы; 2) если группа состоит, по крайней мере, из двух человек, которые считают  себя частью этой группы; 3) если имеет  членов группы, которые сознательно  работают вместе, для того, чтобы  достичь значимой для всех цели.

Свойства организационной  системы: 1) способность выявлятьиудовлетворятьсвои потребности; 2) целостность; 3) регламентированное поведение и деятельность членов организации; 4) наличие организационной  культуры; 5) способность к самообучению и саморазвитию.

7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления. Развитие теории менеджмента проходило постепенно. Отдельные части этой теории можно встретить в Библии, Коране, трудах известных философов, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени.

Современная целостная  теория менеджмента – относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.

В конце XIX – начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя. Имелась сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, больше всего ценилась исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме.

В середине XX в. стала господствовать экономическая система, базирующаяся на экономическом принуждении, на материальном поощрении, на мотивации. Экономическая система характеризуется инициативой наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах, характеризующихся высокими результатами деятельности.

К середине 60-х  годов в практике менеджмента развитых стран сложилась ситуация, при которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести организацию к успеху. Использование любой из этих двух моделей управления, могло привести организацию к поражению в конкурентной борьбе.

В 90-е годы эти модели управления в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления. Основными характеристиками этой модели являются сочетание экономических и моральных стимулов, коллективизм и приверженность своей работе, собственному коллективу и организации в целом. Каждый работник участвует в деятельности организации, не только осуществляя круг своих обязанностей, но и участвует в поиске и разработке новых видов услуг, новых методов работы, новых социальных технологий. Каждый участвует в деятельности организации, подавая предложения по поводу улучшения методов работы, повышения качества услуг, развития организации. Такая модель сформировалась в конце XX в. в преуспевающих организациях стран Запада и Востока.

Особенность: менеджмент любой организации, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Но возможно выделить ту модель, к которой в большей степени тяготеет данная организация. Однако, постепенно новая модель становится доминирующей в практике менеджмента.

Новая модель управления – необходимый элемент поведения в условиях современного рынка. Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым и непредсказуемым изменениям окружающего мира. Она позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

В теории управления различают  внутреннее и внешнее управление.

Внутреннее управление, при котором управляющие воздействия создаются в самой управляемой системе, внутри нее. Орган управления, создающий управляющие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, исполняющие управление, при внутреннем управлении входят в состав управляемой организации, в ее штат.

Разновидностью внутреннего  управления является самоуправление. Самоуправление – это внутреннее управление регионом, предприятием, организацией, фирмой, компанией, осуществляемое их органами управления и играющее основную роль в управлении. При самоуправлении внешнее управление ограничивается узким кругом проблем общего характера и воплощается в виде законов, указов, правительственных постановлений, национальных программ, обязательных для обширного круга организаций и лиц, требующих обязательного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов.

Самоуправляемые территории, организации могут самостоятельно принимать и осуществлять управленческие решения, опираясь на собственное, внутреннее управление.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам управления"