Шпаргалка по "Основам управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:50, шпаргалка

Краткое описание

· 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
· 2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
· 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф. ТЕЙЛОРА И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ А. ФАЙОЛЯ
· 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ, ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
· 5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
· 6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
· 7. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
· 8. САМОУПРАВЛЕНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
· 9. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ту.docx

— 149.22 Кб (Скачать файл)

• социокультурные;

• технологические факторы и другие ресурсы. Микросреда состоит из отдельных субъектов:

организаций, групп и отдельных  лиц, которые имеют прямое отношение  к данному субъекту менеджмента  и его возможностям. Микросреда включает:

1) элементы и факторы, контролируемые руководством организации (выбор сферы деятельности, установление целей, инструментарий менеджмента в организации, уровень применяемых технологий, профессионализма и культуры персонала и др.);

2) элементы и факторы, не контролируемые организацией (включая других субъектов рынка – конкретных поставщиков, посредников, потребителей, конкурентов).

Особенность: взаимодействуя с факторами микросреды, субъект управления может контролировать и регулировать отношения с ними или имеет право выбирать на рынке тех субъектов, с которыми ему выгодно налаживать отношения. В связи с этим изучать микросреду можно применительно к конкретному субъекту рынка, или в общем плане.

Важное место среди  характеристик окружающей среды  организации занимает ее имидж.

Имидж отражает черты организации и ее деятельность, но складывается в сознании внешних субъектов и непосредственно определяет отношение к ней контрагентов, а опосредованно – поведение сотрудников, групп внутри организации.

Характеристики  имиджа организации: 

производственная (производится и предлагается контрагентам только то и так, что и как организация привыкла производить и предлагать);

• сбытовая (реализовать товар или получить клиента любыми способами);

• конкурентно-конъюнктурная (ориентация на поведение конкурентов и на спрос, который сформировался на рынке);

• маркетинговая – учет стратегических позиций партнеров и конкурентов при выработке, коррекции и осуществлении стратегии и активное формирование спроса в потребительской среде, приоритет долгосрочных контрактов, выгодных всем участникам, включая производителей, посредников и потребителей.

18. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ

Внутренняя среда – совокупность характеристик фирмы и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), оказывающих влияние на положение и перспективы фирмы.

Компоненты внутренней среды: миссия, стратегия, цели, задачи и структура организации, распределение функций (включая собственно управленческие), прав и ресурсов, интеллектуальный капитал (в том числе организационный и человеческий потенциал, обучаемость, ожидания, потребности и групповая динамика, включая отношения лидерства), стиль управления, ценности, культура и этика организации, а также системные модели взаимосвязей всех упомянутых характеристик.

Формализованные модели отличаются тем, что в них доминируют односторонние способы воздействия, стимулы-понуждения по линии «сверху вниз»:

1) технократические (характеризуются подчинением заданному производственному процессу); 2) автократические (подчинение воле руководителя); 3) бюрократические (подчинение организационному порядку, инструкциям поведения).

Персонализированные модели содержат многосубъектные взаимные воздействия, ориентации мотивирующего типа: 1) гуманизаторские(организация – семья, где конкретный работник и его творческий потенциал – главный ресурс организации);

2) демократизаторские (отличаются свободой маневра в принятии и реализации управленческих решений, с многочисленными обратными связями); 3) инноваторские (характеризуются поддержкой нововведений, предоставлением полномочий для творческого поиска, созданием творческой обстановки и т. п.).

Внешняя среда  управления

Внешняя среда – совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, но не подвластных ее руководству. Состав внешней среды: во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды.

Макросреда является единой для всех субъектов управления в  данной стране, регионе, для конкретных организаций, товаров и услуг.Особенность: элементы внешней среды – потребители, конкуренты, посредники и др., могут быть рассмотрены как в целом, т. е. как макросреда, так и как микросреда.

Основные характеристики внешней среды управления: 1) многокомпонентность; 2) рост сложности, подвижности, неопределенности; 3) нарастающая взаимосвязанность факторов (изменение одного из них приводит к изменению других факторов);

4) глобализация.

Глобализация – комплекс трансграничных взаимодействий между организациями, физическими лицами, институтами и рынками, создание единого общемирового, интернационализированного информационного, товарного, финансового пространства, интегрирование самых разнообразных субъектов в общемировые процессы.

Главные направления  глобализации: 1) рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества; 2) расширение технологий и финансовых средств, потоков товаров; 3) расширение масштабов информационных обменов через Интернет; 4) деятельность транснациональных корпораций;

5) интернационализация определенных типов преступной деятельности.

19. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Внешняя среда включает: 1) макрофакторы – политические, юридические, макроэкономические, научно-технические, социально-культурные и т. п.; 2) факторы микросреды – потребители, конкуренты, поставщики и посредники, источники капитала, трудовые ресурсы.

Политическая обстановка. В последнее десятилетие политическая обстановка характеризуется относительной стабильностью в сфере собственно политических институтов России и в отношении к ним социальных слоев.

Юридические факторы. К основным правовым достижениям относятся законодательные акты, регулирующие отношения собственности, предпринимательство, налогообложение, конкуренцию, защиту прав потребителей, рекламу, товарные знаки и др.

Макроэкономические  факторы. Характеризуются следующими показателями: объемы продукции промышленности и сельского хозяйства, валовой внутренний продукт, индекс потребительских цен, оборот розничной торговли, размеры инвестиций в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, объем платных услуг населению, экспорт и импорт товаров.

Информационные  факторы. С 90-х годов XX в. новые информационные технологии в сфере управления организаций и структур государственного управления задействованы достаточно широко.

Научно-технические  и технологические факторы. Основные направления повышения конкурентоспособности российской науки: 1) повышение престижности занятия научной деятельностью;

2) переоснащение парка научного оборудования;

3) противодействие утечке мозгов.

Демографические факторы. К ним относятся: численность, структура, динамика и занятость населения.

Потребители

Основные характеристики потребительского поведения: 1) увеличение значимости личного времени и экономии усилий на выбор и приобретение товаров и услуг; 2) внимание к проблемам и способам охраны окружающей среды.

Контрагенты в  целом. Для российской экономики свойственно отсутствие доверия экономических агентов друг к другу как во внутренних, так и в международных отношениях.

Конкуренты. Важнейшим инструментом борьбы зарубежных конкурентов с российскими экспортерами является антидемпинговое законодательство.

Поставщики и  посредники. Ключевой сферой конкуренции посредников на наиболее заманчивых региональных рынках России в ближайшее десятилетие станет розничная торговля. В рамках этого необходимо использовать современные технологии торгового сервиса, мерчендайзинга, логистики и дистрибьюции.

Трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов войны и труда и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, лица в нетрудоспособном возрасте, занятые в экономике. Источники капитала – собственные средства организации, заемные средства (кредиты банков или специализированных финансовых институтов – страховых компаний).

Типы материалов и технологий находятся под влиянием промышленной революции, стандартизации и механизации, компьютеризации. Технология представляет собой средство, с помощью которого ресурсы производства преобразуются  в конечный продукт.

20. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Методология управления – схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное осознание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения.

Компоненты методологии  управления:

1. Подход – компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов.

Разновидности подходов в управлении: 1) системный подход; 2) программно-целевой подход; 3) проектный подход; 4) маркетинговый подход, ориентированный на потребителя; 5) кибернетический; 6) информационный; 7) гуманистический подход; 8) интеграционный; 9) сетевой подход.

2. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, система понятий, воссоздающая осмысление значительных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора надлежащих методов, доминирующая в научном сообществе на протяжении конкретного исторического периода и подтверждающая собой определенный этап в развитии теории.

Современная парадигма  управления акцентирует свое внимание на человеческой личности с упором на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели.

4. Приоритеты (от лат. prior – первый, старший) в управлении – характеризуют акценты на те или иные сферы, с которыми могут быть сопоставлены результаты управляемой деятельности.

5. Ориентиры – в управлении определяются в различных сферах как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, которые позволяют определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, как стратегические или оперативные.

6. Критерии (от греч. kriterion – средство для суждения) в методологии управления – меры оценки. Наиболее важными являются комплексные показатели, позволяющие установить, классифицировать, оценить различные аспекты управленческой деятельности.

7. Альтернативы (от лат. alter – одно из двух) – возможные (обычно взаимоисключающие) варианты будущих ситуаций, роли, целей и действий организации, механизмов и процедур управления.

8. Процедуры выбора – методики и технологии оценки альтернатив. Методология определяет (в том числе на базе применяемых подходов, критериев и т. п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать.

9. Средства управления – инструменты, рычаги управления. Это материализованные аспекты, компоненты функций управления, предполагающие применение конкретных методов управления.

10. Ограничения – средства государственной защиты интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, а также обеспечения государственных интересов и выполнения международных обязательств.

21. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

«Метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.

Методы управления являются составной частью методологии, а  более конкретно – механизма  управления.

Механизм управления – совокупность средств и методов управления. Средства управления (рычаги, инструменты) – это все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования).Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления – способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.

Выбор методов  управления: методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит от: масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

Классификация методов  управления по различным признакам:

1. По масштабам применения: а) общие, относимые ко всей системе; б) особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др. 2. По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, включая методы ликвидации, банкротства. 3. По отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др. 4. По степени опосредованное™ воздействия – прямые и косвенные. 5. По управленческим функциям: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п. 6. По уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления. 7. По конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам управления"